В этой статье изложены техника подготовки цветных бумаг в стиле “Абру-Бахор”для росписи и выполнения миниатюр.
Узбекистан — одна из своеобразных, красивейших республик Востока. Этот край известен миру уникальными памятниками древней архитектуры, богатой культурой, прекрасными традициями и содержательными произведениями искусства.
В настоящее время в музеях страны хранятся древние рукописные книги с прекрасными миниатюрами, тончайшим орнаментальным узором и изысканными почерками мастеров — каллиграфов.
Изобразительное искусство Узбекистана имеет своеобразную историю. Листая страницы этой истории, мы становимся свидетелями того, что наряду с поэзией, музыкой, фольклором, прикладным искусством, развивалось и искусство рукописи.
Художники — каллиграфы, чтобы достичь наиболее эмоционального воздействия созданных произведений, всегда были в поисках новых художественных приемов в творчестве.
Эти творческие поиски художников — каллиграфов часто рождали новые направления и методы в искусстве. Художники стремились находить необычные средства выражения, особый художественный язык. Целью всех поисков методов направлений было одно: обогащать эмоциональность композиции произведения. Поиски высокохудожественного образа, нового в искусстве, продолжаются и в настоящее время.
На сегодняшний день многие художники Узбекистана работают в этом стиле одним из которых является член Академии художеств Республики Узбекистан талантливый художник, заботливый педагог Раим Хакимов родился в 1951 году в городе Бухаре.
Его творческая и педагогическая деятельность началась в 1975 году после окончания Республиканского художественного училища П. Бенькова. В студии изоискусства “Тонг” которую, организовал сам художник, обучал молодых людей рисованию. Картинами исторического жанра под названием “Тумарис”, “Ширак” и “Миршаблар” впервые он стал участником областной выставки бухарских художников и завоевал симпатию любителей изоискусства.
Он неустанно искал новые методы и подходы в живописи. Его неповторимый новый метод под названием “Абру-бахор” есть результат творческого поиска художника. Этот стиль в творчестве заинтересовал многих и был причиной выхода на свет пособия “Абру-бахор” для любителей.
Наша задача — рассказать вам о современном методе «Абру-Бахор».
- Применяем раствор китры или обойного клея.
- Вспомогательные инструменты шило и расчески.
- Применяем водные краски или пигменты.
- Применяется желчь для растворения красок.
- Можно контролировать и создавать рисунки при помощи инструментов (Шило и расчески).
- Краски на воде держатся довольно долго.
- Изготовленные бумаги применяют в основном для оформления книг и рукописи.
(Современный метод)
- Применяем чистую воду.
- Только кисти.
- Масляные краски.
- Маловероятен контроль рисунка на воде.
- Краски практически не держатся на воде.
- Можно создать красивые картины.
Задача художника, использующего эти две методики — создать красивые рисунки на бумаги.
Основываясь на практике, можно сказать, что многие художники, использовавшие современную технику один раз, вновь и вновь возвращаются к ней. Потому что бумаги, изготовленные в технике «Абру-Баҳор», очень притягивают художников своей красотой, сочетанием цветов и гармонией.
Современный способ «Абру-Баҳор» очень прост. Как и в старинном методе, нужно подготовить инструменты и принадлежности.
- Посуда для воды (высота 5–6 см)
- Бумаги.
- Масляные краски, разведенные разбавителем.
- Разбавитель.
- Кисточки.
Работу начинаем с того, что наливаем воду в посуду, которая стоит на равной поверхности.
Достаточно того, что вода будет достигать половины объёма посуды. 6–7 различных цветов краски разбавляем разбавителем в отдельных банках. Проверяем, насколько жидкими стали краски: они должны быт похожи на молоко. Затем, по мере необходимости добавляем разбавитель. Приблизительно 3–4 ст. ложки разбавителя брызгаем на воду. Потом брызгаем 3–4 разные оттенка краски. Краски ложатся на воду и сливаются между собой, создавая причудливые рисунки. Известно, что масло не оседает на дно посуды.
Посуда с водой и краскиРазбавитель и бумаги
Разбавитель брызгается на воду Краски брызгаются на воду
Поэтому какое-то время краски держатся на поверхности воды. Выбираем удачный момент и кладём на краску чистый лист бумаги. Бумага принимает на себя все прелести красок. Снимаем лист и оставляем высыхать. Надо обратить внимание на то, чтобы все листы ложились на воду с красками ровно.
Перед тем как положить очередной чистый лист на воду с красками, нужно обязательно проверить состав и количество красок. Если требуется, нужно брызнуть краски других цветов.
Бумагуположимнакраску
Бумагу снимаем с воды Готовые бумаги
Если краски плохо сливаются друг с другом, можно добавить, разбрызгивая ещё немного разбавителя. По мере получения красивых форм и цветов можно печатать новые листы. Этот процесс нужно продолжать до получения 40–50 печатных листов. Чем больше печатных листов, тем больше вероятность получить красивые, интересные и отвечающие требованиям художника бумаги. Бумаги должны сохнуть в горизонтальном положении на ровной поверхности. Надо отметить, что в этом методе случайность играет большую роль. Когда печатные листы высохли до конца, можно начинать творческую работу. Для чего нам понадобятся акварельные краски и белая гуашь. Акварельные краски — сочные и прозрачные, эти качества дают желаемый результат. Выбираем самые активные и красивые листы.
Раскладываем их на полу и смотрим каждый лист со всех сторон. Появившиеся на листах рисунки и локальность форм, изображённых на них, подсказывают художнику ту или иную композицию.
Теперь от художника требуется только внимание и умение увидеть единую композицию, не нарушая созданного прекрасного колорита. Во многих случаях рисунки на бумагах сами подсказывают художнику затейливые композиции, автору лишь стоит только более или менее конкретизировать формы.
Художники многие годы работают в прекрасной технике «Абру-Бахор». Попробуйте создавать картины при помощи этой техники. Дерзайте и творите прекрасное.
«Младенец» «Невеста и свекровь»
«Тайная встреча»
Литература:
- Раҳим Ҳакимов “Абру-Баҳор”вчера и сегодня2008 1–5 стр
- Среднеазиатские миниатюры Г. А. Пугаченкова Ташкент 1994 г 5–8 стр