Авторы: Полуднякова Наталья Августиновна, Вильцина Светлана Альбертовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Полуднякова Н. А., Вильцина С. А. Использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 830-832.

Статья посвящена использованию психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы. Раскрывая специфику предметного использования методов, корректирующих эмоциональное состояние участников образовательного процесса, отражается их здоровьесберегающий и активизирующий познавательную деятельность потенциал, способствующий эффективной реализации ФГОС ООО 2-го поколения.

Ключевые слова:психоэмоциональные методы, русский язык, литература, активизация познавательной деятельности, педагог, учащийся.

«Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки, – словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем, вместе с тем, наше ученье доступным ребенку, и сами входим в мир детского мышления»

К.Д. Ушинский

Концепция гуманизации образования меняет основное направление деятельности школы, нацеливая образование на личность ученика, находя свое выражение в демократизации школы, гуманитаризации обучения, профильной и уровневой дифференциации, развитии системы самообразования, создании условий комфортного обучения и ориентации на активную учебную деятельность школьников. В этих направлениях действуют ФГОС ООО 2-го поколения, образовывая сочетание единого образовательного пространства с возможностями ученика. Гуманистическое педагогическое образование ставит учащегося в центр процесса, а учитель организует обучение так, что школьник саморазвивается в процессе общения с педагогом и другими учениками.

В основу разработки ФГОС ООО 2-го поколения положен системно-деятельностный подход, в котором определяет главным результатом образования не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир-человек». В этом процессе личность человека выступает как активное творческое начало. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития – активная познавательная деятельность, при этом ее становление означает становление духовного развития. В обозначенном контексте Л.А. Сорокина отмечает: «ФГОС ООО 2-го поколения, реализующие системно-деятельностный подход, имеют целью не изменение содержания обучения и воспитания для отдельных школьников, а приспособление методов и форм работы к индивидуальным особенностям учащихся» [5; 7].

Реализуя цели и задачи стандарта учителю необходимо пересмотреть свои подходы к образовательной деятельности, найти наиболее эффективные методы взаимодействия с учащимися. Однако, ФГОС ООО 2-го поколения документ, определяющий не только деятельность педагога и отбор содержания учебных предметов, но и задающий критерии качества образовательной деятельности, выражающиеся в формировании «портрета идеального выпускника». Таким образом, модернизации отечественной системы образования опирается на две точки: деятельность педагога в реализации ФГОС ООО 2-го поколения и деятельность учащегося в реализации ФГОС ООО 2-го поколения. В этой связи профессор Л.Г. Буйнов отмечает: «жесткие временные рамки, порой сопровождающие образовательный процесс, делают его психофизиологически напряженным. Если добавить к этому сложности связанные с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями развития учащихся, то на фоне недостаточности психофизиологических резервов некоторых школьников можно наблюдать некачественное усвоение поступающей информации» [1; 3].

В новых условиях образовательной деятельности потенциал педагога должен быть направлен не только на достижение учащимися планируемых результатов обучения и высокого балла по ИГА и ЕГЭ, но и на сохранение его соматического и психологического здоровья. Как пишет Л.А. Сорокина: «задачи развития интеллектуальных способностей, системного стиля мышления, коммуникативных умений, а также представлений о системной организации природы, обозначенных во ФГОС ООО 2-го поколения, требуют поиска путей сохранения и поддержания высокого уровня умственной работоспособности школьников на уроках, что неразрывно связано с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий» [4]. Такого же мнения придерживается и профессор Л.Г. Буйнов, подчеркивая: «здоровьесбережение есть неотъемлемая часть школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться путем использованию методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья» [2].

Учитывая специфику учебных предметов «русский язык» и «литература» необходимо использовать такие методы коррекции индивидуального здоровья, которые не нарушали бы ход учебного процесса и были максимально к нему приближены, при этом способствовали бы не расслаблению, а наоборот, активизации.

Такими методами являются психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности, которые Л.А. Сорокина определяет как:«систему психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой учащегося на восприятие учебного материала, предупреждение и преодоление негативного отношения к предмету, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния школьника» [8]. Данным автором предложены наиболее эффективные психоэмоциональны методы активизации познавательной деятельности, которые используются в образовательном процессе (рис.1) [6].

Так, ролевая игра на уроках русского языка и литературы приобретает исключительное значение путем привлечения эмоционально-чувственных образов героев литературных произведений. Такой метод позволяет эффективно формировать не только знания, но и коммуникативные способности, осознание величия русского языка и литературы, поставить себя на место героев литературных произведений различных жанров. Естественно, такой подход к уроку способствует пробуждению интереса и к внеклассному чтению, активизируя познание школьников.

Рис. 1. Психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности по Л.А. Сорокиной.

Арттерапия в контексте предметов русского языка и литературы приобретает направленность творческого подхода к интерпретации различного рода заданий. Учитывая, что на уроках русского языка учащимся приходится много писать, прослеживается тенденция к перенапряжению мышц кисти, и как следствие нарушению подчерка. Использование пластиковых шариковых ручек, делает этот процесс еще более активным. Мелкая моторика кисти наиболее эффективно формируется при использовании деревянных карандашей и восковых мелков, поэтому выполнение ряда заданий, не требующих строгого контроля знаний, целесообразно проводить с использованием карандашей и мелков, что положительно отражается на формировании подчерка школьника.

Музыкотерапию в контексте учебных предметов «русский язык» и «литература» целесообразно проводить в форме использования музыкальных произведений эпохи соответствующей тому или иному литературному произведению, что способствует эмоциональному настрою учащихся на восприятие конкретного произведения, активизируя их познание.

Психогимнастика проводилась с использованием «масок» в начале или конце урока, в зависимости от эмоционального состояния учащихся с целью его коррекции.

Аутогенная тренировка выполнялась в конце урока для того, чтобы сбалансировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе путем активизации образного мышления, настраивающего учащегося на гармонию и безмятежность.

Таким образом, использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы имеет свою специфику, способствующую эффективному достижению целей урока без негативного влияние на здоровье участников образовательного процесса. В напутствие учителям на сложном и извилистом пути их трудовой деятельности, хочется сказать словами американского писателя и историка Генри Адамса: «учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Это изречение обуславливает наше глубокое убеждение в том, что влияние учителя должно приносить учащемуся только конструктивные эмоции.

Литература:

1.      Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования №4, Пенза, 2012 – стр.242.

2.      Буйнов, Л.Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л.Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27 – 50.

3.      Буйнов, Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16-17.

4.      Сорокина, Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. №12. с. 522-524.

5.      Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л.А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29-30.

6.      Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л.А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А.И. Герцена», СПб, 2012 – 85 с.

7.      Сорокина, Л.А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л.А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-6. с. 1344-1347.

8.      Сорокина, Л.А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29-32.

Основные термины (генерируются автоматически): активизации познавательной деятельности, методов активизации познавательной, 2-го поколения, методы активизации познавательной, уроках русского языка, психоэмоциональных методов активизации, использование методов активизации, реализации ФГОС, активизация познавательной деятельности, познавательной деятельности школьников, Методы активизации познавательной, познавательной деятельности учащихся, изучении курса, образовательной деятельности, Активизация познавательной деятельности, изучении курса «естествознание», обозначенном контексте Л.А, изучении курса естествознание, участников образовательного процесса, Комплексное использование методов.

Ключевые слова

русский язык, литература, педагог, активизация познавательной деятельности, психоэмоциональные методы, учащийся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос