Борьба с коррупционными проявлениями является приоритетной задачей внутренней политики государств в XXI веке, что обуславливает потребность в эффективном нормативно-правовом регулировании, основанном на принципах национального законодательства и международных стандартах.
По нашему мнению, важное значение для реализации деятельности в сфере противодействия коррупции имеют нормативные правовые акты, издаваемые Президентом Российской Федерации, что обусловлено его уникальным положением и ролью в системе органов государственной власти.
Необходимо подчеркнуть, что в нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность как государственных, так и негосударственных структур, закрепляются положения, обязывающие соответствующие органы и организации разрабатывать и реализовывать меры по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений. Данные нормы, направленные на обеспечение антикоррупционной устойчивости, являются неотъемлемым элементом нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование органов государственной власти всех уровней и субъектов различных форм собственности.
Правовые акты, издаваемые Правительством Российской Федерации, основываются на положениях федеральных законов, а также на указах Президента Российской Федерации, что подчеркивает иерархическую структуру правовой системы и обеспечивает согласованность нормативных предписаний на всех уровнях государственного управления.
Нельзя не сказать, что значительную долю федерального законодательства в сфере борьбы с коррупцией составляют нормативные правовые акты, издаваемые различными федеральными органами государственной власти.
Региональное законодательство Российской Федерации также играет ключевую роль в формировании правовой базы для противодействия коррупции на уровне субъектов РФ.
В контексте анализа нормативно-правовой базы Ульяновской области, следует рассмотреть ключевые законодательные акты, регламентирующие антикоррупционную деятельность в регионе.
Центральным элементом региональной антикоррупционной стратегии является Закон Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области». Этот нормативный акт играет ключевую роль в обеспечении правового регулирования антикоррупционных мероприятий на территории региона. Он устанавливает основные принципы, механизмы и процедуры противодействия коррупции, направленные на минимизацию коррупционных рисков и повышение уровня прозрачности и подотчётности органов власти.
В статьях указанного нормативного акта детально регламентированы антикоррупционные меры, применимые в региональном контексте, включая разработку и реализацию региональных антикоррупционных программ. Также предусмотрено осуществление мониторинга антикоррупционной деятельности, создание специализированной базы данных о зонах повышенного коррупционного риска и внедрение антикоррупционных стандартов в рамках компетенции государственных органов Ульяновской области. Особое внимание уделяется антикоррупционной пропаганде, привлечению институтов гражданского общества и частных лиц к участию в реализации государственной антикоррупционной политики, а также обеспечению прозрачности и открытости деятельности государственных органов региона в контексте профилактики коррупции и повышения эффективности антикоррупционных мер. Кроме того, предусмотрена подготовка отчётов о реализации антикоррупционных программ, что способствует объективному анализу и оценке достигнутых результатов в данной сфере.
Также законодательная база Ульяновской области, направленная на борьбу с коррупцией, включает региональные нормативные акты, регулирующие контроль за расходами лиц, занимающих государственные, муниципальные и государственные гражданские должности. Данные законы охватывают мониторинг информации о доходах, расходах, имущественном состоянии и имущественных обязательствах, а также профилактику коррупционных правонарушений и урегулирование конфликта интересов.
Региональное антикоррупционное законодательство находит своё отражение и в нормативных правовых актах муниципальных образований, расположенных на территории Ульяновской области. В процессе разработки этих актов муниципалитеты, опираясь на накопленный опыт и специфику своей деятельности, а также следуя директивам вышестоящих органов власти, создали собственные нормативные документы, направленные на регулирование антикоррупционной деятельности.
Считаем необходимым сделать вывод, что в связи с многообразием правовых актов, регулирующих антикоррупционные меры в России, необходимо учитывать, что релевантные нормы могут быть отражены не только в законодательных актах, но и в других источниках, включая индивидуальные правовые акты, оказывающие влияние на правоприменительную практику, что может оказывать значительное влияние на рост нарушений антикоррупционного законодательства.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) // «Российская газета», N 266, 30.12.2008; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 08.08.2024.
2. Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО (ред. 31.07.2023) «О противодействии коррупции в Ульяновской области» // Ульяновская правда. 2012. № 90.
3. Постановление Правительства Ульяновской области от 24.08.2022 № 478-П (ред. от 04.12.2024) «Об утверждении областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» // Ульяновская правда. 2022. № 66 (24537); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2024.
4. Цирин, А. М. Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе. / А. М. Цирин, В. В. Севальнев — Текст: электронный // Журнал российского права. — 2021. — N 9. — С. 133–142.

