В данной статье анализируется российское законодательство и практика его применения на предмет эффективности противодействия коррупции. Приводится современная статистика коррупционных преступлений. Рассматривается возможный вариант уклонения от норм законодательства в сторону коррупционных схем.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, должностные преступления.
Согласно информации, опубликованной Генеральной прокуратурой, с начала 2017 года было зафиксировано резкое увеличение коррупционных преступлений. Так в 2017 году показатели возбужденных уголовных дел по ст. 290 УК РФ (получение взятки) доходили до 3188 преступлений в год, но уже в 2021 году данные выросли до 5020 преступлений [3].
Борьба с коррупцией осуществляется на протяжении всей истории российского государства. Коррупция — одна из самых острых и актуальных проблем в современной России. Как утверждает А. И. Кирпичников: «Коррупция — это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» [1, с. 10].
Несмотря на постоянные аресты чиновников, вовлечённых в коррумпированные махинации, пока нет оснований говорить о победе над этим разрушающим государство явлением. Ряд громких арестов показал, что даже самые высокопоставленные должностные лица, включая федеральных министров и глав федеральных департаментов совершают противозаконные деяния, порочащие статус государственных служащих, и привлекаются к ответственности. Среди самых известных осужденных чиновников по делам о коррупции — министр экономического развития Алексей Улюкаев, губернатор Кирова Никита Белых, директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер.
Как считает С. Е. Прокофьев проблема коррупции в нашем государстве характеризуется многообразием и высокой организованностью ее форм (подкуп, взяточничество, политическая и транснациональная коррупция, завуалированные хищения и злоупотребления, осуществляемые чиновниками). В последние годы в России наблюдается активизация усилий и поиск новых способов регулирования общественных отношений, которые являются следствием влияния коррупции на природу властных отношений [4, с. 125].
В современном мире необходимо стремиться к развитию и модернизации политической системы и рационализации экономической модели. Для достижения поставленных результатов борьба с коррупцией должна выступать одной из важнейших предпосылок предотвращения кризисных тенденций. В аспекте разработки и квалифицированного исполнения законов, регулирующих антикоррупционные меры одним из приоритетных критериев, выступает реализация соответствующей политики на уровне высших органов власти.
Среди основных источников права, которые регулируют вопросы антикоррупционной политики, стоит отметить следующие нормативно-правовые акты:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
— Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».
Нельзя не согласиться с И. А. Двойменным, что в настоящее время развитие федерального законодательства о противодействии коррупции идет по пути ужесточения административно-правовых средств противодействия коррупции, усиления запретов, ограничений, обязанностей в отношении определенных лиц [2, с. 3]. Современное законодательство постоянно совершенствуется, вносятся дополнительные ограничительные меры для эффективной борьбы с коррупционными проявлениями.
Но несмотря на тенденцию увеличения ограничительных мер, направленных на борьбу с коррупцией, до сих пор ее проявление в нашей стране не уменьшается. В стремлении обойти закон и уклониться от наказания для легализации незаконных средств используются различные методы, постоянно эволюционирующие в связи с развитием технологий и учитывающие новые финансовые инструменты и правовую практику. Однако, не сложно проследить конкретные закономерности в организации методов по предоставлению теневых финансовых услуг. В некоторых случаях, при проявлении коррупции и получении не законного дохода чиновники пытаются его разными способами легализировать в обход законодательству. Поэтому правительство заинтересовано в том, чтобы всячески контролировать доходы и расходы. Но в попытках контролировать доходы и расходы, государство упускает некоторые детали.
Например, в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сказано, что гражданин занимаемый должность государственного служащего обязан ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю) [5, ст. 8]. В то же время, чтобы обойти систему государственного контроля за доходами и крупными расходами, государственные служащие зачастую используют своих близких родственников, чьи доходы не подпадают под действие закона (родителей, взрослых детей, братьев и сестер, других родственников). И уже с их помощью государственные служащие реализуют свои противозаконные, мошеннические действия с коррупционными доходами. Не редки случаи, когда чиновники используют не только своих родственников, но и представителей, которые являются владельцами вверенного им имущества. Исходя из этого образуется потенциальный вариант для осуществления коррупционных схем.
Таким образом, исходя из анализа проведения антикоррупционной политики, рассмотрения некоторых аспектов реализации правого регулирования в сфере антикоррупционного регулирования выявлен существенный недостаток. Несмотря на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере антикоррупционной политики, необходимо опираться не на следствия возникновения данного явления, а на причины его возникновения.
Литература:
- Актуальные проблемы противодействия коррупции: учебник / под ред. А. В. Юрковского. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 407 с.
- Двойменный И. А. Основные аспекты антикоррупционный политики в России на современном этапе // РСЭУ. 2020. № 2 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-antikorruptsionnoy-politiki-v-rossii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 06.04.2023).
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru (дата обращения 06.04.2023).
- Прокофьев, С. Е. Государственная служба: учебное пособие для вузов / С. Е. Прокофьев, Е. Д. Богатырев, С. Г. Еремин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 223 с.
- Федеральный закон 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.02.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 06.04.2023).