В статье раскрывается механизм противодействия коррупции в рамках Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ключевые слова: коррупция, публичные закупки, бюджетные средства, противодействие, меры борьбы, антикоррупционный механизм, торги.
Проблема коррупции в сфере публичных закупок сложна и многогранна. Несмотря на активные исследования этого аспекта учеными по всему миру, в настоящее время сложно точно оценить, доказать и проанализировать намерения должностных лиц, ответственных за финансирование или организацию таких закупок, при выборе подрядчиков или обеспечении контрактов. Возникает вопрос о том, действительно ли должностное лицо совершало определенные действия, которые можно расценивать как «коррупция».
Коррупция в области государственных закупок негативно сказывается на результативности этих процессов, как в количественном, так и в качественном аспектах, приводя к неэффективному расходованию бюджетных средств. Например, для получения незаконной выгоды заказчики могут соглашаться на контракты с завышенными ценами и невыгодными условиями, а также принимать товары, работы или услуги низкого качества, либо вовсе не получать их [7, c. 52].
Это создает нехватку финансовых ресурсов и дополнительные расходы для государственных заказчиков. В частности, высокие цены могут лишить возможность финансирования покупки других необходимых товаров и услуг. Кроме того, приобретение некачественного товара или фиктивная приемка недоставленных позиций влекут за собой дополнительные расходы на ремонт, обслуживание и повторные закупки.
Еще одной юридической проблемой является сложность и нестабильность регулирования публичных закупок. Высокий уровень коррупционных рисков и появление новых схем мошенничества вынуждают законодателей регулярно пересматривать актуальное законодательство. Стремление органов, ответственных за нормотворчество, сократить последствия коррупции привело к созданию запутанной системы правового регулирования закупок. Эта система вызывает много трудностей для всех участников процессов и подвергается критике как со стороны ученых, так и практиков [4, c. 613].
Публичные закупки в России отличаются уникальным правовым регулированием, что требует особого подхода как к межотраслевому регулированию, так и к разработке мер по противодействию возможным коррупционным действиям.
Для борьбы с коррупцией в этой области необходимы как специфические, так и комплексные меры, направленные на снижение и предотвращение коррупционных рисков. Коррупция, как правило, возникает в результате занятия таких должностей, которые предоставляют доступ к распределению бюджетных средств и возможности принятия решений о закупках товаров, работ и услуг [5, c. 66].
В ходе анализа коррупционных рисков в сфере государственных закупок было выявлено, что при принятии различных решений служащие могут действовать как в интересах общества, так и преследовать свои личные цели, что может быть обусловлено коррупционными побуждениями. Это усложняет определение реальных масштабов коррупции, которые проявляются не только в форме взяток, но и через манипуляции ценами на закупаемые товары, работы и услуги.
Полномочия, регламентирующие деятельность должностного лица в процессе распределения финансовых или материальных ресурсов, могут стать основой для коррупционных действий. Такие явления могут возникать как из корыстных намерений, так и в результате социального неравенства или должностной иерархии, а также из-за привилегий, связанных с доступом к распорядительству ресурсами.
Закон N 44-ФЗ [1], регулирующий российскую контрактную систему, включает различные положения, которые направлены на исключение конфликтов интересов и борьбу с коррупционными проявлениями. Механизм противодействия коррупции тесно связан с выявлением потенциальных конфликтов интересов, возникающих в процессе закупок. Директор заказчика уполномочен принимать определенные организационные меры при обнаружении конфликта интересов.
Одним из таких шагов является возможность отстранения члена комиссии по закупкам от участия в анализе и оценке заявок в рамках определенного конкурса, если у него зарегистрирован конфликт интересов. Это действие помогает снизить вероятность коррупционных нарушений и делает процесс закупок более прозрачным. Важно отметить, что если контракт был заключен в условиях конфликта интересов, он может быть признан недействительным через судебное решение согласно части 22 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, закон предоставляет механизмы для защиты от коррупции и обеспечения справедливости в сфере государственных закупок [3, c. 44].
В области государственных закупок остается актуальной проблема разработки технических заданий. Управляющие контрактами, работники контрактной службы и другие представители организации-заказчика (инициаторы закупок) не могут являться экспертами во всех сферах. Обычно у заказчиков нет достаточного бюджета для привлечения профессионалов или получения консультаций экспертов по созданию технических заданий и описанию закупаемых объектов.
Это приводит к ситуациям, когда сотрудники заказчиков обращаются к «дружественным компаниям» для составления технического задания, что несет риски коррупции и сужает конкуренцию, так как ТЗ может адаптироваться под конкретного участника. Существуют предложения по унификации описания закупаемых объектов с помощью каталогов товаров, работ и услуг, однако достичь полной унификации во всех случаях невозможно.
Чтобы минимизировать коррупционные риски, связанные с обращениями сотрудников контрактной службы к потенциальным участникам для разработки ТЗ, заказчикам следует либо привлекать специалистов с разнообразным опытом в контрактной службе, либо принять локальный нормативный акт, который будет детализировать процесс подготовки технических заданий другими подразделениями заказчика.
В качестве меры противодействия коррупции обсуждается унификация порядка малых закупок в электронной форме, хотя случаи подписания контрактов с единственными поставщиками по Закону N 44-ФЗ в письменной форме на бумаге сохранятся, что оправдано из-за необходимости быстрого заключения договоров на неотложные нужды.
Для формирования эффективной системы минимизации коррупционных рисков в сфере финансового обеспечения государственных закупок необходимо внедрить полную финансовую ответственность должностных лиц за коррупционные преступления, адекватную ущербу, который был причинен.
Выделение коррупционных деяний в области публичных закупок из уголовной юстиции и перевод их в плоскость финансовой ответственности позволит обеспечить соразмерную компенсацию материального ущерба, упущенных финансовых выгод, а также нематериального ущерба (морального и репутационного), понесенного государственными интересами и бюджетом в результате действий публичных служащих.
Значительная часть коррупционных рисков, связанных с задержками выплат по выполненным контрактам, может быть уменьшена путем оптимизации бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках. Например, это возможно осуществить, разрешив проводить закупки без предварительного финансового обеспечения с последующим подтверждением его наличия. Отсутствие финансирования в течение полугода после заключения контракта станет основанием для его расторжения без обязательства выплат компенсаций и штрафов.
Снижение коррупционных рисков в сфере государственных закупок можно рассматривать как набор скоординированных юридических, финансовых и кадровых действий, ориентированных на предотвращение и минимизацию коррупции. Ключевым аспектом является внедрение системы мониторинга результатов и механизма для получения обратной связи [6, c. 19].
В настоящий момент требуется разработка мер по организации комплексного профилактического подхода, который может включать следующие направления.
- Соблюдение действующих норм законодательства о государственных закупках в сочетании с законодательными инициативами, учитывающими основы национальной антикоррупционной стратегии.
- Признание проблемы коррупции всеми участниками сферы госзакупок как серьёзной угрозы национальной безопасности.
- Постоянное взаимодействие с представителями заказчиков для профилактики и борьбы с коррупционными практиками.
- Привлечение общественности и экспертов к процессу государственных закупок для повышения их прозрачности и доверия со стороны общества. Эти меры способствуют созданию более безопасной и прозрачной среды для осуществления государственных закупок, что, в свою очередь, уменьшает риски коррупции и улучшает эффективность расходования бюджетных средств.
Также стоит сказать еще и о том, что хищения бюджетных средств, совершаемые с использованием служебного положения, и «откаты» в сфере публичных закупок представляют собой наиболее распространенные преступления коррупционной направленности.
Проблема правового регулирования в этой сфере усложняет ситуацию, внося разнообразие в схемы преступного поведения участников контрактной системы. Сложность и многообразие правовых норм, регулирующих публичные закупки, приводят к затруднениям в квалификации таких преступлений, как «откаты» и хищения государственных денежных средств. Это необходимо рассматривать как одну из причин, способствующих коррупции в данной сфере [2, c. 58].
Для эффективной борьбы с коррупционными преступлениями в сфере закупок требуется:
- упрощение и ясность правового регулирования, что позволит снизить количество лазеек и обстоятельств, способствующих коррупции,
- усиление контроля и мониторинга за действиями участников контрактной системы, что поможет выявлять и предотвращать злоупотребления,
- четкое определение и квалификация коррупционных правонарушений, включая «откаты», что позволит правоохранительным органам более эффективно реагировать на нарушения,
- повышение уровня ответственности должностных лиц за коррупционные преступления, что будет служить сдерживающим фактором.
Эти меры помогут создать более прозрачную и защищенную систему закупок, что значительно сократит возможности для коррупции.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ.- 08.04.2013.- N 14.- ст. 1652
- Ваниева А. Р. Основные направления противодействия коррупции в госзакупках // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. N 4. С. 58–59
- Давитьян А. К. Методы борьбы с коррупцией согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ / А. К. Давитьян // Известия Института систем управления СГЭУ. 2021. N 2 (24). С. 44–45
- Кикавец В. В. Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. N 4. С. 613–614
- Рерих Л. А. Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 11. С. 66–67
- Степанова Е. Е. Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок // Конкурентное право. 2024. N 4. С. 19–20
- Шурпаев Ш. М. Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. N 4. С. 52–53