Противодействие коррупции при осуществлении публичных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кумыков, Т. М. Противодействие коррупции при осуществлении публичных закупок / Т. М. Кумыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119809/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается механизм противодействия коррупции в рамках Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ключевые слова: коррупция, публичные закупки, бюджетные средства, противодействие, меры борьбы, антикоррупционный механизм, торги.

Проблема коррупции в сфере публичных закупок сложна и многогранна. Несмотря на активные исследования этого аспекта учеными по всему миру, в настоящее время сложно точно оценить, доказать и проанализировать намерения должностных лиц, ответственных за финансирование или организацию таких закупок, при выборе подрядчиков или обеспечении контрактов. Возникает вопрос о том, действительно ли должностное лицо совершало определенные действия, которые можно расценивать как «коррупция».

Коррупция в области государственных закупок негативно сказывается на результативности этих процессов, как в количественном, так и в качественном аспектах, приводя к неэффективному расходованию бюджетных средств. Например, для получения незаконной выгоды заказчики могут соглашаться на контракты с завышенными ценами и невыгодными условиями, а также принимать товары, работы или услуги низкого качества, либо вовсе не получать их [7, c. 52].

Это создает нехватку финансовых ресурсов и дополнительные расходы для государственных заказчиков. В частности, высокие цены могут лишить возможность финансирования покупки других необходимых товаров и услуг. Кроме того, приобретение некачественного товара или фиктивная приемка недоставленных позиций влекут за собой дополнительные расходы на ремонт, обслуживание и повторные закупки.

Еще одной юридической проблемой является сложность и нестабильность регулирования публичных закупок. Высокий уровень коррупционных рисков и появление новых схем мошенничества вынуждают законодателей регулярно пересматривать актуальное законодательство. Стремление органов, ответственных за нормотворчество, сократить последствия коррупции привело к созданию запутанной системы правового регулирования закупок. Эта система вызывает много трудностей для всех участников процессов и подвергается критике как со стороны ученых, так и практиков [4, c. 613].

Публичные закупки в России отличаются уникальным правовым регулированием, что требует особого подхода как к межотраслевому регулированию, так и к разработке мер по противодействию возможным коррупционным действиям.

Для борьбы с коррупцией в этой области необходимы как специфические, так и комплексные меры, направленные на снижение и предотвращение коррупционных рисков. Коррупция, как правило, возникает в результате занятия таких должностей, которые предоставляют доступ к распределению бюджетных средств и возможности принятия решений о закупках товаров, работ и услуг [5, c. 66].

В ходе анализа коррупционных рисков в сфере государственных закупок было выявлено, что при принятии различных решений служащие могут действовать как в интересах общества, так и преследовать свои личные цели, что может быть обусловлено коррупционными побуждениями. Это усложняет определение реальных масштабов коррупции, которые проявляются не только в форме взяток, но и через манипуляции ценами на закупаемые товары, работы и услуги.

Полномочия, регламентирующие деятельность должностного лица в процессе распределения финансовых или материальных ресурсов, могут стать основой для коррупционных действий. Такие явления могут возникать как из корыстных намерений, так и в результате социального неравенства или должностной иерархии, а также из-за привилегий, связанных с доступом к распорядительству ресурсами.

Закон N 44-ФЗ [1], регулирующий российскую контрактную систему, включает различные положения, которые направлены на исключение конфликтов интересов и борьбу с коррупционными проявлениями. Механизм противодействия коррупции тесно связан с выявлением потенциальных конфликтов интересов, возникающих в процессе закупок. Директор заказчика уполномочен принимать определенные организационные меры при обнаружении конфликта интересов.

Одним из таких шагов является возможность отстранения члена комиссии по закупкам от участия в анализе и оценке заявок в рамках определенного конкурса, если у него зарегистрирован конфликт интересов. Это действие помогает снизить вероятность коррупционных нарушений и делает процесс закупок более прозрачным. Важно отметить, что если контракт был заключен в условиях конфликта интересов, он может быть признан недействительным через судебное решение согласно части 22 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, закон предоставляет механизмы для защиты от коррупции и обеспечения справедливости в сфере государственных закупок [3, c. 44].

В области государственных закупок остается актуальной проблема разработки технических заданий. Управляющие контрактами, работники контрактной службы и другие представители организации-заказчика (инициаторы закупок) не могут являться экспертами во всех сферах. Обычно у заказчиков нет достаточного бюджета для привлечения профессионалов или получения консультаций экспертов по созданию технических заданий и описанию закупаемых объектов.

Это приводит к ситуациям, когда сотрудники заказчиков обращаются к «дружественным компаниям» для составления технического задания, что несет риски коррупции и сужает конкуренцию, так как ТЗ может адаптироваться под конкретного участника. Существуют предложения по унификации описания закупаемых объектов с помощью каталогов товаров, работ и услуг, однако достичь полной унификации во всех случаях невозможно.

Чтобы минимизировать коррупционные риски, связанные с обращениями сотрудников контрактной службы к потенциальным участникам для разработки ТЗ, заказчикам следует либо привлекать специалистов с разнообразным опытом в контрактной службе, либо принять локальный нормативный акт, который будет детализировать процесс подготовки технических заданий другими подразделениями заказчика.

В качестве меры противодействия коррупции обсуждается унификация порядка малых закупок в электронной форме, хотя случаи подписания контрактов с единственными поставщиками по Закону N 44-ФЗ в письменной форме на бумаге сохранятся, что оправдано из-за необходимости быстрого заключения договоров на неотложные нужды.

Для формирования эффективной системы минимизации коррупционных рисков в сфере финансового обеспечения государственных закупок необходимо внедрить полную финансовую ответственность должностных лиц за коррупционные преступления, адекватную ущербу, который был причинен.

Выделение коррупционных деяний в области публичных закупок из уголовной юстиции и перевод их в плоскость финансовой ответственности позволит обеспечить соразмерную компенсацию материального ущерба, упущенных финансовых выгод, а также нематериального ущерба (морального и репутационного), понесенного государственными интересами и бюджетом в результате действий публичных служащих.

Значительная часть коррупционных рисков, связанных с задержками выплат по выполненным контрактам, может быть уменьшена путем оптимизации бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках. Например, это возможно осуществить, разрешив проводить закупки без предварительного финансового обеспечения с последующим подтверждением его наличия. Отсутствие финансирования в течение полугода после заключения контракта станет основанием для его расторжения без обязательства выплат компенсаций и штрафов.

Снижение коррупционных рисков в сфере государственных закупок можно рассматривать как набор скоординированных юридических, финансовых и кадровых действий, ориентированных на предотвращение и минимизацию коррупции. Ключевым аспектом является внедрение системы мониторинга результатов и механизма для получения обратной связи [6, c. 19].

В настоящий момент требуется разработка мер по организации комплексного профилактического подхода, который может включать следующие направления.

  1. Соблюдение действующих норм законодательства о государственных закупках в сочетании с законодательными инициативами, учитывающими основы национальной антикоррупционной стратегии.
  2. Признание проблемы коррупции всеми участниками сферы госзакупок как серьёзной угрозы национальной безопасности.
  3. Постоянное взаимодействие с представителями заказчиков для профилактики и борьбы с коррупционными практиками.
  4. Привлечение общественности и экспертов к процессу государственных закупок для повышения их прозрачности и доверия со стороны общества. Эти меры способствуют созданию более безопасной и прозрачной среды для осуществления государственных закупок, что, в свою очередь, уменьшает риски коррупции и улучшает эффективность расходования бюджетных средств.

Также стоит сказать еще и о том, что хищения бюджетных средств, совершаемые с использованием служебного положения, и «откаты» в сфере публичных закупок представляют собой наиболее распространенные преступления коррупционной направленности.

Проблема правового регулирования в этой сфере усложняет ситуацию, внося разнообразие в схемы преступного поведения участников контрактной системы. Сложность и многообразие правовых норм, регулирующих публичные закупки, приводят к затруднениям в квалификации таких преступлений, как «откаты» и хищения государственных денежных средств. Это необходимо рассматривать как одну из причин, способствующих коррупции в данной сфере [2, c. 58].

Для эффективной борьбы с коррупционными преступлениями в сфере закупок требуется:

  1. упрощение и ясность правового регулирования, что позволит снизить количество лазеек и обстоятельств, способствующих коррупции,
  2. усиление контроля и мониторинга за действиями участников контрактной системы, что поможет выявлять и предотвращать злоупотребления,
  3. четкое определение и квалификация коррупционных правонарушений, включая «откаты», что позволит правоохранительным органам более эффективно реагировать на нарушения,
  4. повышение уровня ответственности должностных лиц за коррупционные преступления, что будет служить сдерживающим фактором.

Эти меры помогут создать более прозрачную и защищенную систему закупок, что значительно сократит возможности для коррупции.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ.- 08.04.2013.- N 14.- ст. 1652
  2. Ваниева А. Р. Основные направления противодействия коррупции в госзакупках // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. N 4. С. 58–59
  3. Давитьян А. К. Методы борьбы с коррупцией согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ / А. К. Давитьян // Известия Института систем управления СГЭУ. 2021. N 2 (24). С. 44–45
  4. Кикавец В. В. Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. N 4. С. 613–614
  5. Рерих Л. А. Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 11. С. 66–67
  6. Степанова Е. Е. Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок // Конкурентное право. 2024. N 4. С. 19–20
  7. Шурпаев Ш. М. Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. N 4. С. 52–53
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, контрактная система, контрактная служба, коррупция, сфера, должностное лицо, механизм противодействия коррупции, правовое регулирование, процесс закупок, разработка мер.


Похожие статьи

Задать вопрос