Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методические подходы при изучении мочевыделительной системы человека

Педагогика
Препринт статьи
24.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Журавлева, К. Е. Методические подходы при изучении мочевыделительной системы человека / К. Е. Журавлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/132000.


Методический подход — это совокупность способов воздействий педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [3].

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний».

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Как пишут Bowden и Marton: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях. Поэтому принципиальное значение приобретает описание тех компетенций (умений), которые могут быть использованы в любых ситуациях. Причем язык описания должен быть общим для всех учебных заведений и всех ступеней обучения.

Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации своих собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности [1].

В отечественной научно-педагогической литературе выделяются такие ключевые компетенции, которые необходимо сформировать у обучающихся:

— способность к самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

— способность к самостоятельному решению проблем в сфере социально-трудовой деятельности, общественной, культурнодосуговой, бытовой;

— коммуникативные способности, межкультурное взаимопонимание;

— способность к проектной деятельности;

— способность к созданию условий, обеспечивающих безопасность и здоровье;

— способность ориентироваться в окружающем мире и создавать собственный мир как среду духовного саморазвития, выбор духовных ценностей, готовность к рефлексии. Эти компетенции соответствуют, в основном, ключевым компетенциям Жака Делора (научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить), но более ориентированы на духовность [2].

Развитие компетентностного подхода вызвано необходимостью перехода от «знаниевой» парадигмы к «личностно-деятельностной».

Компетенция является определенным набором требований к образовательной подготовке ученика. Компетентность — владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух научных подходов: системного, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.), и деятельностного (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). В сочетании с системным деятельностный подход методологически усиливается, повышается его эффективность.

Понятие «системно-деятельностный подход» нельзя назвать принципиально новым в российском образовании. В отечественной психологии это понятие используется с 1985 г. В начальной школе многие годы успешно реализуется система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, одним из основных методических принципов которой выступает деятельностный подход, ориентированный на предметную (практическую) деятельность младших школьников. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Именно данный подход следует применять при изучение темы «Мочевыделительная система человека» в курсе 9-го класса по биологии.

Литература:

  1. Агарков Н. М., Зубов О. М. Компьютерная система мониторинга и диагностики заболеваний мочеполовой системы // Вестник новых мед. технологий. — 2003. — № 3. — С. 94–95.
  2. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. — Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. — 176 с.
  3. Федоров А. Э., Метелев С. Е., Соловьев А. А., Шлякова Е. В., Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / –Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. — 210 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный