Методический подход — это совокупность способов воздействий педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [3].
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний».
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Как пишут Bowden и Marton: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях. Поэтому принципиальное значение приобретает описание тех компетенций (умений), которые могут быть использованы в любых ситуациях. Причем язык описания должен быть общим для всех учебных заведений и всех ступеней обучения.
Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации своих собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности [1].
В отечественной научно-педагогической литературе выделяются такие ключевые компетенции, которые необходимо сформировать у обучающихся:
— способность к самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
— способность к самостоятельному решению проблем в сфере социально-трудовой деятельности, общественной, культурнодосуговой, бытовой;
— коммуникативные способности, межкультурное взаимопонимание;
— способность к проектной деятельности;
— способность к созданию условий, обеспечивающих безопасность и здоровье;
— способность ориентироваться в окружающем мире и создавать собственный мир как среду духовного саморазвития, выбор духовных ценностей, готовность к рефлексии. Эти компетенции соответствуют, в основном, ключевым компетенциям Жака Делора (научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить), но более ориентированы на духовность [2].
Развитие компетентностного подхода вызвано необходимостью перехода от «знаниевой» парадигмы к «личностно-деятельностной».
Компетенция является определенным набором требований к образовательной подготовке ученика. Компетентность — владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух научных подходов: системного, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.), и деятельностного (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). В сочетании с системным деятельностный подход методологически усиливается, повышается его эффективность.
Понятие «системно-деятельностный подход» нельзя назвать принципиально новым в российском образовании. В отечественной психологии это понятие используется с 1985 г. В начальной школе многие годы успешно реализуется система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, одним из основных методических принципов которой выступает деятельностный подход, ориентированный на предметную (практическую) деятельность младших школьников. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Именно данный подход следует применять при изучение темы «Мочевыделительная система человека» в курсе 9-го класса по биологии.
Литература:
- Агарков Н. М., Зубов О. М. Компьютерная система мониторинга и диагностики заболеваний мочеполовой системы // Вестник новых мед. технологий. — 2003. — № 3. — С. 94–95.
- Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. — Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. — 176 с.
- Федоров А. Э., Метелев С. Е., Соловьев А. А., Шлякова Е. В., Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / –Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. — 210 с.

