Проблема низкой успеваемости продолжает оставаться одной из насущных проблем в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Несмотря на попытки модернизации всей системы обучения и внедрения новых подходов, многие обучающиеся сталкиваются с трудностями освоения учебной программы, что негативно сказывается на их дальнейшем профессиональном развитии и карьерных перспективах. Причины низкой успеваемости многообразны и обусловлены рядом факторов, среди которых индивидуальные характеристики студентов, условия и качество предоставляемых услуг.
Целью данной статьи является определение факторов, влияющих на низкую успеваемость обучающихся СПО и разработка рекомендаций, способствующих улучшению результатов обучения.
Реформы, проходящие в системе СПО, безусловно, оказывают влияние на качество знаний обучающихся и вызывают интерес к проблеме исследования факторов, влияющих на показатели успеваемости.
По определению Сапоговой Е. Е., юность — это период жизни, в котором характерная для взрослого человека способность соотносить цели, ресурсы и условия для реализации своих планов, проявления внутренней позиции по отношению к себе, к будущему [2]. Донцова Д. Д. и Донцова М. В. видят юность как время для выбора жизненного пути, учебы, работы по выбранной специальности. Современные отечественные психологи, рассматривая обучающихся СПО говорят о периоде юности и считают, что этот период формирует профессионализацию и профессиональное самосознание. При организации учебной деятельности важно учитывать и возрастные показатели в том числе [1].
Обучающиеся, участвовавшие в нашем исследовании — это студенты, вступившие в юношеский период — возраст 15–20 лет, в частности обучающихся первого курса СПО. В качестве вводных параметров мы учитывали оценки по двухмесячной аттестации и посещаемость занятий, а также самооценку. Рассмотрим данные показатели и определим закономерность с помощью матрицы корреляции и представим данные в виде массива. Были взяты показатели четырех групп, в исследовании приняли участие 107 человек. Все студенты первого курса. Полученные данные представлены в таблице 1.
С помощью коэффициента Пирсона мы определим меру линейной зависимости между двумя переменными.
Полученный коэффициент показывает связь между числом пропусков занятий (посещаемостью) и успеваемостью.
Таблица 1
Показатели для расчета коэффициента корреляции Пирсона
|
Группа |
Количество студентов |
Среднее кол-во пропусков |
Средняя успеваемость |
|
1 |
29 |
14,9 |
21 |
|
2 |
29 |
26,8 |
10 |
|
3 |
29 |
25.5 |
22 |
|
4 |
20 |
9,9 |
24,1 |
Показатель корреляции Пирсона равен значению — 0,67, что показывает сильную обратную связь: чем больше пропусков занятий допускает обучающийся, тем ниже оценки по промежуточной аттестации он получает. Данную зависимость представим в виде рисунка 1.
Рис. 1. Показатель корреляции Пирсона
Проблемы обучения на первом курсе могут быть связаны с адаптацией, новой системой оценивания, отсутствием навыков самостоятельной работы и другими. Система оценивания обучающихся по итогам двух месяцев обучения позволила нам определить группу риска, т. е. первокурсников, которые пропускают занятия и в результате могут быть отчислены по итогам сессии за академическую неуспеваемость. Проблема неуспеваемости — это одна из основных проблем среднего профессионального образования и системы образования в целом. Оценка успеваемости — один из самых важных показателей процесса обучения.
Неуспеваемость — это несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении временного отрезка обучения (нескольких уроков, раздела, семестра, курса). В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности, с реально достигнутым уровнем умственного развития и потенциальными возможностями обучающихся.
Неуспевающий обучающийся — это студент, который не может показать тот уровень знаний, умений и навыков, который показывают его одногруппники.
Рассматривая некоторые категории обучающихся, которые могут иметь отставание в показателях обученности и являться неуспевающими мы выявили следующие группы:
- Обучающиеся, имеющие задержку психического развития. Им трудно выполнять задания, они имеют низкую самооценку.
- Недостаточно развитые, они живут в неблагоприятных социальных условиях, с трудом адаптируются к новым условиям, учебной нагрузке, режиму дня. У них могут быть нарушения в раннем периоде развития, патологии беременности, родовые травмы.
- Функционально не созревшие и ослабленные. У них недостаточно развиты навыки учения, плохой контакт с одногруппниками и педагогами, не развитая учебная мотивация.
- Системно-отстающие. Они гиперактивные, не могут сосредоточиться, обладают рассеянным вниманием, у них наблюдаются сложности в общении со сверстниками. Возможны трудности в чтении и письме.
- Обучающиеся депривированные семьей и школой. Рассеяны, забывчивы, у них медленный темп деятельности. Они не успевают за работой группы, испытывают усталость, утомляемость уже в начале занятия.
Можно отметить, что в результате наблюдения и использования библиографического метода, а также изучения личных дел обучающихся, в нашей практике выявлены обучающиеся второго, третьего и четвертого типа.
В результате анкетирования, проведенного с обучающимися первого курса по определению уровня самооценки, мы выделили три группы: обучающиеся, которые относят себя к тем, кто учиться на «отлично и хорошо», они составили — 50 %; обучающиеся, которые относят себя к тем, кто обучается на «хорошо» и они составили — 41,3 %; обучающиеся, которые относят себя к тем, кто учится на «удовлетворительно» и это всего 6,5 %. Полученные результаты анкетирования представлены на рисунке 2.
Результаты анкетирования говорят, что уровень самооценки у обучающихся первого курса завышен, так как 91,3 % обучающихся отнесли себя к первой и второй группе и только 6,5 % к третьей. Мотивация и самооценка может помочь обучающимся овладеть знаниями и совершенствовать свои умения и навыки в выбранной специальности.
Рис. 2. Результаты анкетирования обучающихся
Исследования Леушина И.О и Леушиной И. В. подтверждают, что мотивация оказывает положительное влияние и активизирует работу студентов по овладению профессиональными компетенциями [3].
Систематический мониторинг успеваемости и посещаемости — один из инструментов для принятия управленческих решений в образовательной организации СПО и корректировки факторов, оказывающих влияние на уровень успеваемости обучающихся. Выявление успехов усвоения знаний и формирования умений, выявление закономерностей посещаемости и успеваемости позволит кураторам и педагогам более эффективно выстраивать учебную и воспитательную работу, а обучающимся целенаправленно подходить к процессу обучения.
Многочисленные исследования показывают, что на обучающихся влияет комплекс факторов и они испытывают трудности: учебные, бытовые, психологические, обуславливающие негативные переживания и отрицательно влияющие на учебную деятельность. Психологическая поддержка обучающимся необходима для улучшения успеваемости. Она поможет обучающимся развивать в себе волевые качества, умело распределять учебное и свободное время, уделять внимание здоровому образу жизни и режиму дня, не переносить личное отношение на изучаемый предмет, стараться во всем видеть позитивную сторону жизни, развивать гибкость мышления. А быстрая адаптация к новым условиям, позволит более успешно овладеть выбранной специальностью и стать востребованным специалистом.
Литература:
1. Донцова Д. Д. Донцова М. В. Психология возраста: учеб-метод. Пособие — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,2016. — 112с.
2. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учеб пособие для вузов. –М.: Аспект-Пресс, 2001. — 448с.
3. Леушин И. О., Леушина И. В. Влияние мотивации на развитие профессиональных компетенций студентов: Монография. — Москва: МГПУ, 2019.- 180с.

