Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровая конституция как новая парадигма конституционного права в условиях цифровой трансформации общества

Юриспруденция
Препринт статьи
23.12.2025
Поделиться
Аннотация
Исследование определяет «цифровую конституцию» как новую парадигму, являющуюся системным ответом на неэффективность классических норм перед ИИ и алгоритмическим управлением. Анализ выявляет пробелы традиционного конституционализма, исследует статус алгоритмов и цифровых личностей, формулируя систему цифровых прав. Ключевой вывод: парадигма предполагает переход от защиты прав только от государства к их гарантиям в гибридной среде от любых мощных акторов через конституционализацию цифровых принципов.
Библиографическое описание
Пономарева, И. П. Цифровая конституция как новая парадигма конституционного права в условиях цифровой трансформации общества / И. П. Пономарева, И. В. Харин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/131923.


The study defines the «digital constitution» as a new paradigm that is a systemic response to the ineffectiveness of classical norms in the face of AI and algorithmic governance. The analysis identifies the gaps in traditional constitutionalism, explores the status of algorithms and digital identities, and formulates a system of digital rights. The key conclusion is that the paradigm involves a shift from protecting rights solely from the state to guaranteeing them in a hybrid environment from any powerful actors through the constitutionalization of digital principles.

Keywords: digital constitution, constitutional law, digital transformation, digital rights, artificial intelligence, AI, digital sovereignty, data protection, and digital democracy.

Цифровая трансформация требует адаптации конституционного права. Ответом на правовые лакуны классических конституций стала парадигма «цифровой конституции» — системы норм, регулирующих цифровую сферу, защищающих права человека и определяющих основы цифрового суверенитета [2, c. 32].

Ее формирование обусловлено необходимостью защиты новых аспектов прав, цифровыми угрозами, цифровым разрывом и вопросом суверенитета. Структурными элементами выступают: цифровые права, ограничение цифровой власти, регулирование ИИ [3, с.322], основы цифровой экономики и демократии.

Модели имплементации включают реформирование конституции (например, поправки в Конституцию РФ 2020 г.), принятие специализированного законодательства или создание «цифровой хартии». В России стратегические документы 2017 года рассматривают цифровые права преимущественно в прикладном экономическом ключе [8]. Защита прав в цифровом пространстве, сфокусированная международными организациями на кибербезопасности и защите данных, требует соблюдения конституционных гарантий (ст. 19, 22–24, 29, 44 Конституции РФ) [1]. В ответ на цифровизацию формируется новая парадигма — «цифровая конституция», синтезирующая технологии и конституционные ценности для защиты прав и цифрового суверенитета [7, с.1080].

Цифровая трансформация изменяет основы конституционного строя, размывая государственный суверенитет и распределяя власть между государством и иными акторами (корпорации, платформы). Выделяются модели цифрового конституционализма: европейская (приоритет прав), североамериканская (свобода выражения), азиатская (цифровой суверенитет) и формирующаяся российская [4, с.210].

Цифровизация создает цифровое правительство и правосудие, но порождает риски алгоритмических манипуляций, цифрового авторитаризма и проблем кибербезопасности. Пандемия и Четвертая промышленная революция ускорили этот процесс, сделав цифровые технологии неотъемлемой частью оказания государственных услуг.

Российская Федерация, как и другие страны мира, массово перешла на удаленный формат работы в соответствии с Указом Президента РФ от 20 октября 2021 г. № 595 и Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ [9] , что потребовало формирования нового принципа электронного удаленного взаимодействия органов публичной власти с человеком и обществом — принципа цифрового государства [10]. Цифровая трансформация оказывает воздействие на конституционно-правовые основы Российской Федерации. Хотя формально основы конституционного строя, закрепленные в главах 1, 2 и 9 Конституции РФ, остаются неизменными, фактически они претерпевают существенную трансформацию в части формы и процедуры их реализации [1].

Пандемия и цифровизация трансформируют конституционную идентичность. Цифровое пространство, не отраженное в Конституции РФ, стало новой сферой правового регулирования. Принцип цифрового государства реализуется через электронную демократию и цифровой суверенитет. Парадигма «цифровой конституции» утверждает информацию ключевым ресурсом власти, а доступ в интернет — базовым правом. Развитие ИИ требует переосмысления защиты данных, цифрового самоопределения и права на забвение. Таким образом, цифровая конституция — закономерный этап эволюции права, требующий адаптации конституционных механизмов для цифровой среды [6, с.64] [5, с.30].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31.
  2. Бондарь Н. С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 25–42. URL: https://doi.org/10.12737/jrl.2019.11.2.
  3. Астапенко П. Н. Цифровой суверенитет: понятие и соотношение с государственным // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 7 сентября 2022 г.). Санкт-Петербург: Печатный цех, 2022. С. 321–324. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49504995.
  4. Гончаров В. В., Поярков С. Ю., Савченко М. С. Цифровой конституционализм: эволюция правовых принципов в условиях цифровизации современного общества // Проблемы экономики и права. 2025. № 8. С. 203–215. URL: https://doi.org/10.24158/pep.2025.8.25.
  5. Костюков А. Н., Черепанова Т. С. Влияние цифровой трансформации на конституционно-правовые основы Российской Федерации // Правоприменение. 2023. Т. 7, № 1. С. 25–32. URL: https://doi.org/10.52468/2542–1514.2023.7(1).25–32
  6. Жигарева Ю. С., Смирнова Л. А. Конституционные права человека в цифровом измерении // Законность и правопорядок. 2022. № 2(34). С. 63–67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50762748
  7. Шахрай С. М. Цифровая конституция. Основные права и свободы личности в тотально информационном обществе // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88, № 12. С. 1075–1082. URL: https://doi.org/10.31857/S086958730003185–1
  8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 17.11.2025).
  9. Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 08.12.2020.
  10. Указ Президента РФ от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 22.10.2021.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный