The article examines current issues in the professional training of investigative bodies, analyzes the reasons for insufficient qualifications, and suggests ways to improve the training system.
Keywords: investigation, professional training, law enforcement agencies, advanced training.
В современных условиях обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников органов дознания является одним из приоритетных направлений развития правоохранительной системы. Законодательно закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство несет ответственность за их признание, соблюдение и защиту [1].
В контексте современного правового государства принципы верховенства права и гарантии прав личности в деятельности органов предварительного расследования приобретают первостепенное значение. Согласно статье 150 УПК РФ, предварительное расследование — «в форме дознания или следствия — начинается с возбуждения уголовного дела и направлено на: раскрытие преступлений, установление лиц, их совершивших, а также собирание, закрепление и проверку доказательств». Это означает, что дознание является первым и основным этапом формирования уголовного дела.
Результатом дознания становится обвинительный акт, который, согласно статье 221 УПК РФ, подаётся в суд и служит основанием для начала судебного разбирательства. Таким образом, именно на стадии дознания формируется юридическая и доказательственная база, на которой строится всё дальнейшее производство.
Профессионализм сотрудников органов дознания складывается из глубоких познаний в области права, криминалистики, умения пользоваться современными технологиями, аналитического мышления, эффективной коммуникации и безупречной этики. Недостаток любого из этих элементов негативно сказывается на всей работе.
Особую озабоченность вызывает качество составления процессуальных документов, в первую очередь обвинительного акта. Этот документ должен соответствовать строгим требованиям, излагать сущность обвинения, доказательства и смягчающие обстоятельства. На практике обвинительные акты часто составляются по шаблону, что приводит к возвращению дел на дополнительное дознание [3, с.33].
Непрофессионализм также проявляется в неэффективной организации работы, неумении планировать оперативные мероприятия, что приводит к срыву процессуальных сроков. Это влечет за собой нарушение конституционных прав участников процесса.
Для устранения выявленных недостатков необходимо реализовать комплекс мер, охватывающих как образовательную, так и технологическую сферы. [4, с.290].
Реформирование образовательных программ, это приведёт к тому, что учебные курсы будут регулярно обновляться с учётом изменений в законодательстве, судебной практике и современных методах расследования. В программы необходимо включить актуальные темы: цифровую криминалистику, работу с высокотехнологичными уликами, психологию допроса и этику профессиональной деятельности. Разработку материалов следует поручать ведущим экспертам из академий МВД, юридических вузов и практикующим следователям. Обязательным элементом подготовки должна стать практическая стажировка молодых сотрудников в сильных подразделениях под руководством опытных наставников.
Внедрение современных технологий в обучение, это использование виртуальных симуляторов и тренажёров позволяет отрабатывать следственные действия в безопасной среде: осмотр места происшествия, допрос, работу с доказательствами. Такие технологии помогают развивать аналитическое мышление, принимать решения в условиях неопределённости и учиться на собственных ошибках без риска для реальных дел.
Таким образом, проблема недостаточной профессиональной подготовки сотрудников органов дознания является одной из ключевых угроз эффективности правосудия. Только при условии высокого уровня квалификации дознавателей возможно обеспечение справедливого, своевременного и законного расследования уголовных дел, а также защита конституционных прав и свобод граждан. Укрепление профессионального потенциала правоохранительных органов — это не просто задача кадровой политики, а необходимое условие для устойчивого развития правового государства в России. Внедрение предложенных мер позволит повысить качество расследования преступлений и обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (ред. от 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.09.2025) // СПС «КонсультантПлюс».
- Елесина И. Г. Анализ типичных профессиональных ошибок в деятельности дознавателей ОВД — путь к повышению качества подготовленности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 2. — С. 32–34.
- Хорольский В. В., Хенцинский Е. А., Панова О. С. Пути совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–2. — С. 288–291.

