В статье авторы исследуют влияние концепции lifelong learning на эффективность следственных действий в России. Отмечается, что именно процесс непрерывного образования является неотъемлемым элементом повышения качества следственных действий и преодоления проблем, возникающих при их реализации.
Ключевые слова: следственные действия, непрерывное образование, lifelong learning, актуальные проблемы назначения судебной экспертизы, актуальные проблемы проведения осмотра, актуальные проблемы проведения допроса.
Истоки концепции непрерывного образования можно найти еще в трудах философов Древнего Мира, однако наибольшее распространение и популярностью она получила со второй половины XX века (как за рубежом, так и в отечественной науке и нормативных правовых актах) [1]. Обусловлен такой рост интереса к непрерывному образованию увеличением темпов развития науки, техники, промышленности, которое неизбежно привело к динамичному изменению общественных отношениях на всех уровнях. Научный прогресс активно влияет на общественные отношения ввиду того, что его продукты все более активно становятся объектами бытовых общественных отношений [2]. Это означает, что для осуществления собственных профессиональных функций субъекту необходимо все больше знаний и навыков, включающих в себя актуальные изменения общественных отношений. Не исключением является и юриспруденция. Однако на сегодняшний день лишь небольшое количество исследований посвящено изучению влияния процесса непрерывного образования на отдельные направления профессиональной юридической деятельности, при этом ряд актуальных проблем правовой практики своей причиной имеют именно недостаток знаний в определенных неправовых (а порой и не относящихся к социо-гуманитарным) областях, с которыми соприкасается осуществление юридической деятельности.
Речь, в частности, идет о деятельности сотрудников следственных органов, которые помимо глубоких знаний права должны также быть информированы о современном состоянии различных отраслей общественной жизни для достижения поставленных перед ними целей. Анализ практики следственных действий позволил выявить не одну, а ряд актуальных проблем, разрешение которых возможно с практическим развитием концепции непрерывного образования, учитывая особенности следственной деятельности.
В первую очередь, следует отметить многочисленные проблемы, возникающие при назначении судебной экспертизы. Ввиду того, что с усложнением предметов общественных отношений судебная экспертиза все больше представляет собой необходимую процедуру для установления истины как в следственном, так и в судебном процессах, расширяются и ее возможности. Это означает, что помимо отслеживания модернизации действующего законодательства сотрудник следственных органов, ответственный за назначение судебной экспертизы, должен как минимум столь же внимательно отслеживать и развитие возможностей судебной экспертизы. Судебные эксперты отмечают, что ввиду непонимания возможностей определенного рода (вида) судебной экспертизы сотрудниками следственных органов, перед экспертом ставятся вопросы, на которые судебно-экспертное исследование не может дать ответа, иногда перечень вопросов далеко не полный (ввиду чего упускается важнейшая для следствия информация) и т. д. Кроме того, отдельную проблему составляет недостаточная осведомленность следственных органов об объектах судебно-экспертного исследования (особенно часто — при назначении экспертизы веществ, материалов и изделий из них). Объекты исследования могут быть не только неверно изъяты, но и храниться таким образом, который напрямую может влиять на эффективность судебно-экспертного исследования. Достаточно распространена ситуация, когда судебному эксперту на исследование передаются не все объекты исследования, в силу чего он должен делать запрос о передаче дополнительных объектов, необходимых для ответа на поставленные вопросы, что увеличивает время производства судебной экспертизы [3].
Безусловно, получение высшего юридического образования подразумевает получение базовых знаний о возможностях судебной экспертизы, однако на практике растет как система судебных экспертиз, так и их возможности, что иногда может означать потерю актуальности полученных при обучении знаний уже к моменту завершения программы высшего образования. Это означает неизбежную необходимость самомотивированного обучения в данной области. Тем не менее, как показывают практические проблемы, такая необходимость далеко не всегда приводит к целевым действиям, а иногда сотруднику следственных органов трудно разобраться самостоятельно в новом направлении научного знания.
Еще одной проблемой, решение которой, на наш взгляд, можно добиться только путем развития концепции непрерывного образования с учетом ее специфики для следственных органов, является недостаточное качество проведения осмотра, а также недостаточное качество протокола осмотра. Протокол осмотра может стать важнейшим объектом исследования для судебной экспертизы (например, при автотехнической экспертизе), однако в случаях, когда протокол осмотра не выступает таким объектом, его важность для следственного (а позднее — для судебного) процесса является очевидной. В силу этого, сотруднику следственных органов следует проявлять повышенное внимание к составлению данного юридического акта, однако обращать внимание следует на конкретные, распространенные ошибки, а не на абсолютно все детали обстановки места происшествия [4].
В данном вопросе (в отличие от предыдущей обозначенной нами проблемы) речь идет о понимании концепции непрерывного образования как образования длинною в жизнь. То есть понимание того, что необходимо постоянно актуализировать собственные знания, исходя из изменения и дополнения действующего законодательства, — это не предел необходимого перманентного расширения собственных профессиональных знаний. Помимо теории любому практикующему юристу необходимо внимательно изучать практику, заниматься разбором собственных ошибок, рефлексировать на предмет возможности улучшения собственной практической деятельности. На наш взгляд, существенно улучшить ситуацию в данном вопросе поможет отказ от деления юристов на юристов-теоретиков (исключительно ученых, занимающихся проведением исследований и описании их результатов) и юристов-практиков (практикующих юристов, далеких от науки, не читающих современных профессиональных научных изданий, не посещающих научных конференций и т. д.). Необходимость внесения своего вклада в научное развитие современной отечественной юриспруденции важна для каждого, кто соприкасается с ее практической реализацией. Многие проблемы при практической апробации или эмпирического метода познания просто не очевидны. Ввиду этого необходимо как можно в большей степени привлекать к участию в действующих и образованию новых научных сообществ всех без исключения юристов-практиков, давать возможность посещения научного мероприятия, а главное — выступления, докладе о сложившейся практической проблеме и видимых им результатом ее разрешения не только тех, кто проходит в настоящий момент одну из программ получения высшего профессионального образования, но и выпускников данных программ, принявших решение посвятить свою профессиональную карьеру практической деятельности.
В современной научной литературе также часто отмечается проблема установления контакта с допрашиваемым в ходе проведения допроса [5]. На наш взгляд, данную проблему также можно решить путем применения концепции непрерывного образования. Однако данная проблема ближе к первой, описанной в данной статье. Дело в том, что и дополнительное изучение возможностей судебной экспертизы, и дополнительное изучение построения эффективной коммуникации — это не относящиеся непосредственно к праву области знания, однако в силу своей профессиональной деятельности сотрудник следственных органов должен обладать ими на высоком уровне. В данном случае концепция непрерывного образования проявляет себя через принцип «обучение шириной в жизнь» [6], то есть означает необходимость исследования и изучения не только той области знания, которая непосредственно задействована в реализации профессиональной деятельности субъекта, но и тех областей, с которыми данная деятельность соприкасается. Говоря о проведении допроса, в первую очередь, актуальным является исследование психологии, в частности применение новейших психологических методов и концепций для установления эффективного контакта с допрашиваемым. На сегодняшний день современная научная психология находится на своем подъеме, многие теории получают свое широкое распространение в смежных научных областях, однако далеко не всегда находят свое отражение в юриспруденции. Так, учеными-психологами указывается на перспективность применения методики семи радикалов В. В. Пономаренко [7], однако на сегодняшний день юридические исследования по данному предмету отсутствуют.
Концепция непрерывного образования, безусловно, не решит все сложившиеся проблемы следственных действий, однако во многом решит описанные в данной статье. Кроме того, нарастание необходимости построения такой образовательной среды, которая позволила бы сотруднику следственных органов непрерывно получать полезные для профессиональной эффективности знания, обусловлено перспективой еще более быстрых темпов качественного роста общественных отношений. Такая образовательная среда при этом должна включать в себя возможность получения знаний не только о праве (как это в большей степени представлено сегодня [8]), но и смежных направлениях науки.
Литература:
- Ширинкина Е. В. Развитие культуры непрерывного образования // Современное образование. 2021. № 4. — C. 29–37.
- Савельева А. П., Снетков В. Н. Становление ценностно-нормативного аспекта правовой культуры вследствие развития философского рационализма // Евразийский юридический журнал. 2018. № 3 (118). — С. 485–486.
- Дронова О. Б., Смагоринский Б. П. Современные возможности проведения криминалистических исследований в ходе выявления и расследования преступлений в сфере незаконного оборота потребительских товаров // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). — С. 182–190.
- Никитин А. В. Актуальные проблемы проведения осмотра при производстве уголовных дел // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2021. № 3. — С. 129–134.
- Гаджибатырова Д. Г. О проблемах установления психологического контакта при производстве допроса // Закон и право. 2020. № 1. — С. 119–120.
- Лискина Т. В., Паульзен Н. С. Современные подходы к определению понятия «информальное образование» // Известия БГУ. 2018. № 1. — С. 131–137.
- Юдина И. И., Григорьева А. А. Эффективность применения «практической характерологии с элементами прогнозирования и управления поведением. Методика «Семь радикалов» В. В. Пономаренко в психосоциальной и трудовой реабилитации пациентов медико-реабилитационного отделения психоневрологического диспансера // СТПН. 2018. № 1. — C. 24–28.
- Тарасов Н. Г., Буховец А. В., Заречнев Д. О. Особенности управления процессом повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел (на примере Барнаульского Юридического Института МВД России) // Вестник УЮИ. 2021. № 2 (92). — C. 200–207.