В статье автор раскрывает проблему антикоррупционного воспитания среди сотрудников осуществляющих предварительное расследование и рекомендует пути решения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: предварительное расследование, антикоррупционное воспитание, коррупция.
Для сотрудников, осуществляющих предварительное расследование по уголовному делу, честь и долг стоят превыше всего, в связи с чем для служащих органов внутренних дел, а в частности для следователей и дознавателей антикоррупционное воспитание имеет особое значение.
Актуальность темы научной работы обуславливается высоким значением антикоррупционного воспитания как в современном обществе в целом, так и среди сотрудников осуществляющих предварительное расследование по уголовному делу. Необходимость антикоррупционного воспитания прежде o всего заключается в формировании у следователей и дознавателей нравственных и моральных норм, которыми они будут руководствоваться в своей работе. Наряду с этим антикоррупционное воспитание должно быть не только у лиц осуществляющих предварительное расследование, но и граждан. «Чем культурнее общество, чем больше оно руководствуется нормами морали и права, тем легче и безопаснее в нем жить» [3].
В соответствии с Приказом МВД России от 25.12.2020 № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», а именно в соответствии с п. 20.6 — одним из основополагющих принципов воспитательной работы является: «Выработка у сотрудников устойчивых навыков служебного поведения, основанных на строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, требований служебной этики, антикоррупционных стандартов» [2].
Для того, чтобы антикоррупционное воспитание сотрудников, осуществляющих предварительное расследование, было более эффективным, необходимо применять различные методы, так как если использовать какой-либо метод по отдельности, это не приведет к положительному результату. Важно понимание того, что нет положительных и отрицательных методов, каждый метод имеет свои плюсы и минусы, которые в совокупности могут дать хороший результат. Каждый метод должен рассматриваться в условиях его применения.
Первый метод, который необходимо упомянуть — это метод убеждения, именно благодаря ему у сотрудника формируется мировоззрение, сознательность. Для того, что бы указанный метод действительно работал необходимо соблюдать определённые условия, такие как: открытость и честность со стороны убеждающего, наличие доверительных отношений, убежденность лица в искренности того в чем он убеждает и что не мало важно — подкрепление слов действиями. «Только благодаря такому отношению можно завоевать доверие со стороны воспитуемых, и рассчитывать на внимательное отношение к своим словам, советам и идеям» [6].
Второй метод, это метод примера, иными словами воздействие на сознание и поведение сотрудников положительными примерами, которые в свою очередь будут являться образцами для подражания. Влияние на сознание может происходить как непосредственно от руководителя, коллег, так и опосредованно, то есть через положительные события произошедшие в других подразделениях, примеры из средств массовой информации, исторические события и т. д. «Воспитание обязательно должно основываться на положительном примере, для того что бы в сознании сотрудников мог сложится идеальный образ сотрудника, который побуждает желание быть похожим на него» [5]
Третий метод антикорруппционного воспитания сотрудников осуществляющих предварительное расследование — это метод упражнения. Данный метод направлен прежде всего на формирование антикоррупционного поведения не только в служебное время, но и в повседневной жизни. Условия при которых метод упражнения будет более эффективным: понимание сотрудниками сущности коррупции, негативных последствий коррупционной деятельности. В указанном методе необходимо учитывать что для каждого сотрудника необходим индивидуальный метод упражнений, объем нагрузки при котором он будет усваивать материал не переутомляясь.
Четвертый метод антикоррупционного воспитания — метод поощрения, на мой взгляд, указанный метод является наиболее действенным. Вне зависимости от особенностей характера личности, поощрение всегда приносит положительные эмоции, основываясь на которых, сотрудник понимает, что поступил в данной ситуации правильно, тем самым указанный метод стимулирует сотрудника продолжать вести себя таким же образом, для получения поощрения в будущем, главное что бы поощрение было справедливым. «Важно помнить о том, что поощрение следует применять с осторожностью, ведь иногда оно может быть не заслуженным» [4].
Пятый, заключительный метод, который необходимо применять наряду с методом поощрении — это метод принуждения. Указанный метод является важной частью процесса антикоррупционного воспитания, если сотрудник без должного внимания выполняет свои служебные обязанности, а так же относиться к ним пренебрежительно, то в дальнейшем высока вероятность того, что он начнет заниматься коррупционной деятельностью, ввиду отсутствия уважения к закону и службе, в данном случае необходимо применение метода принуждения. «Делается это с благой целью: изменить отношение сотрудника к своей профессиональной деятельности, к служебной морали; проявить в нем уважение к законам и нормам поведения, так o же повысить требовательность к себе» [1].
Вышеуказанные методы применяются и варьируются в зависимости от конкретной ситуации, а так же в зависимости от поставленных целей и задач. На практике не уделяется должного внимания вопросу антикоррупционного воспитания сотрудников осуществляющих предварительное расследование, а ведь именно на данной стадии уголовного процесса следователь и дознаватель могут «закрыть глаза» на факты имеющие значение для уголовного дела, что в дальнейшем может воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу. В связи с вышеизложенным, считаю, что необходимо проводить специальные мероприятия с сотрудниками направленные на формирование личности не подверженной коррупции. Указанные мероприятия можно проводить в формате конференции, круглого стола или лекции с периодичностью раз в три месяца.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для сотрудников осуществляющих предварительное расследование, антикоррупционное воспитание имеет важное значение. Моральные, нравственные, антикоррупционные основы их деятельности являются залогом уважения и поддержки со стороны граждан.
Литература:
- Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, принятые на 71 Генеральной ассамблее Интерпола 21–24 октября 2002 в Камеруне.
2. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»
- Воронцов Сергей Алексеевич О необходимости совершенствования системы отбора, подготовки и воспитания юристов уголовно-правовой специализации, призванных защищать публичные ценностно-правовые начала // Евразийская адвокатура. 2014. № 3 (10). С.76
- Гайдай М. К., Кузьмина Г. А. «Психологические особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Вестник УЮИ. 2022. № 1 (95). С. 141–147.
- Ендржеевский Анатолий Альфредович Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД: состояние и основные пути совершенствования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56).С.87
- Устинова Л. Г. «Конструирование технологий воспитания сотрудников ОВД» // МНКО. 2014. № 1 (44). С.71–73