Введение
Автомобильный рынок России в последние годы претерпевает значительные структурные изменения, особенно в сегменте продаж новых автомобилей. Существенный рост доли китайских брендов обусловлен уходом привычных европейских и японских производителей с российского рынка после 2022 г.
Импорт китайских автомобилей в Россию в 2024 году вырос более чем на 30 % в денежном выражении, а объёмы поставок в натуральном выражении стали рекордными, что свидетельствует о растущем влиянии китайских автомобильных марок на внутренний рынок страны [3].
В статье Волгиной Н. А. подчеркивается, что проникновение китайских автомобильных компаний на российский рынок характеризуется не только высокой динамикой продаж, но и спецификой адаптации дилерских сетей к новым условиям конкурентной борьбы в условиях экономической нестабильности и внешнеполитического давления [1].
По мнению Козловского В.Н., такая трансформация дилерской среды требует от менеджеров инновационных подходов к разработке проектных идей, направленных на оптимизацию бизнес-процессов, усиление рыночной позиции и повышение устойчивости дилерских центров. [2]
Существующие исследования чаще всего акцентированы на анализе текущего состояния дилерских сетей и проблемах их функционирования.
Автомобильный рынок России переживает серьёзные структурные преобразования, особенно в сегменте продаж новых автомобилей. Существенный рост доли китайских брендов связан с уходом традиционных европейских и японских производителей с российского рынка после 2022 года.
Импорт китайских автомобилей в Россию вырос более чем на 30 % в денежном выражении в 2024 году, а объёмы поставок в натуральном выражении достигли рекордных высот, что свидетельствует об усилении влияния китайских автомобильных марок на внутренний рынок страны [3].
Согласно статье Волгиной Н. А., проникновение китайских автомобильных компаний на российский рынок характеризуется не только высокой динамикой продаж, но и спецификой адаптации дилерских сетей к новым условиям конкурентной борьбы в условиях экономической нестабильности и внешнеполитического давления [1].
По мнению Козловского В. Н., такая трансформация дилерской среды требует от менеджеров инновационных подходов к разработке проектных идей, направленных на оптимизацию бизнес-процессов, усиление рыночной позиции и повышение устойчивости дилерских центров [2].
Большинство научных публикаций фокусируется на анализе текущего состояния дилерских сетей и проблемах их функционирования.
Актуальность настоящего исследования связана с целью классифицировать проектные идеи и выработать рекомендации, которые могут повысить эффективность работы дилерских центров в условиях изменяющегося рынка.
Материалы и методы
Теоретической основой исследования послужили работы российских авторов, посвящённые управлению проектами, развитию дилерских сетей и трансформации автомобильного рынка. При подготовке статьи использовались материалы, размещённые в электронных научных библиотеках CyberLeninka и eLibrary, а также официальные статистические данные аналитического агентства «Автостат».
Отбор источников осуществлялся по ключевым словам, связанным с деятельностью автомобильных дилерских центров, цифровизацией продаж и проектным управлением.
В ходе исследования применялись методы анализа и обобщения научной литературы, сравнительный анализ подходов к развитию дилерских центров, а также классификация проектных идей.
Результаты
Рыночная ситуация и статистика
Современный российский рынок новых автомобилей продолжает испытывать серьёзные изменения в структуре продаж и дилерской сети. После ухода большинства западных брендов с рынка доля китайских производителей заметно выросла.
В 2025 году рынок демонстрирует признаки стагнации и даже спада: по данным агентства «Автостат», за первые 10 месяцев года было продано почти 570 тыс. новых автомобилей китайских марок, что на 27 % меньше, чем за тот же период предыдущего года [4].
Что касается сети дилерских центров, их количество также существенно изменяется под влиянием рыночных и экономических факторов. По данным СМИ, число дилерских контрактов по китайским маркам в середине 2025 г. превышало 3 000 из 4 300 контрактов по всем дилерам в России, что составляет примерно 70 % всех дилерских связей в стране [5].
При этом показатели открытий и закрытий дилерских центров остаются динамичными: в 2025 году закрытие шоу-румов китайских марок происходило быстрее, чем их открытие, что отражает перегрузку рынков и проблемы с реализацией товарных остатков [6].
Таким образом, российский рынок предлагает сложную, но потенциально благоприятную среду для развития проектов в дилерской сети. Снижение стабильности спроса на китайские автомобили и высокий уровень конкуренции между дилерами требуют инновационных решений и нестандартных управленческих подходов.
Проектные идеи для развития дилерского центра формируются под влиянием нескольких типов источников:
- Внутренние источники, включающие оценку текущей деятельности дилерского центра, анализ клиентской базы, показатели эффективности продаж, логистику и качество сервиса;
- Внешние источники, включающие: потребительские предпочтения (предпочтение кроссоверов и компактных автомобилей как ключевых сегментов спроса), изменения в поставках и импорте автомобилей, действия конкурентов, государственные меры по регулированию рынка (импортные пошлины, утилизационный сбор и пр.).
Классификация проектных идей
На основе обзора литературы и анализа текущего состояния рынка выделены следующие категории проектных идей.
Таблица 1
Категории проектов и примеры
|
Категории проектных идей |
Пример проекта |
Цель проекта |
|
Цифровые и IT-проекты |
Внедрение CRM-систем для управления взаимоотношениями с клиентами |
Повышение качества взаимодействия с клиентами, автоматизация обработки запросов, сокращение сроков обработки сделок и повышение конверсии лидов в продажи |
|
Разработка онлайн-платформы продаж с интеграцией расчёта кредитования и лизинга |
Цифровизация процесса продажи позволяет расширить охват аудитории за счёт привлечения клиентов, предпочитающих удалённые покупки | |
|
Организационно-управленческие проекты |
Внедрение системы обучения персонала и повышения квалификации с акцентом на продуктовые знания по китайским маркам |
Улучшение экспертности персонала и повышение качества консультаций для клиентов |
|
Маркетинговые проекты |
Разработка программ лояльности для повторных покупок и сервисного обслуживания |
Создание преимуществ для клиентов, делающих повторные покупки или выбирающих дилерский сервис |
|
Проведение локальных маркетинговых кампаний и участия в городских авто-мероприятиях |
Повышение узнаваемости дилерского центра и китайского бренда в целевых регионах | |
|
Инвестиционные и инновационные проекты |
Формирование партнерских программ с финансовыми организациями для льготного кредитования |
Увеличение доступности автомобилей для клиентов через выгодные условия финансирования |
|
Создание сервисного центра с дополнительными услугами — малярно-кузовной ремонт, тюнинг, дополнительные аксессуары |
Расширение спектра услуг повышает удержание клиентов и увеличивает прибыль дилерского центра. |
Представленные проектные идеи способны:
- повысить конкурентоспособность дилерского центра на фоне снижения спроса и высокой конкуренции;
- укрепить клиентские отношения и расширить цифровое присутствие в различных каналах;
- обеспечить устойчивый рост прибыли и оптимизацию бизнес-процессов;
Обсуждение
Проведенная работа показывает, что в текущих условиях поиск проектных идей становится важным инструментом стратегического управления автомобильным бизнесом.
Предложенная классификация проектных идей позволяет рассматривать развитие дилерского центра как портфель взаимосвязанных проектов, а не как набор разрозненных управленческих инициатив. Такой подход соответствует принципам управления проектами.
По мнению автора, особую ценность представляют проекты, направленные на цифровизацию бизнес-процессов, развитие клиентских сервисов и диверсификацию источников дохода дилерского центра. Именно данные направления позволяют повысить устойчивость бизнеса в условиях нестабильного спроса и высокой конкуренции.
Практическая значимость статьи заключается в возможности применения полученных результатов в сфере автомобильного бизнеса. В частности:
- предложенные проектные идеи могут быть использованы руководством дилерского центра в качестве основы для формирования программы развития;
- классификация проектов облегчает процесс отбора и приоритизации проектов с учётом стратегических целей и возможных рисков;
Заключение
В заключение следует отметить, что дальнейшие исследования в данной области целесообразно направить на эмпирическую оценку эффективности предложенных проектных идей, а также на разработку методики оценки рисков проектов развития дилерских центров в условиях высокой рыночной неопределённости.
Литература:
- Волгина Н. А., Луговская Е. М. Китайские автомобильные компании на российском рынке: особенности проникновения и закрепления // Вестник РУДН. Серия: Экономика. № 2: 2024. — С. 303–323.
- Козловский В. Н., Благовещенский Д. И., Шахов Н. Р., Айдаров Д. В. Эффективная дилерская сеть как ключевой фактор обеспечения качества процессов продажи и послепродажного обслуживания автомобилей // Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. № 4: 2021. — С. 241–250.
- Китайские автомобили удержат позиции на российском рынке: мнения экспертов // Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ» URL: https://www.rzd-partner.ru/auto/comments/kitayskie-avtomobili-uderzhat-pozitsii-na-rossiyskom-rynke-mneniya-ekspertov/ (дата обращения: 05.12.2025).
- На авторынке РФ снижается доля китайских брендов // Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» URL: https://www.autostat.ru/news/61219/ (дата обращения: 13.12.2025).
- Рост в четыре раза. Сколько сейчас в России дилеров китайских автомобилей // Autonews: официальный сайт URL: https://www.autonews.ru/news/689b4ba89a794704bc49b89f (дата обращения: 13.12.2025).
- В России массово закрываются автосалоны китайских марок // «Автоновости дня» URL: https://avtonovostidnya.ru/avtorynok/390701 (дата обращения: 13.12.2025).

