Кадровый потенциал является важным стратегическим ресурсом современной организации, эффективное управление которым значительно повышает конкурентоспособность и устойчивость организации. Для эффективного управления кадровом потенциалом необходимо не только внедрение комплексного подхода, включающего методы оценки, обучения, мотивации и развития персонала, но и подготовка потенциального сотрудника на основе создания условий для долгосрочного сотрудничества.
Объективная система оценки и формирование на ее базе справедливой системы стимулирования работников приведет к сокращению увольнений по собственному желанию, росту мотивированности, результативности и повышению производительности труда педагогов, а, следовательно, повышению качества кадрового потенциала и росту конкурентоспособности образовательного учреждения.
Целью настоящего исследования является изучение влияния кадрового потенциала на конкурентоспособность ГБОУ города Москвы «Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий» (ГБПОУ МГКЭИТ).
В ходе исследования выяснилось, что основными причинами увольнения сотрудников, которые в официальных документах названы «по собственному желанию», стала неудовлетворённость: материальным стимулированием, перспективой развития, отсутствием карьерного роста, отношением администрации к нуждам работников.
Увольнение по причинам материального характера, в первую очередь, связано с направлением обучения в колледже по IT специальностям, поскольку данное направление характеризуется высокой оплатой труда специалистов в отрасли.
Проведем сравнительный анализ среднемесячной оплаты труда в ГБПОУ МГКЭИТ и в Москве, а также отдельно в сфере образования и IТ сфере (табл. 1).
Таблица 1
Динамика среднемесячной оплаты труда в Москве по некоторым секторам в 2022–2024 гг. [1]
|
Показатель |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Абс. изменение 2024/ 2022, чел |
Темпы прироста, % |
|
Среднемесячная оплата труда в ГБПОУ МГКЭИТ, руб. |
122 920,7 |
133 950,6 |
146 200,3 |
23 279,6 |
18,9 |
|
Среднемесячная оплата труда в Москве в сфере Образование (ОКВЭД 85) руб. |
115 744,5 |
127 450,6 |
140 519,3 |
24 774,8 |
21,4 |
|
Среднемесячная оплата труда в Москве по всем сферам руб. |
125 637,6 |
138 881,8 |
162 571,7 |
36,934,1 |
29,4 |
|
Среднемесячная оплата труда в Москве в сфере Деятельность в области информационных технологий (ОКВЭД 63), руб. |
186819,2 |
207738,9 |
235974,0 |
49 154,8 |
26,3 |
|
Коэффициент соотношения оплаты труда в ГБПОУ МГКЭИТ с оплатой труда в регионе в сфере образования |
1,062 |
1,051 |
1,040 |
-0,22 |
- 2,1 |
|
Коэффициент соотношения оплаты труда в ГБПОУ МГКЭИТ с оплатой труда в регионе по всем сферам |
0,978 |
0,964 |
0,899 |
-0,079 |
-8,1 |
|
Коэффициент соотношения оплаты труда в ГБПОУ МГКЭИТ с оплатой труда в регионе в сфере ИТ |
0,658 |
0,645 |
0,620 |
-0,038 |
-5,8 |
Из таблицы видно, что среднемесячная оплата труда в ГБПОУ МГКЭИТ превышает среднемесячную оплату труда в Москве в сфере «Образование», что обеспечивает престижность работы в колледже и конкурентоспособность колледжа по сравнению с другими учебными заведениями региона.
Однако среднемесячная оплата труда в ГБПОУ МГКЭИТ отстает от среднемесячной оплаты труда в Москве по всем сферам, причем на протяжении 2022–2024 гг. данное отставание усиливается. Данный факт особенно может отразится на уходе из отрасли образования мастеров, которые всегда могут реализоваться в своей базовой (не педагогической) профессии. Отчасти это объясняет тот факт, что среди мастеров особенно высок средний возраст, поскольку здесь работают люди предпенсионного и пенсионного возраста. Также в связи с основной направленностью обучения в колледже по IT специальностям, поскольку данное направление характеризуется высокой оплатой труда специалистов в отрасли и люди могут уходить из образования в другие сферы IT.
Также следует заметить, что рост заработной платы по колледжу начинает отставать от темпов роста среднемесячной оплата труда по Москве в сфере образования, что в дальнейшем может привести к выравниванию оплаты по отрасли и, следовательно, потере конкурентного преимущества.
Система материального стимулирования в колледже достаточно хорошо проработана. Однако есть нюансы. Например, помимо объективных критериев формирования надбавок, имеет элемент субъективности и во многом объем выплаты подчинен решению одного человека — директора колледжа.
В результате проведенного социологического опроса среди педагогов и мастеров выяснилось, что работники недовольны не столько объемом материального стимулирования, сколько процессом распределения дополнительных начислений на оплату труда, что во многом субъективно и во многом единолично определяется директором. Данная система и вызывает недовольство рядовых сотрудников действиями администрации.
Для преодоления сложившейся системы и с целью формирования новой системы оплаты труда была разработана система балльной оценки труда преподавателей по индивидуальным критериям. Отдельно были разработаны критерии для оценки деятельности:
— педагогического работника;
— куратора группы;
— заведующего учебным кабинетом, лабораторией, учебной мастерской;
— председателя ПЦК.
По каждой группе были разработаны повышающие и понижающие факторы и оценочные баллы.
К примеру, критерии балльной оценки педагогических работников были разработан в зависимости от индивидуальных достижений педагога по различным видам (направлениям) профессиональной деятельности, а именно:
- Результативность деятельности педагогического работника по формированию знаний и компетенций учащихся
- Результативность деятельности в методической, научно-исследовательской работе
- Проведение профориентационной работы среди учащихся
- Проведение работы по укреплению материально-технической базы колледжа
- Интенсивность работы
- Понижающие баллы деятельности педагогического работника
Примечательно, что данная идея возникла изначально для повышения объективности распределения доплат, однако далее сформировалась концепция связки проведения аттестации педагогических работников с определением баллов по каждому специалисту, которая ложится в основу формирования дополнительной оплаты труда педагогов.
Предположения, что новая система стимулирования работников приведет к более справедливой системе оплаты труда без изменения размера номинального фонда оплаты труда, которая поспособствует сокращению увольнений по собственному желанию, росту мотивированности, результативности и эффективности труда педагогов а, следовательно, повышению качества кадрового потенциала и росту конкурентоспособности образовательного учреждения, были подтверждены экспертами.
В качестве экспертов для подтверждения нашей гипотезы были приглашены 5 педагогов разных возрастов, уровня квалификации и специализации, чьи имена не разглашаются по причинам конфиденциальности. Автор убежден, что оценить новую систему мотивации способны только рядовые сотрудники, так как недомотивированными при старой системе были именно они в отличие от административно-управленческого аппарата.
Оценка проводилась по 5-балльной шкале.
Результат ранжирования ожидаемых эффектов экспертами:
- Рост конкурентоспособности образовательного учреждения.
- Рост мотивированности педагогов.
- Рост результативности и эффективности труда педагогов.
- Повышение качества кадрового потенциала.
- Сокращение увольнений по собственному желанию.
Полученное согласованное ранжирование устойчивое, что свидетельствует о социально-экономической эффективности предлагаемых рекомендаций, а также о том, что гипотеза — верна.
Таким образом, распределение оплаты труда в любой сфере, особенно в бюджетных организациях должно осуществляться только на основе объективных критериев, поскольку это позволяет достичь максимального удовлетворения работников, что ведет к сокращению текучести кадров и росту конкурентоспособности учреждения.
Литература:
- Среднемесячная заработная плата на одного работника в г.Москва https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index.php?id_region=184

