Введение
В контексте современного спорта высших достижений психическая составляющая подготовки атлетов приобретает критически важное значение. Особенно актуальной эта проблема становится в работе с подрастающим поколением спортсменов, где интенсивные психофизические нагрузки требуют разработки комплексной системы сопровождения. Сложность заключается в том, что традиционные методики подготовки часто носят генерализованный характер, акцентируя развитие базовых психических функций без учета врожденных индивидуально-типологических особенностей.
Центральной проблемой в данной области выступает недостаточное внимание к психодинамическим характеристикам, в частности — к темпераменту как устойчивому комплексу свойств нервной системы, определяющему динамические аспекты поведения. Неучет этих особенностей в условиях соревновательного стресса порождает системные трудности: от неоптимального распределения тренировочных нагрузок до преждевременного завершения карьеры перспективными спортсменами [3].
Цель исследования — теоретически обосновать и эмпирически проверить необходимость учета типологических особенностей темперамента в построении системы психологического сопровождения в детском и юношеском спорте на примере футбола.
Методы исследования
В исследовании применялись следующие методы:
- теоретический анализ научно-методической литературы,
- психодиагностическое тестирование
- статистическая обработка данных
- анализ психологической литературы
Темперамент и его роль в спортивной деятельности: концепция «динамического соответствия»
В основе темперамента лежат свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность), которые определяют такие поведенческие проявления, как скорость психических реакций, эмоциональную возбудимость, пластичность и резистентность к стрессу [1; 5]. Для спортивной деятельности ключевое значение имеют энергетический, временной и эмоциональный аспекты.
Разработанная концепция «динамического соответствия» ориентирована на создание условий для гармонизации требований спортивной деятельности с психофизиологическими возможностями спортсмена. Дисбаланс в этом взаимодействии, как показал пример с защитником инертного типа в скоростных атаках, вызывает стойкую дезадаптацию [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Психодиагностическое исследование выявило распределение типов темперамента среди юных футболистов. Наиболее репрезентативными были сангвинический (38,5 %) и холерический (28,8 %) типы, что согласуется с динамичным и эмоционально насыщенным характером футбола. Флегматический и меланхолический типы составили 21,2 % и 11,5 % соответственно.
Была выявлена статистически значимая связь между типом темперамента и предпочитаемым игровым амплуа. Среди нападающих и атакующих полузащитников преобладали спортсмены с сангвиническим и холерическим темпераментом, для которых характерны высокая подвижность, импульсивность и склонность к риску. Центральные защитники и опорные полузащитники являлись флегматиками, их инертность и устойчивость компенсируются надежностью в оборонительных действиях и способностью анализировать игру.
Анализ уровня соревновательной тревожности показал, что наиболее высокие показатели когнитивной тревожности (беспокойство о результате) наблюдаются у спортсменов меланхолического типа, а наиболее низкие — у флегматиков. Спортсмены сангвинического и холерического типов темперамента характеризуются повышенным уровнем соматической тревожности, проявляющейся в интенсивном эмоциональном возбуждении.
Данное физиологическое состояние обладает двояким эффектом: оно может выступать как мобилизующим ресурсом, так и дезорганизующим фактором. Конечное влияние напрямую определяется степенью сформированности у спортсмена навыков психологической саморегуляции. Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что игнорирование темперамента приводит к формированию «зон напряженности» в подготовке спортсмена.
Направления дифференцированного психологического сопровождения юных футболистов.
Оптимизация тренировочного процесса может стать одним из направлений психологического сопровождения. Холерикам требуется акцент на тактической дисциплине, отработке действий в условиях ограниченного пространства и времени, а также обучение техникам первоначального импульса. Сангвиникам же необходимо использование разнообразных игровых упражнений, частая смена заданий для поддержания интереса и развитие способности к концентрации на монотонных, но важных элементах. Флегматикам нужно предоставление времени на «врабатывание» и принятие решений. Активное использование методов видеомоделирования и идеомоторной тренировки для ускорения процессов восприятия и решения. Для меланхоликов требуется создание поддерживающей атмосферы, минимизация публичной критики. Поэтапная отработка навыков с акцентом на положительном подкреплении. Развитие уверенности через постановку достижимых целей.
Формирование индивидуального стиля деятельности также является одним из направлений психологического сопровождения футболистов. Например, помощь тренеру и спортсмену в осознании сильных сторон темперамента и их интеграции в игровую модель. Меланхолик может стать «мозгом» обороны благодаря своей способности к анализу, а холерик — использовать свою энергию для создания «конфликтных» ситуаций на чужой половине поля.
Немаловажным инструментом является психологическая подготовка к соревнованиям. Разработка индивидуальных программ регуляции предстартового состояния. Для меланхоликов и холериков — техники снижения тревожности; для флегматиков — мобилизующие методики.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что учет темперамента в системе психологического сопровождения детско-юношеского спорта является не факультативной, а необходимой мерой. Реализация концепции «динамического соответствия» и предложенной модели дифференцированного сопровождения позволяет перейти от унифицированного подхода к персонализированному. Это не только повышает эффективность подготовки спортивного резерва за счет раскрытия уникального потенциала каждого спортсмена, но и решает гуманистическую задачу сохранения его психического здоровья и личностного благополучия. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния учета темперамента на спортивную карьеру и разработку цифровых платформ для диагностики и рекомендаций.
Литература:
- Горбунов Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для вузов. — Москва: Академия, 2016. — 272 с.
- Дорофеева, Н. В., Ловягина, А. Е. Психологическое сопровождение юных спортсменов в условиях стресса соревновательной деятельности / Н. В. Дорофеева, А. Е. Ловягина // Психология и психотехника. — 2019. — № 4. — С. 53–62.
- Ильин Е. П. Психология спорта. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 352 с.
- Русалов В.М. Опросник структуры темперамента / Русалов В.М. —. — Москва: ИП РАН (М.), СМЫСЛ (М.), 1922. — 36 c.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Стреляу Я. — Москва: Прогресс, 1982. — 232 c.
- Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте / Ханин Ю.Л. — Москва: Физкультура и спорт, 1980. — 209 c.

