Взаимосвязь личностных особенностей и мотивации достижения у юных футболистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.11.2022

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Дмитриева, А. А. Взаимосвязь личностных особенностей и мотивации достижения у юных футболистов / А. А. Дмитриева, А. О. Зизюкин, Р. В. Свиридов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96274/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей футболистов и их мотивации достижения.

Ключевые слова: личность, мотив, мотивация достижения, футбол.

На современном этапе развития общества к личности человека предъявляются все более высокие требования. Государство нуждается не просто в высококвалифицированных специалистах, важно, чтобы человек обладал такими качествами, как активность, целеустремленность, стремление постоянно повышать уровень своего профессионального и личностного развития. В данной ситуации на первый план выходит вопрос мотивации личности. Не только в плане профессиональной деятельности, но и социальной активности, самореализации, спортивной деятельности.

Ключевой мотив, детерминирующий стремление личности к успеху всех областях жизнедеятельности, является мотив достижения. Теоретические основы мотивации достижения, методики ее изучения, а также возможные варианты и технологии ее формирования рассматривались в трудах таких исследователей, как Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Д. Аткинсон, М. Ш. Магомед-Эминов, Е. П. Ильин, Р. С. Немов и др.

Сам термин «мотив достижения» был введен Г. Мюрреем [3], который определял его как стремление справляться с чем-то трудным, причем делать это настолько быстро, насколько это вообще возможно, преодолевая препятствия и внутреннее сопротивление, превосходить себя самого. Такая соревновательная деятельность или преодоление себя позволяет увеличивать свое самоуважение. Идеи Г. Мюррея активно развивались в рамках исследовательских изысканий Д. Макклелланда [3]. Он рассматривал мотив достижения как устойчивую личностную характеристику, отражающую готовность личности к реализации определенных паттернов поведения. При этом были выделены критерии для определения наличия мотивации достижения у человека: рассмотрение себя как ответственного субъекта; понимание временных аспектов достижения успеха; наличие определенной степени риска.

Дж. Аткинсоном [3] была создана теория мотивации достижения. Согласно его точке зрения мотивация достижения, прежде всего, связана с переживанием удовлетворенности, гордости при достижении поставленной цели, какой бы степени сложности она не была. Х. Хекхаузен [4] определял мотивацию достижения как состояние, возникающее при взаимодействии мотива как обобщенной диспозиции и целей, релевантных способностям человека. В отечественной психологии наиболее тщательно разработанной можно считать концепцию М. Ш. Магомед — Эминова [1], который трактует мотивацию достижения как определенную ситуацию деятельности. Для того, чтобы можно было говорить именно о мотивации достижения успеха, ситуация должна включать в себя задачу, решение которой требует индивидуального выполнения. Исход ситуации не является однозначным: он может быть как успешным, так и неуспешным, также неоднозначной является и оценка результатов. Она может осуществляться, каким самим субъектом, так и со стороны. М. Ш. Магомед — Эминов отмечает, что мотивация достижения — сложное многокомпонентное образование, которое достаточно сложно поддается целенаправленному формированию. И безусловно, мотивация достижения не является врожденным конструктом, а формируется в течение жизни.

Ключевое значение формирование мотивации достижения приобретает в спортивной деятельности. Спортсмены, у которых превалирует мотив достижения успеха, отличаются низкой тревожностью, настойчивостью в достижении поставленных целей, уверенностью в правильности своих действий, независимостью, стремлением к соперничеству, постановкой перед собой трудных задач и умением прилагать большие волевые усилия для их решения.

Спортсмены, у которых превалирует мотив избегания неудач, тревожны и неуверены в себе, практически не проявляют активность в достижении цели, их поведение носит преимущественно оборонительный характер [2]. В связи с этим актуальным является вопрос о возможности формирования мотивации достижения у спортсменов и тех личностных особенностях, которые связаны с его формированием. Это определило актуальность исследования, которое было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе МБУ ДО «ДЮСШ № 3 города Орла». В исследовании приняли участие 20 подростков 14–15 лет, занимающихся футболом. Методики исследования: подростковый вариант теста Кеттелла, методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан).

По результатам диагностики по методике Кеттела были выявлены личностные особенности подростков, занимающихся футболом.

Таблица 1

Личностные качества подростков, занимающихся футболом

Факторы*

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

O

Q 2

Q3

Q4

Среднее значение в стенах

5,3

5,0

8,5

4,9

6,6

4,4

7,3

6,9

3,4

5,7

4,3

5,1

6,9

5,0

*Шизотимия/аффектомия (A)
Интеллект (B)
Эмоц. стабильность (C)
Сдержанность/возбудимость (D)
Подчиненность/доминантность (E)
Осторожность/легомыслие (F)
Моральная нормативность (G)
Застенчивость/авантюризм (H)
Практицизм/чувствительность (I)
Неврастения (J)
Склонность к чувству вины (O)
Групповая зависимость (Q2)
Самоконтроль (Q3)
Расслабленность/напряженность (Q4)

Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что футболисты по большинству личностных факторов имеют средние значения. Ярко выраженная тенденция к завышению отмечена по фактору эмоциональной устойчивости (8,5), что свидетельствует о выраженности у подростков, занимающихся футболом способности к соблюдению групповых моральных норм, выбирать оптимальный способ поведения, адаптироваться к стрессовым ситуациям. Оценки с тенденцией к завышению также в данной выборке выявлены по шкале «Моральная нормативность (G)» (7,3), что свидетельствует о сознательности, настойчивости, требовательности к себе, легкости в общении, исполнительности.

Тенденция к занижению отмечена по шкале «Практицизм/чувствительность (I)» (3,4). Это позволяет говорить о том, что для футболистов в данной выборке характерны практичность, реалистичность, мужественность и независимость. А также стремление, преимущественно полагаться на себя.

Результаты, полученные по методике диагностики мотивации достижения, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели выраженности мотивации достижения у подростков, занимающихся футболом

Показатель

Средний балл

Мотивация достижения

135,4

На основе количественно и качественного анализа полученных результатов, установлено, что у подавляющего большинства подростков, занимающихся футболом не выявлено превалирующей тенденции мотивации достижения или избегания неудачи.

Для выявления взаимосвязи личностных особенностей подростков, занимающихся футболом, и степенью выраженности у них мотивации достижения был проведен корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена. Установлено, что значимая корреляционная связь есть между мотивацией достижения и такими факторами по методике Кеттелла, как фактор В («Интеллект», rs = 0.552) и фактор Q 3 («Самоконтроль», rs = 0.467). Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что чем выше у подростков, занимающихся футболом уровень оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции и способности к самоконтролю, воле, умению контролировать свои эмоции, тем в большей степени у них выражена мотивация достижения.

Таким образом, можно сделать вывод, что сформированность мотивации достижения у подростков, занимающихся футболом связана с уровнем развития их мышления и способности к самоконтролю. Полученные в исследовании результаты можно использовать в практике тренерской работы.

Литература:

  1. Магомед-Эминов, М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения / М. Ш. Магомед — Эминов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1984. — № 1. — С.57–59.
  2. Огородова, Т. В. Психология спорта / Т. В. Огородова. — Ярославль, 2013. — 120 с.
  3. Френкин Р. Мотивация поведения / Р. Френкин: СПб. — Питер, 2003. — 651 с.
  4. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен — СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация достижения, футбол, личностная особенность подростков, методика диагностики мотивации достижения, Моральная нормативность, мотив достижения, подросток, спортивная деятельность.


Похожие статьи

Взаимосвязь личностных особенностей и успешности соревновательной деятельности у юных футболистов

В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи личностных качеств футболистов и успешности их соревновательной деятельности.

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационной направленности и волевой регуляции подростков. Математико-статистич...

Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации

В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований...

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Личностные качества геймеров и эффективность командного взаимодействия: корреляционный анализ

В статье рассматривается взаимосвязь психологических факторов темперамента, коммуникативных, организаторских склонностей и лидерских качеств людей, увлекающихся соревновательными компьютерными играми и эффективностью их командного взаимодействия.

Особенности мотивационной сферы спортсменок-фигуристок

В статье приведены результаты исследования, лежащего в области спортивной психологии и посвященного изучению особенностей мотивационной сферы у спортсменок, занимающихся фигурным катанием. В результате исследования было обнаружено, что наиболее выраж...

Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационны...

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Похожие статьи

Взаимосвязь личностных особенностей и успешности соревновательной деятельности у юных футболистов

В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи личностных качеств футболистов и успешности их соревновательной деятельности.

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационной направленности и волевой регуляции подростков. Математико-статистич...

Взаимосвязь тревожности и спортивной мотивации

В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований...

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Личностные качества геймеров и эффективность командного взаимодействия: корреляционный анализ

В статье рассматривается взаимосвязь психологических факторов темперамента, коммуникативных, организаторских склонностей и лидерских качеств людей, увлекающихся соревновательными компьютерными играми и эффективностью их командного взаимодействия.

Особенности мотивационной сферы спортсменок-фигуристок

В статье приведены результаты исследования, лежащего в области спортивной психологии и посвященного изучению особенностей мотивационной сферы у спортсменок, занимающихся фигурным катанием. В результате исследования было обнаружено, что наиболее выраж...

Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационны...

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Задать вопрос