Рынок жилищного строительства является одним из ключевых сегментов национальной экономики. Он оказывает значимое влияние на социальную стабильность, уровень жизни населения, инвестиционную привлекательность регионов и динамику макроэкономических показателей.
Строительная отрасль занимает важнейшее место в долгосрочном развитии российской экономики, обеспечивая значительный вклад в валовую добавленную стоимость и валовой внутренний продукт [1].
В меняющихся условиях рынка и новых экономических вызовов возникает необходимость модернизации системы государственного регулирования. Традиционные инструменты уже не обеспечивают достаточную гибкость и эффективность.
Актуальность внедрения новых механизмов регулирования обусловлена тем, что повышается потребность в создании доступного жилья, ускоряется внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, а также усиливается потребность в сбалансированности регионов и формировании устойчивой городской среды.
Целью данной статьи является разработка рекомендаций по внедрению новых механизмов и инструментов регулирования жилищного строительства.
Сегодня государство активно обсуждает механизмы стимулирования развития рынка жилищного строительства, в том числе посредством законодательных инициатив и финансовых инструментов, что связано с необходимостью решения социально значимых задач, таких как улучшение жилищных условий, обеспечение доступности ипотечного кредитования и снижение уровня жилищной недостаточности [6].
Государственное участие в этом процессе необходимо, так как обеспечение граждан доступным и качественным жильем является одной из главных задач государственной политики.
Г. Ф. Галиуллина, А. Ф. Хабибуллина подчеркивают, что государственное регулирование рынка жилой недвижимости является необходимым в силу его значительной социальной роли. Обеспечение доступного жилья улучшает уровень благосостояния населения и влияет на качество жизни, а рынок недвижимости выполняет не только экономические, но и социальные функции, что требует более активного вмешательства государства [4].
Для определения направлений совершенствования регулирования рассмотрим современные тенденции развития рынка жилищного строительства.
- Рост спроса на качественное и комфортное жилье. Сегодня наблюдается изменение потребительского ожидания. Повышается внимание к благоустройству, экологичности и развитой инфраструктуры. Это требует обновление стандартов строительство и управления территориальным развитием.
- Инновационность и цифровизация. BIM-моделирование, индустриальное домостроение, автоматизация строительных процессов и цифровые платформы управления проектами позволяют ускорить ввод объектов и снизить издержки. Но их интеграция ограничена отсутствием единых стандартов и нормативно-правового сопровождения [8].
- Новые финансовые механизмы и растущая роль банковской сферы. Переход к проектному финансированию изменил структуру взаимодействия между участниками строительной сферы. Это создает предпосылки для снижения рисков, но одновременно и требует высокой степени прозрачности и новых инструментов оценки.
- Изменение роли государства. В настоящее время постепенно смещается акцент от контролирующей функции государства к стимулирующей. Это реализуется через льготные инструменты, цифровые сервисы и механизмы долгосрочного планирования. Но, важно отметить, что трансформация требует усиления институциональной основы и координации действий между всему уровнями власти [5].
Перед обоснованием инструментов регулирования рассмотрим основные проблемы, которые требуют внедрения новых регулирующих механизмов.
– административные барьеры. Процессы согласования, получения разрешений, подключения к инженерным сетям и разрешения на ввод объектов остаются длительными и непрозрачными. Это увеличивает стоимость проектов и снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
– недостаток подготовленных земельных участков. Отсутствие подготовленных земель повышает затраты и замедляет рост темпов освоения территорий.
– ограниченность финансовых инструментов. Ипотечные механизмы развиты на достаточном уровне, но применение альтернативных инструментов мало распространено.
– низкий уровень цифровизации. Отсутствие единого цифрового пространства данных о земельных участках, инженерных сетях и строительных процессах приводит к дублированию процедур и препятствует снижению административной нагрузки.
– низкое качество строительства. Низкая эффективность контроля и недостаточность независимой экспертизы приводит к снижению качества жилья.
Основной рекомендацией по внедрению новых механизмов становится: системный подход с учетом законодательных, организационных и технологических аспектов. Предлагаемые направления реформирования и механизмы представим далее в виде таблицы 1.
Таблица 1
Направления и инструменты регулирования на рынке жилищного строительства
|
Направление |
Инструменты |
|
Финансовая сфера |
– Развитие арендного жилья и его финансирования – Развитие инфраструктурных облигаций – Внедрение механизмов коллективных инвестиций – Модернизация ипотечных инструментов |
|
Качество |
– Независимая техническая экспертиза – Долгосрочные стандарты качества – Стимулирование конкуренции среди подрядчиков |
|
Административные и организационные механизмы |
– Введение модели «регуляторной карты» строительного проекта – Создание единого цифрового окна для всех процедур – Развитие системы комплексного развития территорий (КРТ) |
|
Цифровые инструменты |
– использование BIM-моделирования в государственной экспертизе – Создание национальной геоинформационной платформы для строительства – Внедрение системы цифрового мониторинга строительства |
Рассмотрим представленные механизмы и инструменты подробнее.
- Новые финансовые инструменты и механизмы. Благодаря развитию арендного сектора возможно снизить давление на рынок купли продажи и повысить мобильность населения. Расширение инфраструктурных облигаций при поддержке государства могут стать альтернативой бюджетному финансированию, а внедрение механизмов коллективных инвестиций позволит расширить доступ к финансированию для малых и средних девелоперов.
- Механизмы повышения качества строительства. Для повышения уровня контроля рекомендуется внедрить институт аккредитованных независимых экспертов, обеспечить прозрачность экспертиз и создать реестр подрядчиков с рейтингом качества. Важно так же разработать стандарты качества к энергоэффективности, использованию экологических материалов и требованиям к городской среде.
- Административные и организационные механизмы. Внедрение регуляторной карты, содержащей полный перечень требований и процедур для конкретного объекта, позволит сократить неопределенность для девелоперов, сделать сроки прозрачными и снизить коррупционные риски. Новая версия «единого окна» подразумевает собой автоматическую интеграцию с кадастровыми и геоинформационными системами для проверки документов, онлайн контроль статусов и электронный архив. Такое обновление позволит сократить сроки подготовки проектов и стандартизировать процедуры взаимодействия участников процесса. Для повышения освоения территорий необходимо расширять полномочия муниципалитетов по определению зон комплексного развития территорий, а также использовать цифровые документы и стимулировать участие частных инвесторов.
- Цифровые инструменты регулирования. Цифровые модели зданий позволят повысить точность проектирования, исключить ошибки и сокращать стоимость строительства. А внедрение цифрового мониторинга позволит повысить качество строительства, снизить затраты на проверки и оперативно выявлять отклонения.
Эффективность внедрения инновационных инструментов зависит от роли и качества государственного управления. Государству необходимо проводить модернизацию институциональной среды. Это можно реализовать через создание специализированных центров компетенций, внедрение единых стандартов цифровизации и обеспечение подготовки кадров.
Также важно отметить расширение полномочий регионов. Региональная власть должна принимать участие в определении стандартов строительства и разработке программ развития городской инфраструктуры, а также внедрять собственные механизмы поддержки.
Не менее важно со стороны государственных органов проводить мониторинг эффективности регулирования. Важно публиковать ежегодные отчеты о состоянии строительной отрасли, создавать системы индикаторов эффективности реформ и использовать данные цифрового мониторинга при дальнейшей разработке стратегий.
Таким образом, жилищное строительство является одной из основных отраслей экономики, которое определяет устойчивость социально-экономического развития страны. В современных условиях требуется внедрение новых механизмов регулирования, которые позволят сократить издержки, модернизировать структуру и повысить прозрачность и цифровизацию отрасли.
Предложенные рекомендации включают в себя развитие цифровых инструментов, повышение качества контроля, совершенствование административных процедур, внедрение инновационных финансовых механизмов и стимулирование конкуренции.
Необходимо подчеркнуть, что только комплексная и системная реализация предложенных рекомендаций позволит увеличить эффективность государственного регулирования и ускорить темпы жилищного строительства. Только в таких условиях можно улучшить качество застройки и обеспечить устойчивое развитие городов и страны в целом.
Литература:
- Андреев Д. И. Инновационные технологии в строительстве как фактор развития экономики страны // Прогрессивная экономика. 2024. № 8. С. 130–142.
- Бердникова В. Н. Методы государственного регулирования рынка недвижимости в России в период кризиса // Вестник ЧелГУ. 2021. № 12 (458). С. 27–34.
- Весельская Н. Р., Ау Т. И. Инвестиционные волны в развитии рынка строительства жилья // Актуальные направления развития отраслей права в условиях новой реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией А. В. Семенова, Т. В. Слюсаренко, В. Г. Голышева. — Москва: Московский университет им. С. Ю. Витте. Москва, 2023. — С. 339–346
- Галиуллина Г. Ф., Хабибуллина А. Ф., Ханнанова С. А. Государственное регулирование рынка недвижимости в России: современные вызовы и проблемы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11 (2) С. 221–225.
- Ерофеева М. Ю., Некрасов В. В., Филиппов Д. И. Современные условия развития рынка девелопмента жилой недвижимости в Российской Федерации // Прогрессивная экономика. 2024. № 6. С. 238–251.
- Кузнецов Д. А. механизмы государственного регулирования российского рынка жилищного строительства // Прогрессивная экономика. 2024. № 9. С. 164–174.
- Лукашенок Т. Р., Ефимова Е. Г. Жилищное строительство в Российской Федерации: проблемы и перспективы в условиях новой реальности // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 12. С. 5899–5914.
- Пешкова О. А. Жилищное строительство как залог устойчивого обеспечения прав граждан в современных условиях // Глобальный диалог о целях устойчивого развития: правовое измерение: материалы Международной научно-практической конференции (к 75-летию образования ООН). Москва: Московский гуманитарный университет, 2020. С. 245–249.

