Жилищное строительство является одним из ключевых сегментов национальной экономики, представляющий процесс создания нового жилого фонда, модернизации или ремонта (реконструкции) зданий для удовлетворения потребности населения в жилье. Эта сфера включает планирование, финансирование, проектирование, строительство и последующую эксплуатацию жилых объектов [2].
Качественная и доступная жилая среда формирует основу социальной стабильности, способствует развитию трудовой мобильности и создает условия для увеличения внутреннего спроса и капиталовложений.
Правовые, организационные и экономические механизмы государственного регулирования жилищной сферы остаются предметом дискуссий многих исследователей. Многие проблемы в строительной отрасли обусловлены недостатками действующей системы регулирования [5].
Актуальность исследования подтверждается тем, что правительством в рамках национальных программ ставятся масштабные задачи в жилищной сфере, которые необходимо сочетать с адаптацией жилищной политики к современным экономическим условиям.
Существенную роль играет то, что в условиях нестабильности эффективность государственного регулирования играет ключевую роль в устойчивом развитии строительного комплекса.
Целью настоящей статьи является выявление ключевых проблем и недостатков государственного регулирования жилищного строительства, а также предложение направлений совершенствования регулирования.
Жилищная политика представляет собой совокупность целей и способов действий по реализации целей, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные направления развития жилищной сферы [3].
Главные цели жилищной политики включают в себя:
– создание условий реализации осуществления гражданами своих конституционных прав на жилище;
– обеспечение прав собственности в жилищном секторе;
– содействие в формировании рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечение доступности жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их эффективным спросом:
– создание условий для повышения мобильности рабочей силы;
– обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищном секторе, что гарантирует их жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;
– обеспечение соответствия стандартам безопасности граждан, проживающих в жилых домах, и качества продукции и услуг в жилищном секторе;
– создание обстоятельств для развития результативных рынков жилья, земельных участков для строительства жилищного строительства, строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения производства продукции и услуг в соответствии с потребностями потребителей [6].
Рынок жилья относится к социально значимым и вмешательство государства является неизбежным. Но эффективность этого вмешательства зависит от согласованности инструментов регулирования, качества правовой среды и баланса интересов всех участников.
Обеспеченность населения жильем — один из показателей социальной стабильности и благополучия общества, поэтому государство регулирует сферу строительства путем установления стандартов качества, безопасности и доступности жилья [9].
Ключевые проблемы государственного регулирования представим далее.
- Высокая регуляторная нагрузка и сложность административных процедур. Эта проблема является наиболее часто встречаемой. Получение разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, подключение к инженерным сетям и согласование проектной документации являются сложными процедурами. Эта проблема проявляется в большом количестве согласующих органов, непрозрачности сроков рассмотрения документов, несогласованность требований у разных ведомств и отсутствии единых стандартов цифровизации. Обозначенная проблема повышает издержки девелоперов, замедляет ввод жилья и влияет на рост цен.
- Недостатки в законодательстве. Правовое регулирование жилищного строительства характеризуется высокой изменчивостью. Частые корректировки в градостроительстве, правилах землепользования, ипотечном законодательстве и требованиях к финансированию проектов затрудняют стратегическое планирование деятельности строительных компаний.
- Ограниченность инфраструктуры земельных участников. Серьезным барьером для развития жилищного строительства является недостаток земельных участков, которые уже подготовлены и оснащены инженерной инфраструктурой. Проблемы проявляются в недостатке инвестиций, неэффективности распределения земельных ресурсов и избыточной зависимости от финансирования со стороны государства.
- Дисбаланс федерального и регионального уровня. Регулирование строительной отрасли централизовано и региональные особенности часто не учитываются. Так нормы и стандартны, соответствующие федеральному уровню, оказываются либо недостаточными, либо избыточными в регионах. Кроме того, многие субъекты сталкиваются с проблемами кадровой недостаточности в контролирующих органах, что снижает качество государственного управления.
- Несовершенство механизмов финансовой поддержки. Отдельные инструменты финансовой системы жилищного строительства применяются точечно и в моменте, без достаточного анализа их долгосрочного влияния на рынок.
Основными недостатками финансовых механизмов являются следующие:
– зависимость от льготной ипотеки;
– низкий уровень поддержки арендного сектора;
– низкая прозрачность стоимости строительства;
– разрыв между банковским сектором и строительными компаниями.
Эти факторы снижают рыночный баланс между спросом и предложением.
- Недостаточный контроль качества строительства. Несмотря на совершенствование строительных стандартов, проблема качества жилья остается острой. Проблемы качества напрямую связаны с недостатками регулирования, поскольку именно государственные нормы определяют требования к материалам, технологиям и безопасности.
Проблемы государственного регулирования оказывают комплексное воздействие на рынок жилья и экономику страны в целом. Это проявляется в следующих аспектах:
– рост стоимости жилья;
– снижение инвестиционной активности;
– низкий рост строительной отрасли;
– усиление социально-экономического дисбаланса между регионами;
– снижение качества городской среды.
Так же важно подчеркнуть, что имеют место быть системные причины проблем регулирования.
Во-первых, исторически сложившаяся административная модель сформировала бюрократические процессы существующие и сейчас.
Во-вторых, единая цифровая платформа строительства пока находится на низких темпах развития. Это приводит к отсутствию единой базы градостроительных условий, дублированию информации, невозможности автоматизации процессов и низкой прозрачности взаимодействия.
В-третьих, разные ведомства используют разные регламенты и методы, что тоже затрудняет координацию и увеличивает сроки согласования.
В-четвертых, жилищная политика зачастую ориентируется на краткосрочные задачи стимулирования спроса, помещая долгосрочные цели повышения качества среды и развития инфраструктуры в целом на второй план [7].
Совершенствование государственного регулирования требует комплексного подхода. Основными мерами можно представить следующие:
- Оптимизация административных процедур. Сокращение количества согласований, внедрение принципа «одного окна», установление четких сроков рассмотрения документов, развитие цифровых сервисов и электронной документации, а также исключение дублирующих требований позволит снизить издержки бизнеса и увеличить скорость ввода жилья.
- Создание устойчивой нормативно-правовой базы. Систематизация строительных норм, снижение частоты изменения, оценка регулирующего воздействия и разработка долгосрочных стандартов позволит повысить предсказуемость рынка.
- Поддержка инфраструктуры. Увеличение финансирования инфраструктуры, расширение механизмов государственно-частного партнерства и использование инфраструктурных облигаций позволит повысить эффективность развития жилищного строительства.
- Усиление региональной независимости. Регионы должны получать больше свободы в вопросах градостроительной политики. Это позволит учесть региональную специфику и стимулировать рынки.
- Развитие финансовых механизмов. Для устойчивости рынка нужно проводить диверсификацию ипотечных продуктов, развивать рынок арендного жилья, совершенствовать механизмы проектного финансировании и поддерживать инновационные предприятия. Это снизит зависимость от льготной ипотеки и обеспечит рост отрасли.
- Повышение качества государственного контроля. Контроль должен быть ориентирован не только на выявление нарушений, но и на их предотвращение. Внедрение цифровых технологий мониторинга, усиление ответственности подрядчиков, прозрачность цепочек субподрядчиков и развитие институтов независимой экспертизы повысят качество жилья и доверие населения.
Таким образом, проблемы государственного регулирования жилищного строительства носят комплексным характер и проявляются в различных сферах. Важно уделять внимание развитию нормативно-правовой базы, административных процедур, инфраструктурной обеспеченности и финансовым инструментам.
Все обозначенные ограничения приводят к росту стоимости жилья, снижению инвестиционной активности и ухудшению качества городской среды. Для преодоления этих недостатков нужно провести комплексные изменения.
Эффективное государственное регулирование должно опираться на стратегическое планирование, цифровую интеграцию процессов, стимулирование конкуренции, развитие инфраструктуры и диверсификацию финансовых механизмов.
И только при условии комплексного подхода возможно создание доступного, качественного и комфортного жилья, как основы устойчивого социально-экономического развития страны.
Литература:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2025) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 30.11.2025).
- Абдрахмет Д. М., Бочков А. Ю. Методы и формы российской государственной жилищной политики // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 1(150). — С. 183–186.
- Бондарчук М. И., Бондарчук А. Д., Субботина М. А. Инновационная деятельность в строительстве: проблемы и современное состояние // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2023. — № 3. — С. 8–11.
- Зайцева М. В., Малиева П. А., Бирюкова Д. А., Шичиях Б. З. Государственная поддержка как драйвер развития рынка жилой недвижимости // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 1(150). — С. 196–202.
- Звездина Н. В., Сараев А. В. Анализ и моделирование влияния макроэкономических факторов на ввод в эксплуатацию жилой недвижимости в России // Вопросы статистики. — 2023. — № 1. — С. 27–41. -
- Кузнецова А. Р., Фархутдинов А. М. Экономические факторы, сдерживающие производственную деятельность в отрасли жилищного строительства Российской Федерации // Экономические науки. — 2023. — № 219. — С. 75–81.
- Леванкова Д. Д., Шершова Л. В. Государственные функции управления в строительстве // Современные перспективы строительства: сборник научных статей по материалам Молодежной научной школы. — Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Калининград, 2023. — С. 149–163.
- Шатохин М. В., Расторгуев С. В., Жахов Н. В. Доступное жилье: взаимодействие бизнеса и власти. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2023. — 366 с.

