Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ проблем и недостатков в системе государственного регулирования в сфере жилищного строительства

Экономика и управление
17.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается сфера жилищного строительства. Так же представляется роль государственного управления в данной сфере. Обозначаются основные проблемы и недостатки в системе государственного регулирования в сфере жилищного строительства. А также приводятся основные пути совершенствования государственного регулирования в сфере жилищного строительства.
Библиографическое описание
Рожкова, Е. В. Анализ проблем и недостатков в системе государственного регулирования в сфере жилищного строительства / Е. В. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131618.


Жилищное строительство является одним из ключевых сегментов национальной экономики, представляющий процесс создания нового жилого фонда, модернизации или ремонта (реконструкции) зданий для удовлетворения потребности населения в жилье. Эта сфера включает планирование, финансирование, проектирование, строительство и последующую эксплуатацию жилых объектов [2].

Качественная и доступная жилая среда формирует основу социальной стабильности, способствует развитию трудовой мобильности и создает условия для увеличения внутреннего спроса и капиталовложений.

Правовые, организационные и экономические механизмы государственного регулирования жилищной сферы остаются предметом дискуссий многих исследователей. Многие проблемы в строительной отрасли обусловлены недостатками действующей системы регулирования [5].

Актуальность исследования подтверждается тем, что правительством в рамках национальных программ ставятся масштабные задачи в жилищной сфере, которые необходимо сочетать с адаптацией жилищной политики к современным экономическим условиям.

Существенную роль играет то, что в условиях нестабильности эффективность государственного регулирования играет ключевую роль в устойчивом развитии строительного комплекса.

Целью настоящей статьи является выявление ключевых проблем и недостатков государственного регулирования жилищного строительства, а также предложение направлений совершенствования регулирования.

Жилищная политика представляет собой совокупность целей и способов действий по реализации целей, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные направления развития жилищной сферы [3].

Главные цели жилищной политики включают в себя:

– создание условий реализации осуществления гражданами своих конституционных прав на жилище;

– обеспечение прав собственности в жилищном секторе;

– содействие в формировании рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечение доступности жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их эффективным спросом:

– создание условий для повышения мобильности рабочей силы;

– обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищном секторе, что гарантирует их жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;

– обеспечение соответствия стандартам безопасности граждан, проживающих в жилых домах, и качества продукции и услуг в жилищном секторе;

– создание обстоятельств для развития результативных рынков жилья, земельных участков для строительства жилищного строительства, строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения производства продукции и услуг в соответствии с потребностями потребителей [6].

Рынок жилья относится к социально значимым и вмешательство государства является неизбежным. Но эффективность этого вмешательства зависит от согласованности инструментов регулирования, качества правовой среды и баланса интересов всех участников.

Обеспеченность населения жильем — один из показателей социальной стабильности и благополучия общества, поэтому государство регулирует сферу строительства путем установления стандартов качества, безопасности и доступности жилья [9].

Ключевые проблемы государственного регулирования представим далее.

  1. Высокая регуляторная нагрузка и сложность административных процедур. Эта проблема является наиболее часто встречаемой. Получение разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, подключение к инженерным сетям и согласование проектной документации являются сложными процедурами. Эта проблема проявляется в большом количестве согласующих органов, непрозрачности сроков рассмотрения документов, несогласованность требований у разных ведомств и отсутствии единых стандартов цифровизации. Обозначенная проблема повышает издержки девелоперов, замедляет ввод жилья и влияет на рост цен.
  2. Недостатки в законодательстве. Правовое регулирование жилищного строительства характеризуется высокой изменчивостью. Частые корректировки в градостроительстве, правилах землепользования, ипотечном законодательстве и требованиях к финансированию проектов затрудняют стратегическое планирование деятельности строительных компаний.
  3. Ограниченность инфраструктуры земельных участников. Серьезным барьером для развития жилищного строительства является недостаток земельных участков, которые уже подготовлены и оснащены инженерной инфраструктурой. Проблемы проявляются в недостатке инвестиций, неэффективности распределения земельных ресурсов и избыточной зависимости от финансирования со стороны государства.
  4. Дисбаланс федерального и регионального уровня. Регулирование строительной отрасли централизовано и региональные особенности часто не учитываются. Так нормы и стандартны, соответствующие федеральному уровню, оказываются либо недостаточными, либо избыточными в регионах. Кроме того, многие субъекты сталкиваются с проблемами кадровой недостаточности в контролирующих органах, что снижает качество государственного управления.
  5. Несовершенство механизмов финансовой поддержки. Отдельные инструменты финансовой системы жилищного строительства применяются точечно и в моменте, без достаточного анализа их долгосрочного влияния на рынок.

Основными недостатками финансовых механизмов являются следующие:

– зависимость от льготной ипотеки;

– низкий уровень поддержки арендного сектора;

– низкая прозрачность стоимости строительства;

– разрыв между банковским сектором и строительными компаниями.

Эти факторы снижают рыночный баланс между спросом и предложением.

  1. Недостаточный контроль качества строительства. Несмотря на совершенствование строительных стандартов, проблема качества жилья остается острой. Проблемы качества напрямую связаны с недостатками регулирования, поскольку именно государственные нормы определяют требования к материалам, технологиям и безопасности.

Проблемы государственного регулирования оказывают комплексное воздействие на рынок жилья и экономику страны в целом. Это проявляется в следующих аспектах:

– рост стоимости жилья;

– снижение инвестиционной активности;

– низкий рост строительной отрасли;

– усиление социально-экономического дисбаланса между регионами;

– снижение качества городской среды.

Так же важно подчеркнуть, что имеют место быть системные причины проблем регулирования.

Во-первых, исторически сложившаяся административная модель сформировала бюрократические процессы существующие и сейчас.

Во-вторых, единая цифровая платформа строительства пока находится на низких темпах развития. Это приводит к отсутствию единой базы градостроительных условий, дублированию информации, невозможности автоматизации процессов и низкой прозрачности взаимодействия.

В-третьих, разные ведомства используют разные регламенты и методы, что тоже затрудняет координацию и увеличивает сроки согласования.

В-четвертых, жилищная политика зачастую ориентируется на краткосрочные задачи стимулирования спроса, помещая долгосрочные цели повышения качества среды и развития инфраструктуры в целом на второй план [7].

Совершенствование государственного регулирования требует комплексного подхода. Основными мерами можно представить следующие:

  1. Оптимизация административных процедур. Сокращение количества согласований, внедрение принципа «одного окна», установление четких сроков рассмотрения документов, развитие цифровых сервисов и электронной документации, а также исключение дублирующих требований позволит снизить издержки бизнеса и увеличить скорость ввода жилья.
  2. Создание устойчивой нормативно-правовой базы. Систематизация строительных норм, снижение частоты изменения, оценка регулирующего воздействия и разработка долгосрочных стандартов позволит повысить предсказуемость рынка.
  3. Поддержка инфраструктуры. Увеличение финансирования инфраструктуры, расширение механизмов государственно-частного партнерства и использование инфраструктурных облигаций позволит повысить эффективность развития жилищного строительства.
  4. Усиление региональной независимости. Регионы должны получать больше свободы в вопросах градостроительной политики. Это позволит учесть региональную специфику и стимулировать рынки.
  5. Развитие финансовых механизмов. Для устойчивости рынка нужно проводить диверсификацию ипотечных продуктов, развивать рынок арендного жилья, совершенствовать механизмы проектного финансировании и поддерживать инновационные предприятия. Это снизит зависимость от льготной ипотеки и обеспечит рост отрасли.
  6. Повышение качества государственного контроля. Контроль должен быть ориентирован не только на выявление нарушений, но и на их предотвращение. Внедрение цифровых технологий мониторинга, усиление ответственности подрядчиков, прозрачность цепочек субподрядчиков и развитие институтов независимой экспертизы повысят качество жилья и доверие населения.

Таким образом, проблемы государственного регулирования жилищного строительства носят комплексным характер и проявляются в различных сферах. Важно уделять внимание развитию нормативно-правовой базы, административных процедур, инфраструктурной обеспеченности и финансовым инструментам.

Все обозначенные ограничения приводят к росту стоимости жилья, снижению инвестиционной активности и ухудшению качества городской среды. Для преодоления этих недостатков нужно провести комплексные изменения.

Эффективное государственное регулирование должно опираться на стратегическое планирование, цифровую интеграцию процессов, стимулирование конкуренции, развитие инфраструктуры и диверсификацию финансовых механизмов.

И только при условии комплексного подхода возможно создание доступного, качественного и комфортного жилья, как основы устойчивого социально-экономического развития страны.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2025) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 30.11.2025).
  2. Абдрахмет Д. М., Бочков А. Ю. Методы и формы российской государственной жилищной политики // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 1(150). — С. 183–186.
  3. Бондарчук М. И., Бондарчук А. Д., Субботина М. А. Инновационная деятельность в строительстве: проблемы и современное состояние // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2023. — № 3. — С. 8–11.
  4. Зайцева М. В., Малиева П. А., Бирюкова Д. А., Шичиях Б. З. Государственная поддержка как драйвер развития рынка жилой недвижимости // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 1(150). — С. 196–202.
  5. Звездина Н. В., Сараев А. В. Анализ и моделирование влияния макроэкономических факторов на ввод в эксплуатацию жилой недвижимости в России // Вопросы статистики. — 2023. — № 1. — С. 27–41. -
  6. Кузнецова А. Р., Фархутдинов А. М. Экономические факторы, сдерживающие производственную деятельность в отрасли жилищного строительства Российской Федерации // Экономические науки. — 2023. — № 219. — С. 75–81.
  7. Леванкова Д. Д., Шершова Л. В. Государственные функции управления в строительстве // Современные перспективы строительства: сборник научных статей по материалам Молодежной научной школы. — Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Калининград, 2023. — С. 149–163.
  8. Шатохин М. В., Расторгуев С. В., Жахов Н. В. Доступное жилье: взаимодействие бизнеса и власти. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2023. — 366 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный