Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы стандартизации в строительстве

Архитектура, дизайн и строительство
21.05.2020
870
Поделиться
Библиографическое описание
Лукьянова, К. А. Проблемы стандартизации в строительстве / К. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 568-570. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70442/.


В статье приведены трактовки «стандартизации». Раскрыты проблемы стандартизации в строительстве на сегодняшний день. Предложены рекомендации для устранения выявленных проблем.

Ключевые слова: стандартизация, строительство, жилье, качество, стандарт, законодательство.

Сегодня строительство одна из самых мощных отраслей мировой экономики, возводящей жилые, торговые, промышленные и общественные (строительные) здания для миллиардов людей и обеспечивая миллионы рабочих мест. Строительная отрасль стала одной из крупнейших в мире, оказывая значительное влияние на все три аспекта устойчивого развития — экономический, социальный и экологический.

Одной из наиболее насущных проблем, стоящих перед современным человечеством, является создание безопасной и комфортной среды обитания в урбанизированных районах. Стремясь обеспечить жильем всех нуждающихся, в настоящее время темпы строительства нового жилья увеличиваются. В то же время застройщики часто пренебрегают качеством материалов, используемых при попытке сократить расходы на строительство. Проблема повышения качества доступного нового жилья в России может быть решена путем внедрения новых стандартов проектирования.

Стандартизация — деятельность, направленная на определение правил и характеристик их добровольного повторного использования, с целью создания порядка в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация — система национальных и корпоративных стандартов, необходимых для отраслей промышленности, которые производят и потребляют продукцию.

Стандарт — это документ, определяющий в целях добровольного повторного использования характеристики продукции, требования к проектированию и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, продажи и использования, выполнения работ или предоставления услуг.

Действующая в настоящее время в нашей стране государственная система стандартизации строительства включает в себя государственные стандарты (ГОСТ и ОСТы), технические условия (ТУ), строительные нормы и правила (СНиП), своды правил (СП), руководства и инструкции. Всего существует около 500 государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов.

Сегодня существует несколько целей стандартизации строительного производства, которые определены законодательными актами, Градостроительным кодексом Российской Федерации [1] и Федеральным законом «О техническом регулировании» [2]. В данных документах дается исчерпывающа подборка технических регламентов и стандартов, норм, достаточно понятных для того, чтобы знать, какие стандарты используются в строительстве сегодня.

При строительстве зданий обязательные правила определяются Единым перечнем продукции в рамках требований Таможенного союза с целью повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, объектов, а также повышение:

  1. уровня экологической безопасности;
  2. обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, рациональное использование ресурсов;
  3. содействие соблюдению требований технических стандартов;
  4. обеспечение научно-технического прогресса

В современной России стандартизация является самостоятельной сферой деятельности, в которой эксперты определяют правила и характеристики добровольного повторного использования продукции и услуг в целях создания порядка в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности [6].

Необходимость пересмотра стандартов в жилищном строительстве давно назрела. Более 75 % россиян живут в городах России, для которых еще в пятидесятом веке были разработаны строительные нормы и правила (СНиП). Стоит отметить, что срок действия таких документов в развитых странах не превышает 10–15 лет [8, с.80].

В настоящее время в России существует достаточное количество правовых актов, национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, государственных и ведомственных документов и т. д.

Основная проблема заключается в том, что, несмотря на разнообразие документов, связь между ними практически отсутствует. Зачастую стандартизация в области проектирования и строительства характеризуется несогласованностью, избыточностью требований и дублированием требований. Возникают барьеры, которые, в связи с необходимостью дальнейшей координации, тормозят развитие отрасли, препятствуют внедрению передовых строительных материалов и технологий.

Перечень кодексов национальных правил и стандартов, применение которых является обязательным, был принят в качестве решения по данному вопросу в контексте реализации Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [3]. Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 [4].

Однако опубликованный перечень нуждается в значительной актуализации, так как устаревшие своды правил не соответствуют межгосударственным стандартам. Кроме того, указанные стандарты содержат справочные материалы, однако, согласно техническому регламенту, только документ, официально включенный в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 [4], является обязательным к исполнению. В этом контексте существует ряд противоречий, которые, безусловно, в правовой сфере в целом ухудшают качество строительства [5, с.347].

На основе анализа исследуемой проблемы были сформулированы следующие выводы и рекомендации:

– во-первых, необходимо разработать общую концепцию стандартизации в строительстве, которая должна отвечать следующим требованиям: система стандартизации должна соответствовать существующим нормативным актам в области гражданского и промышленного строительства и исключать дублирование и противоречия в документах. Каждый орган (МЧС, Минэнерго, Минтранс) должен сформулировать положения на основе существующих нормативных актов, не нарушая при этом общих принципов развития отрасли;

– во-вторых, система стандартизации должна четко определять статус и регулировать юридическую силу и преимущества каждого документа;

– в-третьих, система стандартизации должна разрабатываться в рамках глобальных интеграционных процессов мировых экономик (Еврокодов);

– в-четвертых, необходимо формирование экспертных советов при поддержке Министерств и ведомств Российской Федерации, союзов инженеров и строителей, определяющих содержание дорожных карт развития;

– в-пятых, необходимо создать гибкую систему (адаптируемую к инновационным разработкам), регламентирующую порядок признания соответствия материалов и строительной продукции;

– в-шестых, нормотворчество в конкретной отрасли, такой как строительство, не должна разрабатываться «закрытым» способом и с учетом мнения мировых экспертов, которые определяют основы научных знаний в конкретных отраслях ниши;

– в-седьмых, требуется целевая разработка стандартов организаций: в последнее время увеличилось количество ассоциаций, союзов и объединений в строительном комплексе, и некоторые из них имеют опыт в накоплении забалансовых ресурсов и работе вне стандартов организаций (АВОК и др.).

На основании представленных данных можно сделать вывод, что соблюдение новых стандартов позволит сократить нерационально распределенные площади, сделать недорогое жилье более привлекательным и комфортным, повысить общий социальный статус территорий с новостройками.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — N 1 (часть 1). — Ст. 16
  2. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О техническом регулировании»// Собрание законодательства РФ. — 30.12.2002. — N 52 (ч. 1). — Ст. 5140
  3. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»//Собрание законодательства РФ. — 04.01.2010. — N 1. — Ст. 5.
  4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»// Собрание законодательства РФ. — N 2. — 12.01.2015. — Ст. 465
  5. Даурбеков А. М., Даурбеков Х. М., Кациев З. В. Проблемы развития системы технического регулирования и стандартизации в строительстве//В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2017. — С. 346–349
  6. Какие стандарты используются в строительстве [Электронный источник]//Режим доступа: https://ангар24.рф/info/372-Kakie-standarty-ispolzuyutsya-v-stroitelstve (Дата обращения: 18.05.2020)
  7. Скрипкина Ю. В., Попов Ю. А., Мищенко О. С., Эрденко О. Ю. Стандартизация как необходимое условие повышения качества жилья в России//Известия Юго-Западного государственного университета. — 2019. — Т. 23. — № 1. — С. 74–83
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
стандартизация
строительство
жилье
качество
стандарт
законодательство
Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 568-570):
Часть 8 (стр. 561-641)
Расположение в файле:
стр. 561стр. 568-570стр. 641

Молодой учёный