В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанными с государственным регулированием в различных областях. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса государственного регулирования в строительной области. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также отечественного опыта.
Ключевые слова: строительная область, регулирование, строительство, государственное регулирование, государство, нормативно-правовые акты.
Строительная отрасль, как и любая сфера экономической деятельности, требует надлежащего контроля со стороны государства. Данные меры необходимы для защиты интересов сторон в этом аспекте правоотношений. Строительный рынок является одним из самых крупных источников дохода государства. Каким же образом государство оказывает правовое влияние на строительную отрасль экономики?
Регулируя деятельность строительной отрасли, государство осуществляет реализацию своих управленческих функций. Таким образом, с целью развития экономики в стране, оно синхронизирует частные и общественные интересы субъектов правоотношений в сфере строительства.
Законодательной базой предусмотрены нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность субъектов строительной отрасли. Они обязательны к исполнению, в противном случае, для нарушителей предусмотрены санкции (финансового или административного характера). [1]
Государство оказывает своё влияние на следующие аспекты строительной отрасли:
– политика ценообразования в условиях рыночной экономики;
– установление норм и требований к техническому оборудованию, которое используется в процессе строительства;
– контроль за оплатой субъектами налогов, оформлением разрешений на строительные работы и другой документацией;
– контроль за тем, чтобы строительство не оказывало негативного воздействия на экологическую среду.
Данные меры направлены на улучшение качества объектов, которые возводятся в процессе строительства. Также, они способствуют развитию экономики государства.
Осуществление контроля со стороны государства особенно важно для достижения прозрачности и законности сделок, совершаемых субъектами в сфере строительства. Таким образом, производится снижение численности правонарушений в этой отрасли экономики. [2]
Если строительной компанией были совершены какие-либо нарушения действующих регламентированных норм, касающихся этой сферы экономики, государство в лице соответствующих исполнительных органов имеет полномочия для применения к ней санкций административного или финансового характера. К примеру, подрядчика могут лишить лицензии на занятие строительной деятельностью или наложить на него обязательства по выплате крупного штрафа. Также, возможно занесение правонарушителя в специальный реестр исполнителей, которые были замечены в несоблюдении норм действующего законодательства, касающихся строительной отрасли.
Таким образом, государство осуществляет и сопутствующие профилактические меры воздействия, позволяющие предотвратить совершение повторных правонарушений в будущем.
В ходе строительства различных сооружений и зданий, предусмотренных для дальнейшей эксплуатации, очень важно соблюдать все нормы на стадии разработки проекта инженерами. Каждый проект утверждается на законодательном уровне. Начало строительных работ без получения соответствующего разрешения от органов местного самоуправления невозможно.
Со стороны государства принимаются меры, которые предотвращают возникновение чрезвычайных ситуаций в процессе строительства. В данном случае, очень важно осуществлять тщательный контроль за соблюдением техники безопасности.
На данный момент, функционируют специализированные органы исполнительной власти, которые осуществляют надзор за деятельностью субъектов строительства. Они контролируют все этапы возведения сооружений (начиная разработкой проекта здания и заканчивая завершением строительных работ). Если в процессе строительства были нарушены установленные законом нормы, то эти органы исполнительной власти определяют степень тяжести проступка и меру наказания, а также, приводят её в действие.
На государственном уровне осуществляется контроль за территориальным планированием размещения объектов строительства. Это гарантирует рациональное использование земельных участков, отведённых под застройку.
Строительная отрасль представляет собой сложную многоуровневую систему экономической деятельности, которая требует контроля со стороны государства.
Государственные органы также совершают капиталовложения в строительную отрасль производства. Кроме того, они осуществляют регулирование внешней политики с целью привлечения инвесторов. Это позволяет развивать рынок недвижимости и, соответственно, стимулировать приток средств в государственную казну. [3]
Строительному экономическому рынку необходим контроль со стороны государства, в противном случае, снизится спрос на реализацию проектов, а цены на услуги соответствующих подрядчиков возрастут, что нанесёт существенный удар по бюджету страны.
Также, государство осуществляет контроль за сферой жилищного строительства. Это позволяет сделать приобретение недвижимости в единоличное пользование для его субъектов.
Разработанная система контроля государством за строительной отраслью не является совершенной. Для достижения более высокого уровня эффективности регулирования общественных отношений в этой сфере экономики, необходимо учесть актуальные проблемы современного рынка недвижимости.
Прежде всего, следует предпринять меры, которые позволят оказывать большее влияние на ценообразование услуг в строительной отрасли. Также, необходимо осуществлять более тщательный контроль за сопутствующей документацией, соблюдением всех норм, установленных законодательством. [4]
Таким образом, в условиях современного строительного рынка, контроль со стороны государства является необходимым. Это предоставит возможность предотвращения нарушения норм техники безопасности, неправильного составления документации и других правонарушений в этой сфере экономики. Регулирование строительной отрасли государством гарантирует защиту интересов (как персональных, так и публичных) субъектов подобных правоотношений на законодательном уровне.
Литература:
- Маркова С. В. Экономические аспекты правоохранительного воздействия на развитие региональных строительных комплексов / Маркова С. В.// Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 1.
- Зелинская М. В., Мортова А. В. Развитие региональных экономических систем под воздействием трансформации отношений корпоративной собственности в регионе. Монография. — Краснодар, 2016.
- Зелинская М. В., Пронин Е. С. Направления повышения эффективности государственного управления. В сборнике: Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. -2015. — С. 107–110.
- Каменецкий М. И. Развитие строительного комплекса / Под.общ.ред. Р. М. Нуреева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — С.221–240.