Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

От традиций к инновациям: актуальные вопросы развития технологий оздоровительной физической культуры в детском саду

Педагогика
14.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются пути развития оздоровительной физкультуры в современном детском саду. Введение инновационных и здоровьесберегающих технологий, проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при реализации оздоровительных программ. Предлагается обзор новаций в оздоровлении детей. Особое внимание уделяется интеграции традиционных и инновационных подходов для создания системы укрепления физического и психического здоровья. Эта статья представлена воспитателям и инструкторам по физической культуре в ДОО.
Библиографическое описание
Криницына, Е. Е. От традиций к инновациям: актуальные вопросы развития технологий оздоровительной физической культуры в детском саду / Е. Е. Криницына, С. С. Камышанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 571-573. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131459.


Введение

Современная система дошкольного образования постоянно обновляется. Оздоровительная физическая культура (ОФК) — важная часть процесса, решает задачи развития физических качеств и формирует крепкое здоровье. Однако очевидно, что традиционные формы и методы работы в области физического воспитания не вполне отвечают современным потребностям детей.

Актуальность темы: обусловлена объективной необходимостью внедрения оздоровительных технологий и существующими практиками в ДОУ.

Цель статьи : разобрать актуальные вопросы развития технологий ОФК в ДОУ,

Традиционные основы физического воспитания в ДОУ.

Традиционное воспитание в детском саду имеет свои достоинства. К ним относятся:

Системность: четкая структура физкультурных занятий.

Наличие разных программ:

– отработанные методики проведения разных видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье);

– регулярность проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр.

Однако анализ показывает, что существуют недостатки:

  1. Отсутствие индивидуального подхода. Эти занятия часто ориентированы на обычного ребенка, не учитывая индивидуальные особенности здоровья.
  2. Стремление к выполнению норм (прыжки, бег и т. д.)
  3. Используется стандартный, устаревший инвентарь (мячи, обручи, скакалки), без современного оборудования.

Традиционная система представляет собой недостаточно гибкий фундамент. Ее потенциал заключается в сохранении системы, который может и должен быть обогащен инновационными методиками.

Инновационные технологии в оздоровительной физической культуре .

Инновационные технологии в ОФК — это комплекс методов, форм и средств, направленных на достижение новых результатов: не только физического развития, но и укрепления здоровья.

Технологии на основе двигательной и познавательной деятельности

Кинезиология. Эта технология основана на выполнении специальных упражнений («гимнастика мозга»), которые синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, память, внимание, способствуют развитию межполушарных связей и мелкой моторики. Простые упражнения, такие как «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование», легко могут стать частью занятия.

Сюжетно-ролевые формы занятий. Физкультурное занятие превращается в путешествие, где каждое движение имеет смысл сюжета, повышает мотивацию и развивает воображение.

Технологии, направленные на укрепление здоровья и хорошую осанку

Занятия на больших упругих мячах решают задачи по укреплению мышечного корсета, развитию координации и вестибулярного аппарата. Вибрация, возникающая при сидении на фитболе, улучшает обмен веществ и кровообращение

Детский фитнес. Эти направления, новые для дошкольников, используют современное музыкальные композиции. Они способствуют развитию чувства ритма, пластики.

Технологии профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Сюда относится использование нестандартного оборудования: массажные коврики и дорожки здоровья, ортопедические мячи.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ используются не для замены, а для обогащения двигательной активности. Это:

– просмотр мультимедийных презентаций о видах спорта.

– использование интерактивных досок для демонстрации движений.

– применение видеоанализа для самооценки детьми своих движений.

– проведение «веселых стартов».

Проблемы внедрения инноваций и пути решения

Массовое внедрение инновационных технологий в ДОУ сталкивается с рядом серьезных проблем.

  1. Воспитатели и инструкторы по физкультуре часто не обладают достаточной квалификацией для работы с новыми технологиями. Необходимо повышение их квалификации через курсы, семинары-практикумы, мастер-классы.
  2. Материально-техническое обеспечение. Приобретение современного оборудования (фитболы, сенсорное оборудование, интерактивные комплексы).
  3. Отсутствие или устаревшие методические пособия. По многим инновационным технологиям отсутствуют готовые, апробированные программы для ДОУ. Это требует от педагогического коллектива большой творческой и исследовательской работы по их адаптации и интеграции в основную образовательную программу.
  4. Некоторые педагоги с недоверием относится ко всему новому, предпочитая работать по старым, проверенным схемам. Преодоление этого сопротивления — задача администрации ДОУ через создание мотивирующей среды, поддержку инициатив и обмен опытом.
  5. Недостаточная вовлеченность родителей. Важно активно просвещать родителей: проводить открытые занятия, мастер-классы, оформлять информационные стенды и папки-передвижки, консультировать по вопросам организации двигательной активности дома

Интеграция традиционного и инновационного: принципы построения современной системы ОФК в ДОУ

Эффективный путь развития — не отказ от традиций, их разумная интеграция с инновациями. Построение такой системы должно базироваться на следующих принципах:

– принцип здоровье сбережения и оздоровительной направленности. Все технологии должны оцениваться с точки зрения их вклада в укрепление физического и психического здоровья ребенка.

– принцип индивидуально подхода. Важно учитывать состояние здоровья, уровень двигательного развития, интересы и пол ребенка.

– принцип системности и интеграции. Система должна интегрироваться с другими образовательными областями: познавательным развитием (знания о строении тела, гигиене), речевым развитием (обсуждение движений, правил игр), социально-коммуникативным развитием (взаимодействие в команде).

– принцип игровой направленности.

Современное физкультурное занятие — это пространство для творчества.

Заключение

Переход от традиций к инновациям в области технологий оздоровительной физической культуры в ДОУ — это необходимость, с заботой о здоровье и развитии современных детей. Этот путь сложен и сопряжен с рядом проблем организационного и методического характера. Опираясь на положительный опыт традиционной системы и грамотно интегрируя в нее научно обоснованные инновационные технологии, можно создать современную модель физкультурно-оздоровительной работы. Эта модель будет способствовать формированию физически крепкого и психологически устойчивого, творческого ребенка. Роль воспитателя в этом процессе трансформируется из инструктора в наставника, создающего среду для радостного и осмысленного движения.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. — М.: Академия, 2015. — 184 с.
  2. Воронова Е. К. Программа «Здоровый дошкольник»: инновационные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 5. — С. 17–25.
  3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 48 с.
  4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  5. Фомина Н. А., Горбатенко О. Ф. Сказочный тренинг для дошкольников. — СПб.: Речь, 2016. — 125 с.
  6. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. — 320 с.
  7. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 215 с.
  8. Яковлева Е. Л. Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста. // Инструктор по физкультуре. — 2022. — № 3. — С. 40–51.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 571-573):
Часть 8 (стр. 511-579)
Расположение в файле:
стр. 511стр. 571-573стр. 579

Молодой учёный