Введение
Современная система дошкольного образования постоянно обновляется. Оздоровительная физическая культура (ОФК) — важная часть процесса, решает задачи развития физических качеств и формирует крепкое здоровье. Однако очевидно, что традиционные формы и методы работы в области физического воспитания не вполне отвечают современным потребностям детей.
Актуальность темы: обусловлена объективной необходимостью внедрения оздоровительных технологий и существующими практиками в ДОУ.
Цель статьи : разобрать актуальные вопросы развития технологий ОФК в ДОУ,
Традиционные основы физического воспитания в ДОУ.
Традиционное воспитание в детском саду имеет свои достоинства. К ним относятся:
Системность: четкая структура физкультурных занятий.
Наличие разных программ:
– отработанные методики проведения разных видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье);
– регулярность проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр.
Однако анализ показывает, что существуют недостатки:
- Отсутствие индивидуального подхода. Эти занятия часто ориентированы на обычного ребенка, не учитывая индивидуальные особенности здоровья.
- Стремление к выполнению норм (прыжки, бег и т. д.)
- Используется стандартный, устаревший инвентарь (мячи, обручи, скакалки), без современного оборудования.
Традиционная система представляет собой недостаточно гибкий фундамент. Ее потенциал заключается в сохранении системы, который может и должен быть обогащен инновационными методиками.
Инновационные технологии в оздоровительной физической культуре .
Инновационные технологии в ОФК — это комплекс методов, форм и средств, направленных на достижение новых результатов: не только физического развития, но и укрепления здоровья.
Технологии на основе двигательной и познавательной деятельности
Кинезиология. Эта технология основана на выполнении специальных упражнений («гимнастика мозга»), которые синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, память, внимание, способствуют развитию межполушарных связей и мелкой моторики. Простые упражнения, такие как «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование», легко могут стать частью занятия.
Сюжетно-ролевые формы занятий. Физкультурное занятие превращается в путешествие, где каждое движение имеет смысл сюжета, повышает мотивацию и развивает воображение.
Технологии, направленные на укрепление здоровья и хорошую осанку
Занятия на больших упругих мячах решают задачи по укреплению мышечного корсета, развитию координации и вестибулярного аппарата. Вибрация, возникающая при сидении на фитболе, улучшает обмен веществ и кровообращение
Детский фитнес. Эти направления, новые для дошкольников, используют современное музыкальные композиции. Они способствуют развитию чувства ритма, пластики.
Технологии профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Сюда относится использование нестандартного оборудования: массажные коврики и дорожки здоровья, ортопедические мячи.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
ИКТ используются не для замены, а для обогащения двигательной активности. Это:
– просмотр мультимедийных презентаций о видах спорта.
– использование интерактивных досок для демонстрации движений.
– применение видеоанализа для самооценки детьми своих движений.
– проведение «веселых стартов».
Проблемы внедрения инноваций и пути решения
Массовое внедрение инновационных технологий в ДОУ сталкивается с рядом серьезных проблем.
- Воспитатели и инструкторы по физкультуре часто не обладают достаточной квалификацией для работы с новыми технологиями. Необходимо повышение их квалификации через курсы, семинары-практикумы, мастер-классы.
- Материально-техническое обеспечение. Приобретение современного оборудования (фитболы, сенсорное оборудование, интерактивные комплексы).
- Отсутствие или устаревшие методические пособия. По многим инновационным технологиям отсутствуют готовые, апробированные программы для ДОУ. Это требует от педагогического коллектива большой творческой и исследовательской работы по их адаптации и интеграции в основную образовательную программу.
- Некоторые педагоги с недоверием относится ко всему новому, предпочитая работать по старым, проверенным схемам. Преодоление этого сопротивления — задача администрации ДОУ через создание мотивирующей среды, поддержку инициатив и обмен опытом.
- Недостаточная вовлеченность родителей. Важно активно просвещать родителей: проводить открытые занятия, мастер-классы, оформлять информационные стенды и папки-передвижки, консультировать по вопросам организации двигательной активности дома
Интеграция традиционного и инновационного: принципы построения современной системы ОФК в ДОУ
Эффективный путь развития — не отказ от традиций, их разумная интеграция с инновациями. Построение такой системы должно базироваться на следующих принципах:
– принцип здоровье сбережения и оздоровительной направленности. Все технологии должны оцениваться с точки зрения их вклада в укрепление физического и психического здоровья ребенка.
– принцип индивидуально подхода. Важно учитывать состояние здоровья, уровень двигательного развития, интересы и пол ребенка.
– принцип системности и интеграции. Система должна интегрироваться с другими образовательными областями: познавательным развитием (знания о строении тела, гигиене), речевым развитием (обсуждение движений, правил игр), социально-коммуникативным развитием (взаимодействие в команде).
– принцип игровой направленности.
Современное физкультурное занятие — это пространство для творчества.
Заключение
Переход от традиций к инновациям в области технологий оздоровительной физической культуры в ДОУ — это необходимость, с заботой о здоровье и развитии современных детей. Этот путь сложен и сопряжен с рядом проблем организационного и методического характера. Опираясь на положительный опыт традиционной системы и грамотно интегрируя в нее научно обоснованные инновационные технологии, можно создать современную модель физкультурно-оздоровительной работы. Эта модель будет способствовать формированию физически крепкого и психологически устойчивого, творческого ребенка. Роль воспитателя в этом процессе трансформируется из инструктора в наставника, создающего среду для радостного и осмысленного движения.
Литература:
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. — М.: Академия, 2015. — 184 с.
- Воронова Е. К. Программа «Здоровый дошкольник»: инновационные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 5. — С. 17–25.
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 48 с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
- Фомина Н. А., Горбатенко О. Ф. Сказочный тренинг для дошкольников. — СПб.: Речь, 2016. — 125 с.
- Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. — 320 с.
- Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 215 с.
- Яковлева Е. Л. Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста. // Инструктор по физкультуре. — 2022. — № 3. — С. 40–51.

