Введение
Термин «сэндвич — поколение» обозначает взрослых людей среднего возраста, которые одновременно заботятся о собственных детях (часто несовершеннолетних или молодых взрослых, нуждающихся в материальной/поддержке) и о стареющих родителях. Эта роль создает уникальную совокупность стрессоров: ограничение времени, эмоциональное истощение, финансовое давление и конфликт ролей. В условиях демографических изменений, удлинения продолжительности жизни и изменения семейных структур в России проблема приобретает актуальность, однако эмпирическая база исследования ситуации в российских реалиях остается фрагментарной.
Методология исследования
Концептуальный обзор и аналитический синтез существующей литературы и статистических сведений. Использованы аналитические отчеты по демографии и занятости, результаты эмпирических исследований по уходу в РФ, а также сопоставление с международными моделями нагрузок семейных ухаживающих.
Практическая часть
Основные источники психологической нагрузки:
- Временная нагрузка и ограничение времени для работы, отдыха и личных отношений.
- Ролевой конфликт и когнитивная перезагрузка — необходимость переключения между различными семейными ролями с частыми приоритетными дилеммами.
- Финансовая нагрузка — оплата медицинских услуг, лекарств, частного ухода, образование детей.
- Эмоциональный стресс — постоянная тревога за здоровье родителей и будущее детей, чувство вины за недостаточность помощи.
- Социальная изоляция — потеря времени на социальные контакты и досуг, снижение поддержки со стороны друзей.
Последствия для психического здоровья
- Повышенный риск депрессивных и тревожных расстройств;
- Хроническая усталость и синдром выгорания;
- Ухудшение соматического здоровья (вследствие стресса и недостатка времени на собственное лечение);
- Снижение качества родительской или профессиональной деятельности.
Ниже представлена модель взаимодействия факторов:
Рис. 1. Модель взаимодействия факторов
Практические рекомендации
Для семей:
- Делегирование и планирование: распределение обязанностей внутри семьи, договоренности с родственниками;
- Поиск внешней поддержки: использование местных социальных служб, групп поддержки для ухаживающих, волонтерских программ;
- Забота о собственном здоровье: регулярные обследования, базовая психотерапевтическая поддержка, практики восстановления.
Для работодателей:
- Введение гибких графиков и возможностей удаленной работы;
- Политики оплачиваемых/неоплачиваемых отпусков по семейным причинам;
- Программы поддержки сотрудников: консультации, помощь в навигации по социальным услугам.
Для государства и общественных организаций:
- Развитие доступных формальных услуг длительного ухода (дневные центры, услуги сиделок, программы respite care);
- Финансовая поддержка семей — ухаживающих (налоговые вычеты, пособия);
- Информационные кампании и обучение по уходу и психологической поддержке ухаживающих.
Заключение
«Сэндвич-поколение» как социальное явление, представляет собой уникальную и сложную ситуацию, в которой оказываются взрослые дети, одновременно заботящиеся о своих собственных детях и пожилых родителях. Этот феномен становится все более актуальным в условиях современности, когда семейные структуры претерпевают изменения, а социальные и экономические факторы накладывают свой отпечаток на жизнь людей.
Первым важным аспектом является психологическая нагрузка, с которой сталкиваются взрослые дети. Она проявляется в виде стресса, тревожности и эмоционального выгорания. Основные источники этой нагрузки связаны с необходимостью балансировать между требованиями, которые предъявляют как собственные дети, так и пожилые родители. Взрослые дети часто оказываются в ситуации, когда они должны быть одновременно заботливыми родителями и поддержкой для своих родителей, что создает конфликт ролей и может приводить к чувству вины, если они не справляются с этими обязанностями.
Вторым аспектом, является забота о собственных детях. Взрослые дети, находясь в сэндвичной ситуации, часто сталкиваются с необходимостью обеспечивать стабильность и комфорт для своих детей, что само по себе является серьезной задачей. При этом они должны учитывать потребности и желания своих детей, что может быть сложно, особенно в условиях постоянной заботы о пожилых родителях. Дети требуют внимания, любви и поддержки. Если взрослые дети не могут уделять им достаточно времени и ресурсов, это может привести к ухудшению отношений в семье и чувству недостаточной ответственности со стороны родителей.
Литература:
- Андреева М.В., Баранов А. А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты, 2013.
- Арпентьева М. Р. Отношение престарелых людей к смерти и психологическая помощь в ситуациях умирания острого горя // Паллиативная медицина и реабилитация, 2016. — № 1. — С. 38–56.
- Басов Н.Ф., Веричева О. Н. Проблема содержания и форм социальной работы с семьями граждан пожилого возраста // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века, 2016. — С. 139–152.
- Будякова Т.П., Михеева Е. В. Виктимологические аспекты человеческого капитала в пожилом возрасте // Психология и психотехника, 2023. — № 2. — С. 127–139.
- Бурмыкина О. Н. Представления молодого поколения о новой значимости семьи и межпоколенных отношений для России и Китая, 2018. — С. 88–113.
- Бухалова Н. А. Долговременный уход за пожилыми людьми: от временной помощи к постоянной заботе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2021. — № 3. — С. 88–94.
- Голубева Е. Ю. Взаимодействие и ответственность семьи и государства по уходу за пожилым человеком в России и Финляндии: кросс культурный контекст // Клиническая геронтология, 2018. — Т. 14. — № 5. — С. 3–10.
- Гурко Т. А. Взаимоотношения родителей и взрослых детей: понятия для анализа // Социологические исследования, 2020. — № 12. — С. 105–115.

