The article discusses the issue of involving parents in school events through joint creative activities. The authors emphasize the importance of taking into account the specific needs and interests of families when planning school events. To identify parents' preferences, a questionnaire was developed that included questions about their availability of free time, willingness to engage with the school, and preferences for joint creative activities. The survey was conducted among residents of Moscow. The analysis of the results showed that most respondents are interested in participating in school events, but many do not participate due to inconvenient timing. It was also found that many parents participate in events to support their child or to observe their child's school life. The study confirms the effectiveness of the questionnaire method in identifying parents' interests and determining the factors that influence the success of family creative activities at school. The results obtained can be useful for educators.
Keywords: parent involvement, creative activities, school, students .
Современные тенденции осознанного родительства усиливают влияние на образовательный процесс и результаты. Сегодня родители активно участвуют в жизни детей и сознательно формируют их образовательную стратегию, начиная с дошкольного возраста и продолжая в период школьного обучения [4]. Именно поэтому важной составляющей становится досуг, который позволяет объединить образовательные цели и потребности в эмоциональной близости и комфортном взаимодействии [5].
Однако современная школа часто испытывает трудности в вовлечении родителей в учебный процесс. Недостаточная информированность учителей и школьной администрации относительно потребностей и ожиданий семей создает препятствия для успешной реализации совместных инициатив. Исследователи подчеркивают важность изучения родительских запросов и потенциала сотрудничества [2].
Одним из способов укрепления связей между родителями и образовательной организацией является совместная творческая деятельность. Н. И. Бочарова характеризует совместную творческую деятельность как форму досуга, организованную в образовательной организации [1]. Для разработки опросника нами были изучены данные виды совместной творческой деятельности: любительские занятия — совместное рукоделие, занятие различными видами искусства; организация мероприятий [3].
Опросник для родителей состоит из тринадцати вопросов, которые разделены на шесть блоков. Вопросы направлены на изучение различных аспектов взаимодействия родителей с образовательным процессом и их отношения к школьным мероприятиям. В первом блоке — общие сведения о родителях, такие как возраст, пол, образование, рабочий график родителей. Следующий блок — вовлеченность в школьные мероприятия. Включает себя вопросы: частота участия в школьных мероприятиях. Третий блок включает себя уточнение причин неучастия в школьных мероприятиях — неудобное время, недостаток информации, неинтересные мероприятия, ребенок не хочет и другие причины. В следующем блоке изучаются способы получения информации о школьных мероприятиях — через МЭШ, от классного руководителя по телефону, через чат. В пятом блоке выясняются предпочтения в школьных мероприятиях. И заключительный, шестой блок, опросника направлен на выявление интересов, мотивации и готовности родителей к участию в школьных мероприятиях, которые включают в себя: поддержку ребенка, интерес к школьной жизни, общение с другими родителями и учителями, личный интерес к теме мероприятия и желание помочь школе.
Кроме того, в состав анкеты включены дополнительные вопросы, позволяющие выявить интересы и возможности родителей в совместной творческой деятельности. Например, определяется наличие свободного времени у родителей для участия в мероприятиях, уровень их готовности взаимодействовать со школой и предпочтения в формах совместного творчества.
Опрос был проведен на базе Государственных бюджетных общеобразовательных учреждений города Москвы «Школа № 158» и «Школа № 508». Эмпирическую базу исследования составляют 50 респондентов, из них 39 женщин, 11 мужчин — родители обучающихся начальной, основной, средней общеобразовательной школы в 2025 г. Респонденты проходили онлайн-опрос через Яндекс.Форму. Все респонденты — жители российского мегаполиса; 37 человек имеют высшее образование, 13 человек имеют среднее профессиональное образование.
Анализ результатов опроса позволил сделать несколько важных выводов. Во-первых, 58 % респондентов отметили, что для них важно участие в досуговых мероприятиях, которые проводятся в школе. Это почти в четыре раза превышает популярность активных праздников и соревнований, и почти в два раза — любительские занятия.
Во-вторых, нам удалось выявить основную причину неучастия родителей в школьных мероприятиях — неудобное время проведения (53 %). Остальные причины, такие как: отсутствие желания у ребенка посещение родителями школьных мероприятий (14 %), недостаток информации о мероприятиях (15 %), родительское нежелание участвовать в школьных мероприятиях (17 %), имеют почти одинаковое процентное соотношение при выборе причин мешающих посещать школьные мероприятия (Рис.1).
Рис. 1. Препятствия посещения родителями школьных мероприятий (родители обучающихся в общеобразовательных организациях г. Москвы, октябрь 2025 г., N=50, в %). Вопрос : что мешает посещать мероприятия?
Преобладающей мотивацией для участия родителей в школьных мероприятиях является поддержка своего ребенка (36 %). На втором месте по значимости (28 %) стоит интерес к школьной жизни ребенка. Остальные мотивы, такие как личный интерес к содержанию мероприятия (18 %), общения с родителями и учителями (10 %) и желание помочь школе как организатор, волонтер (8 %) играют второстепенную, но все же заметную роль (Рис. 2).
Рис. 2. Структура мотивации посещения родителями школьных мероприятий (родители обучающихся в общеобразовательных организациях г. Москвы, октябрь 2025 г., N=50, в %). Вопрос что Вас побуждает посещает школьные мероприятия?
Таким образом, благодаря проведенному исследованию, мы выявили, что досуговые мероприятия в школе являются одним из интересных видом семейного досуга для родителей. Также определили, что важно учитывать временные предпочтения родителей и предлагать мероприятия, которые действительно их заинтересуют, чтобы повысить участие и вовлеченность. Определили, что главной мотивацией для участия родителей в школьных мероприятиях в первую очередь является желание поддержать своего ребенка, что подчеркивает важность эмоциональной связи и прямой поддержки.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что разработанный опросник является универсальным диагностическим средством, которое может быть успешно применено в образовательных организациях для улучшения качества школьных творческих мероприятий и повышения удовлетворенности родителей.
Литература:
- Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учебник для вузов / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. М.: Издательство Юрайт, 2025. — 218 с. — ISBN 978–5–534–05478–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563718 (дата обращения: 29.10.2025).
- Зарипова, В. А. Организация семейного досуга в образовательной организации / В. А. Зарипова // IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 27–28 марта 2019 года. — Казань: Центр инновационных технологий, 2019. — С. 160–165.
- Кудренко, Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / Т. В. Кудренко. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 149–150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4092.
- Поливанова, К. Н. Современное родительство как предмет исследования / К. Н. Поливанова // Психологическая наука и образование — 2015. — Т. 7, № 3. — С. 1–11.
- Прокопьева, Н. С. Организация семейного досуга для воспитания здоровой и творческой личности ребенка: социальный проект «Все в сборе» / Н. С. Прокопьева, О. А. Касапу, С. А. Герасимова // Региональная наука: тенденции развития глазами молодежи: Тезисы докладов победителей Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Череповец, 01 апреля — 30 2024 года. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2024.

