В статье описывается исследование уровня вовлечения родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы. Для получения данных использовался метод анкетирования. Опрос проводился среди педагогов и родителей ГБОУ «Школа № 463» г. Москвы.
Ключевые слова: педагог, родитель, школа, организационная культура школы, метод анкетирования.
Организационная культура школы и взаимодействие родителей с учителями образовательной организации — это актуальное направление для изучения. Организационная культура школы, изучалась следующими авторами Передельская С. А. [12], Поташник М. М. [13], Трапицин С. Ю. [14], Шумилова А. А. [15], Ярулов А. А. [16].
Тема взаимодействия родителей с педагогами раскрывалась в исследованиях Антипкиной И. В. [3], Афанасьева М. М. [4], Гошина М. Е. [5], Дементьевой И. Ф. [6], Иванова Е. А. [7], Катович Н. К. [8], Ким Т. К. [9], Любицкой К. А. [10], Нимаевой Е. Г. [11].
Успешная работа образовательной организации напрямую зависит от организационной культуры учебного заведения, а также от уровня взаимодействия родителей с педагогическим коллективом.
Базой исследования уровня вовлечения родителей учащихся в процессе формирования организационной культуры школы является государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева» [1], [2].
Цель статьи: ознакомить с результатами проведённого исследования по выявлению уровня вовлечения родителей в организационную культуру ГБОУ «Школа № 463».
Организационная культура школы — это инструмент менеджмента образовательной организации. Организационная культура школы имеет внешние и внутренние компоненты. Они отличают одну организационную культуру школы от другой. К внешним элементам организационной культуры школы относятся: внешнее и внутреннее оформление школы, рекреационные зоны для учеников, музей школы, зооуголок школы, школьная форма, отличительные символы школы (флаг, герб, гимн, эмблема школы на форме, грамотах, медалях). К внутренним составным элементам организационной культуры школы относятся: миссия, цели, задачи, стратегия школы, уровень образования, коммуникация директора с подчинёнными с педагогическим составом, взаимодействие педагогов с родителями и с учениками. Используя анкетирование педагогов и родителей. Проанализировав полученные результаты, мы выявили проблемы в организационной культуре школы. Анкетирование проводилось в период пандемии COVID-19, в условии ограниченного посещения образовательной организации. Сбор информации осуществлялся дистанционно с использованием онлайн таблиц, разработанных отдельно для педагогов и родителей. Вопросы позволяют выявить сведения об отношении педагогов и родителей к внешним и внутренним компонентам организационной культуры школы.
Анкетирование проводилось с января по май 2022 года. В нем приняли участие 253 человека. Из них 58(23 %) педагогов и 195(77 %) родителей. Возраст педагогов, участвовавших в анкетировании от 23 лет до 71 года. Возраст родителей, опрошенных от 24 лет до 53 лет. Основная масса опрошенных это родители и педагоги с пятого по девятые классы.
Далее рассмотрим результаты анкетирования педагогов и родителей.
На вопрос о самом значимом аспекте взаимодействия семьи и школы, наибольшее количество (134 человека, 53 % обеих групп (родители и педагоги)) опрошенных участников обеих групп, ответили, что главным являются проблемы успеваемости и поведения ребёнка. Родители, не довольные качеством обучения своих детей, возлагают вину на педагогов, считая их малокомпетентными в своей работе (100 человек, 51 % опрошенных родителей). При этом значительная часть родителей (51 человек, 88 % опрошенных родителей) не имеют претензий к качеству преподавания, с уважением относятся к педагогам (188 человек, 96 % опрошенных родителей).
Следующим важным вопросом был: «Оптимальная форма взаимодействия педагогов и родителей». Согласно данным анкетирования можно сделать вывод, что в период пандемии группа в социальной сети является самой подходящей для взаимодействия педагогов, родителей и учеников (234 человека, 92 % опрошенных обеих групп). В социальной сети родитель может задать вопросы педагогу, педагог имеет возможность провести индивидуальную или групповую консультацию для родителей или учеников. Ученик может обратиться в любой момент за помощью к своему преподавателю. Это быстрый способ передачи необходимой информации.
Родители и педагогический состав школы (191 человек, 75 % опрошенных обеих групп) солидарны в ответе на вопрос про то, есть ли в школе разделение учеников на группы друзей и тех учеников, с кем не хотят взаимодействовать остальная часть класса. Родители и учителя ответили, что в школе дружные, сплоченные учащиеся. Редко можно наблюдать разделение одноклассников на маленькие группы, во главе которой лидер и тех, кого не приняли в это сообщество.
Педагоги (2 опрошенных, 3 % опрошенных) неодобрительно относятся к использованию жаргонизмов в стенах образовательного учреждения. Большинство (116 человек, 59 % опрошенных) родителей средней школы посчитали, что дети должны общаться так, как этого требует ситуация, ведь запрета на использование жаргонизмов нет.
Согласно данным, полученным в ходе анкетирования, педагоги (25 человек, 43 % опрошенных) считают, что родительский совет «Школы № 463» эффективен в работе. Подавляющее большинство родителей (126 человек, 65 % опрошенных) ответили аналогично, но часть считают работу родительского совета школы по взаимодействию с педагогами и улучшению организационной культуры школы не эффективной (40 человек, 21 % опрошенных).
Педагоги (39 человек, 67 % опрошенных) активно участвуют в награждении учеников грамотами, медалями с символикой данной образовательной организации. Родители (100 человек, 51 % опрошенных) утверждают, что дети участвуют во внутришкольных соревнованиях, праздниках, олимпиадах и получают грамоты, памятные подарки, медали с отличительной символикой ГБОУ «Школа № 463».
Педагоги (34 человека, 59 % опрошенных) отметили, что учебное заведение имеет приятное цветовое оформление стен в коридорах, классах, есть места для отдыха учащихся. Родители (119 человек, 61 % опрошенных) посчитали внешний вид ГБОУ «Школы № 463» стандартным. Также родители (22 человека, 11 % опрошенных) отметили, что тематика оформления отдельных школьных помещений зависит от возраста детей и направления обучения класса (кадетский класс, биологический класс).
Знания о традициях этой образовательной организации по мнению педагогов (26 человек, 45 %) родители и ученики получают во время учебного процесса. Родители (119 человек, 61 % опрошенных) ответили, что информацию они получают с официального сайта школы.
Большее число педагогического состава (37 человек, 64 % опрошенных) считают, что существуют лишь некоторые отличительные знаки ГБОУ «Школы № 463». Родители (81 человек, 42 % опрошенных) осведомлены о наличии полного набора символики. В школьном музее могут рассказать об истории их появления.
Наибольшее количество педагогов (32 человека, 55 % опрошенных) и родителей (89 человек, 46 %) ответили, что ученики поддерживают порядок в школьном музее.
На основании ответов педагогов (11 человек, 19 % опрошенных) и родителей (142 человека, 73 % опрошенных) можно сделать вывод, что учащиеся придерживаются требований педагогов в соответствии с уставом школы.
Педагоги (39 человек, 67 % опрошенных) и родители (109 человек, 56 % опрошенных) нейтрально относится к внешнему самовыражению обучающихся, которое может нарушить формальные ограничения (например, нарушение учениками требования не наносить вызывающий макияж и не делать необычных причёсок).
В результате, проведённого анкетирования были выявлены следующие проблемы в формировании организационной культуре «Школы № 463»:
1) Низкий уровень участия родителей в формировании организационной культуры школы.
2) Отсутствие инициативы от родителей направленной на формирование организационной культуры школы.
3) Отсутствие мотивации у педагогов и родителей к участию в формировании организационной культуры школы.
4) Слабая согласованность действий по улучшению организационной культуры школы между педагогами и родителями учащихся.
В заключение, хочется подчеркнуть, что становление личности происходит благодаря школе и семье. Высокий уровень организационной культуры образовательной организации невозможен без непосредственного участия родителей в жизни школы.
Литература:
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева». — Текст: электронный // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева». schu463.mskobr.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.07.2022).
- Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности. — Текст: электронный // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева».: [сайт]. — URL: schu463.mskobr.ru (дата обращения: 20.07.2022).
- Антипкина И. В. Исследования родительской вовлеченности в России и за рубежом. / И. В. Антипкина // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — № 4. — С. 102–114.
- Афанасьев М. М., Ткачева О. А. Проблемы современного образования / М. М. Афанасьев, О. А. Ткачева // Научно-информационный журнал. Сетевое издание. — 2014. — № 5. — С. 40–49. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 30.07.2022).
- Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа / М. Е. Гошин, М. А. Пинская, Д. С. Григорьев // Социологические исследования. — 2021. — № 5. — С. 70–83.
- Дементьева И. Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние? / И. Ф. Дементьева // Проблема современного образования. — 2014. — № 5. — С. 40–48.
- Иванова, Е. А. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию несовершеннолетних / Е. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 821–824. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36702/ (дата обращения: 20.07.2022).
- Катович Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2021. — 208 с.
- Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т. К. Ким: учеб. пособие. — М.: Изд-во Прометей, 2013. — 166 с.
- Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей / К. А. Любицкая // Педагогика. — 2019. — № 8. — С. 64–70.
- Нимаева, Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие / Е. Г. Нимаева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 53–54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/991/ (дата обращения: 20.07.2022).
- Передельская С. А. Особенности организационной культуры школы, способствующие профессиональному долголетию учителей / С. А. Передельская // Вестник Костромского государственного университета. — 2018. — Т. 24. — № 4. — С. 133–135.
- Поташник М. М. Храм науки: материальная культура школы / М. М. Поташник // Директор школы. — 2017. — № 7. — С. 28–35.
- Трапицына С. Ю. Менеджмент в образовании / С. Ю. Трапицына: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры под ред. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 413.
- Шумилова, А. А. Корпоративная культура как важный элемент управления образовательной организацией / А. А. Шумилова, Н. Н. Рогова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 203–206. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91356/ (дата обращения: 20.07.2022).
- Ярулов А. А. Технология формирования организационной культуры образовательной организации / А. А. Ярулов // Школьные технологии. — 2018. — № 4. — С. 18–33.