Социологическое исследование взаимодействия Детской школы искусств и средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 23.01.2018

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Малых, Н. В. Социологическое исследование взаимодействия Детской школы искусств и средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников / Н. В. Малых. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 82-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13659/ (дата обращения: 17.12.2024).



Для исследования социального запроса на взаимодействие школы искусств и средних общеобразовательных учреждений и внешкольной работы в школах с. Красного Чикоя Забайкальского края, мы провели социологическое исследование, которое включало проведение опросов среди родителей школьников, посещавших школу искусств, и родителей школьников, не посещавших школу искусств, а также опрос самих школьников.

Цель исследования: Определение социального запроса на взаимодействие школы искусств и средних общеобразовательных учреждений среди школьников и их родителей, а также выявление интересов, как самих детей, так и отношения родителей к развитию творческих способностей детей.

База и время исследования:

В марте 2017 года проводилось исследование в МОУ «Красночикойская СОШ № 2» и Красночикойской Детской Школе Искусств.

Характеристика выборки:

В опросе участвовали 84 школьников 10-12 летнего возраста и 49 родителей. Для детей целью исследования являлась — выявление интересов во внеурочной деятельности, а для родителей школьников, цель исследования — их отношение к развитию творческих способностей своего ребёнка.

Характеристика выборки родителей

Рис. 1. Распределение родителей по образовательному уровню

Определяющими факторами, формирующими образовательные потребности детей, являются образовательные традиции, сложившиеся в семье. Уровень полученного родителями образования — выражение этой традиции, нашедшее отражение в уровне социализации родителей. Большинство родителей имеют высшее образование (38,80 %); 53,06 % получили среднее специальное образование; незаконченное высшее-2,04 %, неполное среднее-6,12 % (смотрите рисунок 1)

Рис. 2. Социально-профессиональный статус родителей

В ходе анкетирования мы определили пять социально-профессиональных статусов (руководитель, рабочий, служащий, безработный, пенсионер). Высокий показатель занимает статус-рабочий (51,02 %); служащий-30,61 %; безработный-10,20 %; руководитель-6,12 %. Среди родителей практически нет пенсионеров-2,04 % (рис. 2).

На вопрос «Есть ли творческие способности у Вашего ребёнка» приоритетный ответ ДА 82, %, возможно есть, но пока не проявились 18 %

Рис. 3. Ответ на вопрос «Есть ли творческие способности у Вашего ребёнка?»

Результат опроса показал, что подавляющее большинство родителей считают своего ребенка творческим — 82 % респондентов и только 18 %, показали, что, по их мнению, талант и творческие способности их ребенка еще не раскрыты.

Во многом успех работы кружков и секций в МОУ «Красночикойской СОШ № 2» и Красночикойской Детской Школе Искусств, в развитии творческих способностей ребенка, на наш взгляд, определяется осведомлённостью родителей о деятельности педагогов при взаимодействии с родителями.

При определении уровень осведомлённости родителей о деятельности школ, были получены следующие результаты (таб.1, рис. 4).

Таблица 1

Уровень осведомлённости родителей о деятельности школ

Учреждения/варианты ответов

полная

частичная

Вообще не имею информации

СОШ (средняя общеобразовательная школа)

36,73 %

51,02 %

12,24 %

КДШИ (красночикойская детская школа искусств)

32,65 %

40,81 %

26,53 %

Рис. 4. Уровень осведомленности родителей о деятельности школ

Из полученных результатов, можно сделать вывод, что в МОУ «Красночикойской СОШ № 2» и Красночикойской Детской Школе Искусств осведомлённость родителей (законных представителей) частичная.

Рис. 5. Выбор родителей направлений деятельности для развития своего ребёнка

Родители (законные представители) для своего ребёнка выбрали:

– Художественно-эстетическое направление 40,81 %

– Физкультурно-спортивное направление 34,69 %

– Интеллектуальное направление 30,61 %

– Музыкальное направление 22,44 %

– Социально-личностное направление 22,44 %

Ответы на вопрос «Достаточно ли, на Ваш взгляд, кружков и секций в СОШ и ДШИ для развития творческих способностей Вашего ребёнка?» приобрели следующий характер:

Варианты ответов

СОШ

КДШИ

ДА

75,51%

48,97%

НЕТ

24,48%

51,02%

Из данных таблицы видно, что в СОШ № 2 достаточно кружков и секций. Однако есть и запрос на новые направления кружковой деятельности, так 24,48 % респондентов, ответивших отрицательно, внесли свои предложения. Родители предлагают в СОШ № 2 организовать новые кружки и секции. Предложения распределились следующим образом (рис.5):

Рис. 6. Предложения родителей по введению новых кружков в СОШ

Ответы на вопрос: «На что должны обратить внимание средняя общеобразовательная школа и музыкальная школа при развитии творческих способностей Вашего ребёнка?»

Анкетирование показало, что родители и дети хотели бы видеть в селе Красный Чикой, кружки, в которых бы дети получили развитие творческих способностей: моделирование и конструирование одежды (6,12 %), спортивные секции (8,16 %), архитектурный кружок (2,04 %), вязание (4,08 %), вышивание(4,08 %).

Родители высказали свое единое мнение, что их детям очень нравиться заниматься в кружке дополнительно и они готовы всячески этому содействовать, так как дома заниматься с детьми у них практически мало времени (рис.6)

Выявление направления деятельности школы по развитию творческих способностей учеников (по результатам опроса родителей)

СОШ

ДШИ

Желание самого ребёнка

59,18 %

40,81 %

Желание родителей

12,24 %

14,28 %

На способность

55,10 %

42,85 %

Модные тенденции

10,20 %

8, 16 %

Родители отметили наличие направлений деятельности школы по развитию творческих способностей учеников.

Результаты ответов на вопрос: «Какие творческие способности есть у вас?» представлены в диаграмме (рис. 7)

Рис. 7. Творческие способности родителей и их реализация (по результатам опроса родителей)

Как показывают результаты ответов, родителей, которые признают, что они обладают творческими способностями большинство — 81 %. По мимо этого, они реализуют их в различных хобби, при этом, наибольшее количество реализуется в музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах) — 27 % от числа респондентов и в изобразительной деятельности (рисование, фото) — 25 %, а также в прикладной изобразительной деятельности — 19 % (плетение, вязание, вышивание). Наименьшая реализация прослеживается в интеллектуальной и литературной деятельности -3 % и 3 % соответственно.

На следующем этапе нашего исследования мы провели опрос школьников. Опрос был проведён среди школьников 10-12 лет, поскольку на наш взгляд, это наиболее благоприятный возраст для того чтобы ребёнок мог самостоятельно определится с выбором того, что ему интересно и в какой области он хотел бы получить наибольшее творческое развитие.

Проведённое социологическое исследование у школьников позволило нам сформулировать выводы по выявлению интересов, во внеурочной деятельности у учащихся. Согласно нашим данным, посещают кружки и секции 79, 76 %, не посещают 20, 23 %.

По мнению родителей, складывается комфортная социально-психологическая обстановка, способствующая развитию творческих способностей. Степень соответствия образовательных услуг социальному запросу подтверждается средним уровнем удовлетворенности образовательного учреждения.

Рис. 8. «Образовательные услуги»

Посещают секцию/кружок:

– футбол 19,04 %;

– кружок хореографии 14,28 %;

– шахматы 9,52 %;

– фольклор 8,33 %;

– «баскетбол» 5,95 %;

– резьба по дереву, борьба, клуб юнеско, театральная студия в общей сумме 3,57 %;

– кружок радиотехники, рисование, секция волейбол, хоккей, волонтёр, французский язык в общей сумме 2,38 %.

О деятельности кружка (секции) школьники узнали от родителей 29,76 %; здесь занимались, занимаются мои друзья 32,14 %; из рекламы (газеты, радио и т.д.) 1,19; из объявления на стенде в школе 15,47; посоветовали учителя в школе 13,09 %.

Степень информированность о деятельности кружков высокая. Нами выявлена разносторонняя информация. Свойственные данному возрасту увлечения и интересы свидетельствуют о наибольшей потребности в области укрепления здоровья, физической культуры.

Рис. 9. «выбор кружков»

В выборе кружка (секции) приоритетное место занимает ответ школьников «хочу развить свои способности» — 45,23 %»; нравится заниматься данным направлением (сорт, рисование, музыка и т.д.) — 32,14 %; потому что хорошие педагоги — 10, 71 %; предложил учитель — 9,52 %; нечего делать дома — 9,52 %; потому что заставляют родители — 8,33 %; занимался в прошлом учебном году, решил продолжить занятия — 8,33 %; пообщаться с друзьями — 5,95 %. Школьники не посещают КДШИ 84,52 %; посещают 15,47 %.

Рис. 10.

По данным анкеты, не посещают КДШИ 84,52 % школьников. Но этот процент школьников мы можем разделить и на желание развить свои способности.

На вопрос: «С какими интересами, мечтами, желаниями пришли в этот кружок (секцию)?» школьники ответили следующим образом: хочу заняться любимым делом — 26,19 %; желание узнать что-то новое, интересное — 19,04 %; хочу найти новых друзей — 14,28 %; занятия помогут лучше понять самого себя — 19,04 %; надежда на то, что занятия в коллективе помогут в будущем приобрести интересную профессию — 13,09 %; желание провести свободное время с пользой — 26,19 %.

Прослеживается низкий уровень удовлетворенности обучающихся.

Ответы на вопрос % «Устраивает ли выбор кружков (секций) школьников» были получены следующие ответы:

Учреждения/варианты ответов

ДА

НЕТ

СОШ (средняя общеобразовательная школа)

79,76 %

20, 23 %

КДШИ (красночикойская детская школа искусств)

17, 85 %

82,14 %

Из таблицы видно, что выбор кружков и секций не устраивает в КДШИ.

На вопрос: «Как часто вы бы хотели заниматься в кружках/секциях» были получены следующие ответы: один раз в неделю — 14,28 %; два раза в неделю — 21,42 %; три раза в неделю — 23,80 %; каждый день — 27,38 %; 4 раза в неделю — 7,14 %; 5 раз в неделю — 5,95

В ходе опроса также было выяснено, что школьники хотели бы заниматься и в других кружках и секциях, таких как: волейбол — 20,23 %; футбол — 22,61 %; лыжи — 26,19 %; баскетбол — 4,76 %; спортивная лапта –3,57 %; шахматы — 13,09 %; стрельба из пневматической винтовки — 48,80 %; ушу — 22,61 %; дзюдо — 20,23 %; бокс — 13,09 %; борьба — 11,90 %; танцевальный — 15,47 %; театральный — 8,33 %; вокальный — 13,09 %; вязание — 10,71 %; вышивка — 9,52 %; конструирование и моделирование одежды — 19,04 %; мягкая игрушка — 9,52 %; математика — 5,95 %; физика — 3,57 %; резьба по дереву — 13,09 %; экологический — 4,76 %; журналистский (школьная газета) — 9,52 %; каратэ, литературный, кружок знакомств — 1,19 %; плавание — 2,38 %.

Важнейшими направлениями дополнительного образования школьники (10-12 лет) считают физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, художественно-эстетическое направления.

Основные термины (генерируются автоматически): красночикойская детская школа, Ваш ребенок, родитель, секция, способность, вариант ответов, выявление интересов, деятельность школ, кружок, общеобразовательная школа, развитие, родитель школьников, социальный запрос, школьник.

Похожие статьи

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Исследование эмоциональной культуры студентов и молодых специалистов. Роль вуза в становлении собственного культурно-эмоционального опыта студентов

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Исследование влияния эмоционального переживания на занятиях изобразительным искусством на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Исследование эмоциональной культуры студентов и молодых специалистов. Роль вуза в становлении собственного культурно-эмоционального опыта студентов

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Исследование влияния эмоционального переживания на занятиях изобразительным искусством на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста