В непростых современных условиях, максимально наполненных постоянными угрозами в адрес нашей великой Родины, исходящими от так называемого «западного сообщества», считающего себя «эталоном общечеловеческих ценностей и правил», особенно важно сохранить те нерушимые базисы и стержни, которые формируют особенность, самоорганизованность, идентичность, многогранность и неповторимую уникальность народов, проживающих в одной единой многонациональной семье под названием Россия.
«Без культуры нет нации!» — эти золотые слова, сказанные в свое время первым Президентом Чеченской Республики Ахматом Кадыровым, сегодня как никогда должны быть актуальны для каждого гражданина, для каждой семьи, для всех ячеек социального общества и в первую очередь для ребенка и его родителей. И особенно актуальны они для нашего многонационального и многоконфессионального Северо-Кавказского региона, который на протяжении веков вплоть до современности пытались максимально превратить в ядро раздора внутри огромной страны.
Нашу страну невозможно одолеть из вне. Это прекрасно понимают и враги. И именно поэтому они пытаются всячески навязать нам западные псевдоценности, а точнее их полное отсутствие, навязать так называемую свободу, которая по сути своей является не свободой, а вседозволенностью, навязать вражду между ребенком и его родителями, между личностью и обществом, а также вражду межнациональную и межконфессиональную, тем самым прикладывая максимум усилий для того, чтобы расшатать страну изнутри, искоренить её моральные и нравственные устои и утратить в человеке его внутреннюю духовно-нравственную самосознательность, которая и формирует в основе своей то уникальное чувство патриотизма, отличающее граждан многонациональной России от разного рода недругов и завистников.
К большому сожалению, в результате множества горестей и невзгод, которые выпали на долю нашего многострадального Отечества в XX веке, сегодня в современном российском обществе практически полностью утрачен институт семьи, который и должен в основе своей формировать и воспитывать личность ребенка на основе историко-культурных и духовно-нравственных ценностей народа, сформировавшихся в результате великой многовековой истории становления российского государства.
На практике же мы видим совсем иную картину. Ребенок в детском и юношеском возрасте вместо формирования и воспитания в семье в большей степени подвержен влиянию улицы, а также стал уже просто зависим от того нескончаемого потока негативной информации, которая ежедневно и круглосуточно транслируется средствами массовой информации и является общедоступной благодаря наличию современных электронных средств связи.
Учитывая и осознавая всю степень опасности такого хаотичного и бесконтрольного развития ребенка, формирования его внутреннего мира и самосознания в условиях отсутствия единого воспитательного пространства, четко и централизовано контролируемого и регулируемого государством, сегодня единственным наиболее правильным аспектом организации здравого воспитания ребенка на основе общегражданских ценностей, норм и правил, приемлемых для традиционного общества нашей страны, является взращивание и формирование его как личности в рамках единой системы образования, которая в свою очередь является многоступенчатой.
И самой первой начальной ступенью этой системы конечно же выступает дошкольное образовательное учреждение, которое призвано сформировать у ребенка на самом начальном этапе развития правильное понимание и восприятие окружающего его мира, в том числе и правильное отношение к обществу, к социуму, умение жить в этом социуме, ощущать себя неотъемлемой его частью и не ставить себя ему в противовес. Это и есть важный и необходимый процесс социализации личности, который способствует её дальнейшему здоровому формированию и ограждает от возможных негативных пагубных влияний на психику ребенка из вне, которые, как показывает практика, часто могут привести к необратимым последствиям.
Как от воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так и от родителей зависит важность и необходимость своевременного принятия мер, направленных на то, чтобы этот процесс не упустить и направить его в нужное русло.
И вот тут перед образовательной организацией встает выбор: осуществлять образовательный процесс на основе общедоступных методов и подходов, основываясь на единых методических рекомендациях, либо же при условии соблюдения единой рекомендованной методологии допускать внедрение в образовательный процесс регионального компонента, который дорог и понятен населению того или иного региона.
В ситуации с нашим субъектом — Краснодарским краем, нам несказанно повезло. Кубань отличается своим особенным колоритом, многогранной традиционной культурой, сформированной как исторически сложившейся традицией несения пограничной воинской службы, так и довольно яркой бытовой культурой, сформированной путем смешения нескольких разных по своему содержанию и наполнению этнических составляющих — русской, украинской и элементов традиций горских народов Кавказа.
Всю эту многогранность впитало в себя кубанское казачество, которое в основе своей и сформировало облик и содержание Кубани в таком виде, в каком мы созерцаем их сегодня.
«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков». Так говорил ныне покойный председатель Совета стариков Кубанского казачьего войска Павел Захарович Фролов. В этих словах есть смысл сущности нашего великого региона и великой Родины.
Соответственно можно сделать вывод о том, что использование в работе дошкольной образовательной организации внутреннего регионального компонента, особенно в условиях современной обстановки, крайне необходимо и значимо.
Далее мы переходим к непосредственно содержанию этого компонента. К его сути и самое главное значимости как для ребенка, так и для его семьи, которая тоже в данный момент, к сожалению, очень далека от традиций, обычаев и духовной составляющей региона в котором проживает.
Задача образовательного учреждения, любого, даже дошкольного — приобщить ребенка к традициям и быту того общества, в котором он воспитывается. В данной ситуации к традициям и быту кубанского казачества, которые являются основополагающими для становления и развития кубанского региона. И даже если имеется противовес и негатив по линии семьи, если семья является приверженцем и последователем других идеалов, другой религии, других воспитательных подходов и других традиций, тем не менее задача образовательной организации зарядить не только ум и душу ребенка, направить их в нужное русло, но и через ребенка настроить на правильное мышление членов его семьи!
Данное направление можно условно разделить на три составляющих.
Первая составляющая — это непосредственное использование элементов казачьей традиционной культуры и быта в образовательно-воспитательном и общедосуговом процессе.
К данному направлению можно отнести выстроенное в игровой форме знакомство детей с бытовыми традициями казачества, календарными праздниками и обрядами, использование на мероприятиях элементов казачьей одежды, использование специфических речевых оборотов (элементов «балачки»), приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству и казачьим ремеслам. Также возможно внедрять в образовательный процесс знакомство детей с различными видами казачьего фольклора (народные песни, танцы, сказки, пословицы и поговорки, знакомство с народными музыкальными инструментами и даже элементы казачьего театра).
Особую роль в формировании ребенка на основе традиционной культуры выполняет использование в досуговом процессе казачьих традиционных игр. Довольно ярко и подробно эти игры описаны в книге «Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей», которая была издана исключительно на основе материалов, собранных историками и этнографами дореволюционного периода.
Кроме того, возможно внедрение казачьих традиционных элементов и в рамках занятий по физическому развитию ребенка. В том числе используя различные предметы, символизирующиеся с казачьим бытом и традициями, в том числе воинскими (например: нагайку, искусственный макет кинжала или шашки, предметы, имитирующие коня и т. д.).
Вторая составляющая — это закладывание в самосознание ребенка основных традиционных базисов казачьего воспитания и традиционных ценностей.
Сюда можно отнести такие качества как уважение к старшим и особенно к старикам, уважение к родителям, стремление помочь товарищу, любовь к труду, любовь к своему дому, станице, краю и Отечеству в целом, формирование чувства готовности и желания защищать свою Родину, особое отношение к женщине-казачки и к матери, чувство приверженности традиционному вероисповеданию, любовь к животным (в том числе особое отношение к коню как к первому другу казака), формирование чувства дружбы и товарищества и множество других качеств, на основе которых мы можем уже на ранних этапах, на уровне дошкольного образовательного учреждения сформировать в ребенке здоровую личность, которая сможет в будущем вести традиционный образ жизни, жить в гармонии с обществом и не ставить себя ему в противовес.
Довольно подробно вышеуказанные элементы можно изучить и использовать в работе с помощью книги «Казачья доля» П. З. Фролова, которая состоит из нескольких разделов: «Обычаи, традиции, нравы казаков» и «Жемчужная слеза казачки».
И третья составляющая — это социальное партнерство. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с местным казачьим обществом, музеем, православным приходом, библиотекой, театром, общеобразовательной школой, казачьим творческим коллективом, домом культуры, военно-патриотическим клубом, ветеранскими организациями и т. д.
Особо важную роль здесь играет взаимодействие с казачьим обществом. Ведь чтобы сформировать у ребенка казачье самосознание он должен видеть живые примеры, а не только слушать рассказы воспитателей.
Наиболее значимо участие детей в казачьих мероприятиях, но прежде чем повести их на это мероприятие необходимо их подготовить, рассказать куда они идут и зачем, чему посвящено мероприятие, а также проработать с его организаторами в каком виде будет выстраиваться формат участия в мероприятии детей дошкольного возраста (время, досуг, отдельная программа и т. п.).
Также возможно и участие казаков-наставников в жизни воспитанников детского сада в виде проведения казачьих игр, демонстрирования образцов казачьей одежды и справы, проведения бесед с детьми. Но здесь очень важно, чтобы руководство дошкольной образовательной организации совместно с атаманским корпусом казачьих обществ ответственно подошло к подбору кадрового состава среди казаков, способных проводить данную работу, являющихся примером для остальных, знающих основы педагогической работы, знающих особенности работы с детьми в плане возрастных категорий, а также безусловно полностью разделяющих взгляды и подходы государства к различным областям и направлением нашей жизни.
В качестве наиболее яркого примера мероприятий, воспитывающих у ребенка гордость за свое Отечество, чувство патриотизма, тягу к изучению истории, являются казачьи поминовения. Они наиболее широко раскрывают отдельные славные страницы боевой истории кубанского казачества. Участие в таких мероприятиях позволяет ребенку как узнать о подвигах наших предков, так и воочию увидеть связь между дореволюционным казачеством и казачеством современным. Наиболее крупными поминовениями являются поминовения дореволюционного периода: Тиховские, Гречишкинские, Липкинские; поминовения периода Гражданской войны: Корниловские, Чамлыкские, Даховские, Апшеронские; поминовения периода Великой Отечественной войны: «Кущевская атака».
Следующим важным элементом приобщения детей к казачьему образу жизни с участием представителей казачьего общества является внедрение внутри образовательной организации казачьего детского самоуправления. Выражается это в проведении выборов атамана детского садика, атамана группы или атамана возрастной параллели. Возможно использование в данном процессе символов атаманской власти, таких, как например булава или пернач. Это способствует как формированию у ребенка лидерских качеств, так и приобщению к жизни внутри управляемого коллектива, где ответственность за данный коллектив несут уже не только взрослые, но и сам ребенок.
Помимо вышеизложенного, хорошо способствует восприятию элементов историко-культурного наследия казачества и наглядно агитационная продукция, оформление помещений с использованием элементов традиционной культуры, вплоть до оборудования на территории образовательной организации символических казачьих подворий (куреней).
Отдельным особняком в воспитании детей на основе историко-культурных традиций региона, связанных с казачеством, является православная культура. Это огромнейший ценнейший пласт, который в основе своей призван укрепить и усилить в сознании ребенка весь комплекс духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, которые в том числе были заложены благодаря изучению казачьего уклада жизни.
Для казачества Православие это не просто религия, это неотъемлемая составляющая часть казачьей традиционной культуры. Её основа и неразлучный спутник. Поэтому, когда мы строим образовательный процесс на основе историко-культурных традиций казачества, мы не можем и не должны обходить стороной православие.
Да, можно по-разному относиться к религии, и часто мы наблюдаем её отторжение по линии семьи ребенка, но нельзя не согласиться с тем, что приобщение ребенка к православной вере на ранних этапах безусловно дает свои положительные плоды. Это выражается в первую очередь в стремлении ребенка больше творить добро, и сожалеть и нести ответственность за негативные действия и поступки.
Так, например изучение основных божьих заповедей наряду с заповедями казачества способствуют формированию уже в детском возрасте отторжения к совершению преступлений.
В то же время позиционирование церковью самоубийства как одного из страшнейших грехов и восприятие это детским подсознанием во многом может оградить ребенка на протяжении всей жизни от мыслей совершить суицид, что, к сожалению, в современной жизни стало давно не в диковинку.
Есть и еще одна обратная сторона пользы внедрения основ православия в образовательный процесс. Ни для кого не секрет, что далеко не во всех семьях верят в Бога и чтут православные традиции, отмечают православные праздники и поминают ушедших из этой жизни родственников. Так вот, путем приобщения к православным традициям ребенка, образовательное учреждение выполняет очень важную миссию — через этого ребенка возможно осуществить приобщение к Православию всех членов его семьи. Поскольку все то, чему ребенка научили в образовательной организации, безусловно будет обсуждаться в кругу семьи, в том числе и в виде совместного семейного участия в тех или иных мероприятиях, которые организуются образовательным учреждением совместно с православным приходом.
Одним из основных аспектов такой работы должно являться личное общение детей со священнослужителями и регулярное посещение храмов. Также крайне необходимо использование наглядных атрибутов (в том числе православных икон).
Здесь тоже необходим грамотный профессиональный подход. Нельзя переборщить, не нужно заставлять детей выстаивать длинные многочасовые церковные службы. Но рассказать ребенку об основах православия и, главное, объяснить зачем это нужно, да еще и при этом сделать это на территории храма, крайне необходимо для формирования здоровой личности, живущей по канонам того или иного региона.
Также данное направление работы способствует максимальному ограждению ребенка и его семьи от пагубного влияния различного рода сект и нетрадиционных религиозных течений.
В тоже время необходимо при изучении данного направления пытаться максимально привить ребенку уважение к другим традиционным религиям и представителям других национальностей, которые эти религии исповедают.
Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использование в образовательно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении регионального компонента, связанного с историко-культурными традициями казачества и православия во многом способствует более глубокому и качественному результату в великом деле воспитания подрастающего поколения на основе патриотизма, любви к Родине, родному краю и формирования общечеловеческих ценностей, которые дадут право ребенку быть и оставаться человеком с большой буквы, нужным и государству, и народу, и своей семье и в первую очередь самому себе. Это позволит ему стремиться к труду во благо Отечества и своей будущей семьи, позволит свободно адаптироваться к нахождению в любом коллективе, максимально оградит от совершения пагубных поступков и действий, а также даст возможность стать настоящей личностью с правильными традиционными морально-нравственными устоями, внутренними духовными качествами и сформированными ценностями.
Литература:
- Фролов П. З. «Казачья доля». — Краснодар: Традиция, 2014. — 208 с.: ил.;
- Матвеев О. В., Фролов Б. Е. «Боевая слава кубанского казачества». — Краснодар: Традиция, 2012. — 456 с.: ил.;
- «Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей» [Текст]/ [авт.-сост. О. В. Чуп]. — Краснодар: Традиция, 2011. — 167 с.: ил.;
- «Энциклопедия кубанского казачества» / под общ. ред. В. Н. Ратушняка. — Краснодар: Традиция, 2011. — 504 с.: ил.
- «Кубань старозаветная» / авт. сост. Б. Н. Устинов (фото), П. С. Макаренко (текст). — Краснодар: Традиция, 2012. — 324 с.: ил.
- «Казачество и народы России: пути сотрудничества и служба России»: матер. заочной науч.-практ. конф.. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008. — 321 с.
- Бондарь Н. И. «Календарные праздники и обряды кубанского казачества». — Краснодар: Традиция, 2011. — 373 с.: ил.

