Роль народных традиций в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 26.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Волчанская, Т. В. Роль народных традиций в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Волчанская, К. И. Варавка, О. Е. Панкратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — URL: https://moluch.ru/archive/551/121173/ (дата обращения: 27.12.2024).

Препринт статьи



В статье рассматривается понятие народных традиций, а также их использование в процессе патриотического воспитания детей.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание детей, народные традиции, народная культура.

О патриотическом воспитании подрастающего поколения много говорится и много пишется, придумываются новые формы работы, возрождаются старые.

Под патриотизмом чаще всего понимается любовь к своему Отечеству и преданность ему (словари Брокгауза и Ефрона, А. Н. Чудинова, философский словарь). Однако многие словарные статьи уточняют это определение и дополняют его любовью к своему народу (словари С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, исторический словарь галлицизмов).

Таким образом, патриотизм связан не только с территорией и историей проживания, то есть с Отечеством, но и с теми людьми, кто населяет это место, с их культурой, обычаями, менталитетом и, конечно же, традициями.

Философский словарь определяет слово «традиция» следующим образом: от лат. traditio — передача — анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т. п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает такое определение: «то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предшествующих поколений либо обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».

Известный советский и российский этнограф и этнолог Т. А. Бернштам (1935–2008) отмечала, что традиция — более научный термин, если же говорить о народе, то для него характерно использовать синонимичные слова «обычай» и «обряд». Обычаем в широком значении называлась вся совокупность воспроизводства образа жизни и культурных ценностей, а также и сам способ воспроизводства — «испокон веку», «по завету отцов». Словом «обряд» в отдельных диалектах назывались распорядок дня и труда, домашнее хозяйство, одежда и приготовление пиши, отношения в семье и между односельчанами 3, с. 9.

Существует большое количество определений понятию «народная традиция». И. В. Афанасьева отмечает, что народная традиция — это, прежде всего, представление об идеале, о социальной справедливости, о разумных формах сосуществования. Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение 2, с. 24. При этом даже при кажущейся устарелости, даже сказочности и декоративности некоторых народных традиций, они, все же, не лишены рационального начала, которое является актуальным и сейчас.

Традиции всегда выступали в качестве регуляторов человеческого бытия и жизнедеятельности. В разные исторические эпохи, определяющиеся различными конкретными условиями жизни отдельного человека и социума, народные традиции находили выражение в разных видах и формах. При этом, как отмечают К. Д. Азизханова и Л. И. Шулунова, для традиций характерно выполнение в жизни общества двух взаимосвязянных функций: стабилизирующей и инновационной 1, с. 300. Стабилизирующая функция выражается в преемственности социального и культурного опыта, моральных ценностей, обрядов, в сочетании субъективного и объективного опыта. Инновация заключается в том, что народные традиции всегда стремились найти новое выражение, питая народных и не только творцов, вдохновляя их на новые культурные открытия и свершения. Традиции невозможны без инноваций, так как конкретно-исторические условия, меняясь, изменяют и ментальность народа, и его быт и уклад.

Важность народных традиций состояла в том, что у народа были свои алгоритмы действий (обряды, обычаи) на любой жизненный случай, будь то свадьба, рождение ребенка или похороны. Обычай регулировали отношения в социуме, делая жизнь, тем самым, более упорядоченной и прогнозируемой.

Ю. А. Кузенко отмечает, что произведения народной культуры, в которых продуцировались обряды и традиции, создавались выходцами из народа и отличались простотой содержания, были понятны и доступны любому представителю этноса. С ранних лет ребенок знакомился с фольклором, через который воспринимал народную культуру. Устное народное творчество в виде потешек, пословиц и поговорок, присказок и сказок были доступной и популярной формой знакомства ребенка с установленным образом жизни, обычаями и обрядами, способствовали к приучению к труду, прививали любовь к традициям 5, с. 296. В каком-то смысле устойчивость народных традиций является гарантом самосохранения и самоутверждения этнического сообщества 2, с. 25. А это и есть проявление патриотизма как любви не только к Отечеству, но и к своему народу. Знать традиции своего народа и бережно относиться к ним — проявлять культуру, как отдельного гражданина, так и социума в целом.

К сожалению, теоретиками и практиками патриотической работы отмечается отказ от культурных национальных традиций среди родителей и воспитателей, которые склонны ориентироваться на западные идеалы и мировой опыт. Это кажется попыткой обокрасть самих себя, так как тормозит процесс развития национальных культур и может привести к исчезновению этнической самобытности населения 2, с. 22. Есть такое крылатое латинское выражение «От незнания к несуществованию», очень точно отражающее мысль о том, что сначала размываются и уничтожаются знания об истории Отечества, его культуре, народных традициях, а затем исчезает, растворяется в других сам народ.

А. Н. Логвина совершенно справедливо отмечает, что воспитание в детях патриотических чувств начинается с получения начальных знаний о Родине, представлений о нашей стране, народе, культуре и обычаях 6, с. 75.

Воспитание человека на народных традициях — это залог выстраивания связи с предками, с историей государства и с самим государством. Зная народные традиции и традиции своей семьи, человек может генерировать собственные традиции, имеющие такую же положительную направленность. Чем больше молодежь узнает об истории своей страны, о жизни ее народа, о его обычаях и традициях, чем больше она прочувствует ее чаяния, страдания и радости, тем ближе станет к ней духовно 5, с. 294.

Многие авторы указывают, что нравственно-патриотическое воспитание детей вполне предполагает использование народных традиций. При этом, как отмечают М. В. Волосович и Е. В. Шишлевская, в компетентность педагога должно входить не только знание специфики народных традиций, но и умение использовать их в формировании нравственности. С помощью народных традиций воспитатель может показать уникальность и своеобразие народной культуры разных народов и в то же время использовать их в нравственном воспитании 4, с. 105.

Знакомство с народными традициями в ходе образовательной деятельности является залогом передачи поведенческих норм, культурных и духовных ценностей предыдущий поколений современным. Нельзя не согласиться с И. В. Афанасьевой в том, что традиции, содержащие в себе надѐжно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для образования предмет социальной востребованности и актуальности 2, с. 26.

Знакомство с народными традициями и обычаями в юном возрасте позволяет детям удовлетворять интеллектуальные, нравственные, этнические, национально-патриотические потребностей. Познание народной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценности своего народа, уважать уклад другого 7, с. 399.

Дети проявляют интерес к народным играм, песням, получая из них информацию о прошлом своего народа, о его традициях и обычаях, формируя первые представления об истории государства, в котором подрастающему поколению жить и творить 5, с. 297. Большим подспорьем в знакомстве детей с народной культурой является музейная педагогика. Неслучайно отмечается, что посещение музея — одно из основных средства развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины, прикосновения к истории нашего Отечества 6, с. 77. Музей народной культуры можно и нужно устраивать и в образовательной организации — в группе детского сада или в школе.

Опыт знакомства детей с нравственной составляющей народной культуры очень ограничен, как правило, поэтому задача педагога — осуществлять систематическую работу по накоплению и обогащению такого опыта. Используя фольклор, знакомство с народной культурой и традициями, проводя этнографические праздники и Дни народной культуры, воспитатели должны не забывать об эмоциональной составляющей этих мероприятий, воспитывать чувственное отношение к переживаемому опыту. Патриотическое воспитание — это обращение не только к разумной составляющей, но и к морально-эмоциональной. И народная культура с ее красочностью, нравственностью и мудростью — незаменимый компонент нравственно-патриотического воспитания.

Литература:

  1. Азизханова, К. Д. Традиции народной культуры и патриотческое воспитание молодежи / К. Д. Азизханова, Л. И. Шулунова // Система ценностей современного общества. — 2010. — № 15. — С. 300–303.
  2. Афанасьева, И. В. Приобщение детей к истокам народных традиций как одно из эффективных средств воспитания / И. В. Афанасьева // Интеграция науки и практики в современных условиях: Мат-лы X Междунар. научно-практ. конф., Невинномысск, 18–19 октября 2017 года / Научный ред. Акутина С. П.. — Невинномысск: Издательство «Перо», 2017. — С. 22–30.
  3. Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ — начала ХХ в. Половозрастной аспект традиционной культуры / Т. А. Бернштам. — Ленинград: Санкт-Петербургская издательско-книготорговая фирма «Наука», 1988. — 278 с.
  4. Волосович, М. В. методические рекомендации по нравственному воспитанию старших дошкольников средствами народных традиций / М. В. Волосович, Е. В. Шишлевская // Январские педагогические чтения. — 2019. — № 5(17). — С. 104–108.
  5. Кузенко, Ю. А. Роль народных традиций в формировании патриотизма у школьников / Ю. А. Кузенко // Служение педагогическому делу: сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 31 октября 2021 года. Том Часть 2. — Петрозаводск, 2021. — С. 293–300.
  6. Логвина, А. Н. Воспитание патриотизма и духовной нравственности у дошкольников через ознакомление с русскими народными и православными традициями / А. Н. Логвина // Великая победа: наследие и наследники XXI века: Мат-лы ежегодных Митрофановских церковно-истор. чтений, Борисоглебск, 05 декабря 2019 года. — Борисоглебск: Издательский дом ВГУ, 2019. — С. 75–78.
  7. Мальцева, Л. В. Культура, народное творчество, традиции (на материале традиций и обычаев кубанских казаков) / Л. В. Мальцева // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 11. — С. 397–405.


Задать вопрос