Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Музыка, которая думает: как звуки учат логике детей старшего дошкольного возраста

Педагогика
13.12.2025
16
Поделиться
Аннотация
В статье представлен практический опыт музыкального руководителя по развитию логического мышления у дошкольников через специальные музыкальные игры. Описаны используемые методики и примеры игровых упражнений, направленных на формирование операций классификации, сериации и причинно-следственных связей. На основе наблюдений сделан вывод о высокой эффективности интеграции логических задач в музыкальную деятельность.
Библиографическое описание
Филоненко, Н. Е. Музыка, которая думает: как звуки учат логике детей старшего дошкольного возраста / Н. Е. Филоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 655-657. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131349.


Работая много лет музыкальным руководителем в детском саду, я привыкла видеть стандартные реакции на свои занятия: радость, двигательную активность, желание петь и играть на инструментах. Но настоящий повод для профессиональной рефлексии дал не методический семинар, а пятилетняя Маша. Слушая «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского, она не просто кружилась, а остановилась и задумчиво произнесла: «А это как цепочка… Один начинает, другой подхватывает, и все вместе заканчивают. Они друг за другом». В этот момент я осознала, что ребенок интуитивно схватил логическую структуру музыки — форму, последовательность, взаимодействие партий. Это наблюдение стало отправной точкой для моего практического исследования: может ли систематическая музыкальная деятельность стать полноценным и, что важно, очень увлекательным инструментом развития логического мышления дошкольников?

Мне хотелось уйти от сухих академических схем и создать живую, игровую среду, где логика рождалась бы не из упражнений за столом, а из самой стихии звука и ритма. Целью моей работы стало не столько строгое доказательство, сколько поиск и апробация конкретных методов, которые любой практик мог бы применить в своей группе [3, с. 15].

Я решила провести эксперимент в рамках своей профессиональной деятельности, выбрав две параллельные старшие группы (дети 5–6 лет). Условно я назвала их «Экспериментальная» (ЭГ) и «Контрольная» (КГ) . В каждой группе было по 15 воспитанников. Свою задачу я видела в том, чтобы, не нарушая образовательный процесс в КГ, где занятия шли по обычной программе [1, с. 45], создать для ЭГ особый цикл.

Начала я с первичной диагностики , чтобы зафиксировать стартовые возможности детей. Я использовала три простые, но показательные методики, адаптированные под музыкальный контекст:

1. «Найди семью» (классификация): дети сортировали карточки с изображениями музыкальных инструментов на группы (ударные, духовые, струнные).

2. «Построй лесенку» (сериация): нужно было выстроить в ряд 5 колокольчиков по высоте звука — от самого низкого к высокому.

3. «История в звуках» (причинно-следственные связи): я проигрывала на ксилофоне и барабане короткую последовательность (быстрые, легкие звуки → громкий удар → тишина → медленные, печальные звуки) и просила предположить, что произошло.

Результаты в обеих группах были схожими: с классификацией справлялись около 50 % детей, выстроить звуковой ряд могли единицы, а в звуковой истории большинство называло просто набор образов («птички», «дождь»), не связывая их в единый сюжет. Это подтвердило необходимость целенаправленной работы.

Для ЭГ я разработала и провела цикл из 10 специальных занятий , которые стали ядром моей работы. Каждое занятие было посвящено одной логической операции, «зашифрованной» в игру.

— «Кто здесь лишний?» — игра на классификацию. Я предлагала детям не карточки, а «звуковые загадки». Например, звучали три разных по высоте, но одинаковых по тембру звука металлофона и один звук бубна. Задача — определить «лишний» и объяснить почему. Сначала дети говорили: «Этот другой!». Но постепенно их ответы становились точнее: «Эти три — звонкие и долгие, как капелька, а этот — глухой и короткий, как шаг». Мы усложняли, вводя классификацию по двум признакам сразу: «деревянные и звенящие» (треугольник) против «деревянных и стучащих» (ложки).

— «Звуковая дорожка» — игра на сериацию и продолжение ряда. Я отбивала ритмический паттерн руками («хлоп-хлоп-пауза»). Дети повторяли и придумывали свое логичное продолжение («хлоп-хлоп-пауза-топ-топ»). Позже мы перенесли это на инструменты, создавая «звуковые коридоры», где каждый следующий звук был выше или тише предыдущего. Мальчик Саша, который обычно с трудом удерживал последовательность в математических играх, с удивлением для себя стал лучшим в этой игре. Телесное ощущение ритма и слуховое восприятие высоты стали для него опорой для логического построения ряда.

— «О чем плачет скрипка?» — игра на анализ и причинно-следственные связи.Это было самым сложным и самым интересным. Я предлагала детям не готовую историю, а «звуковую завязку»: тревожные, прерывистые аккорды на пианино. И задавала наводящие вопросы: «Какой это герой? Он один? Что может случиться дальше и КАК это прозвучит?». Дети предлагали варианты развития, и мы тут же пробовали их «озвучить» с помощью шумовых инструментов. В конце мы сравнивали, какая история получилась более логичной и убедительной. Эта игра требовала от детей предположения, проверки гипотезы и синтеза — ключевых мыслительных действий.

Через два месяца я провела итоговую диагностику по тем же методикам. Динамика в ЭГ была заметной невооруженным глазом и подтвердилась в результатах:

— Классификация: 14 из 15 детей (против 7 на старте) безошибочно сортировали инструменты, причем 10 из них могли назвать два признака для группы.

— Сериация: 12 детей (против 4) не только выстраивали заданный звуковой ряд, но и могли самостоятельно создать возрастающую или убывающую последовательность из 4–5 элементов.

— Причинно-следственные связи: в «Истории в звуках» 11 детей стали строить развернутые, последовательные сюжеты («Это зайчик бежал, потому что звуки скачут, потом он споткнулся — вот этот громкий «бум», а теперь он сидит и плачет — тихие и медленные звуки»).

В КГ прогресс был минимальным: незначительное улучшение в классификации, в остальном — показатели остались на прежнем уровне. Но для меня был важен не только количественный результат. Качественные измененияпроявились в общем подходе детей к любой деятельности на занятии. Они стали больше рассуждать вслух, задавать вопросы «почему?», выдвигать свои версии перед тем, как что-то сделать. Музыка перестала быть для них просто фоном или развлечением — она стала языком, на котором можно думать.

На основе своего опыта я могу с уверенностью утверждать, что музыкальная деятельность обладает огромным, часто нераскрытым потенциалом для развития логического мышления. Ее преимущества — в естественности, эмоциональной вовлеченности и игре.

На вопрос «Почему это работает?», я отвечу так:

1. Музыка структурна. Ритм, форма, динамика — это готовые модели для понимания порядка, последовательности, соотношения части и целого.

2. Она многопризнакова. Звук можно сравнивать по высоте, тембру, длительности, громкости — это отличная база для операций сравнения и классификации.

3. Она нарративна. Любая мелодия разворачивается во времени, имеет завязку, развитие и развязку, что напрямую связано с построением причинно-следственных связей [2, с. 78].

С чего можно начать завтра?Задавайте «логические» вопросы после прослушивания: «Что изменилось? Что повторилось? Почему композитор здесь сделал паузу?».Превращайте разминку в логическую разминку. Не просто «похлопаем», а «повторим и добавим свой элемент в ритм».Доверяйте детям роль композитора. Пусть они сами придумают и обоснуют, каким инструментом и как сыграть хитрую лису или грустного медведя.Связывайте звук с другими модальностями. Предложите нарисовать «портрет» быстрой или медленной мелодии, изобразить ее телом. Это помогает перевести логику звука в логику образа и действия.

Мой эксперимент завершился, но практика продолжается. Самой ценной наградой для меня стала фраза Вани, который на последнем занятии, размышляя над мелодией, сказал: «Она сначала ищет дорогу, а потом находит ее и бежит прямо». Он не просто чувствовал музыку — онмыслил ее, строил внутреннюю логическую модель. И в этом — главная миссия педагога: не дать готовые схемы, а создать условия, в которых ребенок сам откроет для себя радость мышления. А музыка, как я убедилась, — один из самых прекрасных проводников в этот мир.

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 336 с.

2. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. — М.: Педагогика, 1988. — 176 с.

3. Тютюнникова, Т. Э. Музыкальные игры и праздники для детей дошкольного возраста / Т. Э. Тютюнникова. — М.: Айрис-пресс, 2018. — 144 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 655-657):
Часть 10 (стр. 653-721)
Расположение в файле:
стр. 653стр. 655-657стр. 721

Молодой учёный