Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Логистические аспекты распространения и поддержки цифровых информационных продуктов

Экономика и управление
15.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье исследуется сущность специфики логистических процессов, применяемых к цифровым продуктам. На примере сегмента справочно-информационных систем анализируются основные этапы логистической цепи. Результаты исследования позволяют выделить характерные черты логистики цифровых продуктов, значимые для разработчиков и поставщиков IT-решений.
Библиографическое описание
Позднева, В. А. Логистические аспекты распространения и поддержки цифровых информационных продуктов / В. А. Позднева, Д. А. Загудайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131289.


Развитие цифровой экономики привело к формированию рынка специализированного программного обеспечения и информационно-справочных систем для специалистов различных профилей (например, юристов, инженеров, экологов и т. д.). Данные продукты, не имея материальной формы, обладают особой потребительской ценностью для покупателя, которая основана на содержащейся в них информации и предоставляемом сервисе. Это обуславливает необходимость адаптации традиционных логистических подходов к управлению их созданием, распространением и поддержкой.

Классическая логистика изучает перемещение материальных ресурсов от производителя к потребителю. В случае цифрового продукта физическое перемещение отсутствует, а фокус внимания смещается на управление нематериальными потоками. Логистика подобного продукта ориентирована на предоставление пользователю доступа к корректной и своевременно обновляемой информации [1]

Рынок справочно-информационных систем включает цифровые продукты, объединяющие стандарты (ГОСТы, СНИПы и т. д.), нормативно-техническую документацию, подбор судебной отраслевой практики, модули для автоматизации работы клиента и др. инструменты. Потребителями часто выступают инженерно-технические специалисты, для которых ошибка, вызванная применением устаревших нормативов, сопряжена с высокими производственными, экологическими и экономическими рисками [2].

Логистическая цепь подобного цифрового продукта может быть представлена последовательностью ключевых процессов на рис. 1.

Основные этапы логистической цепи цифрового продукта

Рис. 1. Основные этапы логистической цепи цифрового продукта

Одним из примеров компании, которая занимается логистикой цифрового продукта, является Техэксперт — соразработчик линейки справочно-информационных систем. Рассмотрим логическую цепочку «Техэксперт: Эксплуатация зданий» для специалистов, ответственных за эксплуатацию зданий в таблице 1.

Таблица 1

Этап логистической цепи

Практическая реализация в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий»

Формирование контента

Создание базы документов (ГОСТ, СНиП, технический регламент), которая дополняется анализом юристов.

Технологическая платформа

Доступ предоставляется по SaaS-модели через веб-сайт. На платформе есть строка для быстрого поиска, а также дополнительные функции: автоматическое сравнение редакций документов, система для автоматической расстановки ссылок и другие сервисы

Дистрибуция и управление доступом

Организована гибкая модель, работающая на базе подписки (6–12 месяцев), позволяющая клиентам подключать тематические блоки (например, по промышленной безопасности, в экологии, строительстве).

Непрерывная актуализация информации и служба поддержки пользователей

Юристы осуществляют круглосуточный мониторинг за новостями в отрасли и обновляют информацию в системе.

Обратная связь и улучшение

Развитие функционала и контента (например, появление новых специализированных блоков) осуществляется на основе обратной связи, полученной в службе поддержки пользователей

Эффективность данной логистической модели для пользователя выражается в измеримых бизнес-результатах. Система позволяет повысить эффективность работы главного инженера, сокращая его время на поиск и анализ эксплуатационной документации. Благодаря использованию актуальной информации и готовых справочных материалов он снижает риск нарушения и получения предписания или штрафа от надзирающего органа во время проверки.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов о сущности и специфике логистики цифровых продуктов. Для разработчиков и поставщиков решений, подобных системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий», важным выводом является то, что устойчивое конкурентное преимущество на рынке справочно-информационных систем формируется не столько объемом базы данных, сколько качеством организации всей логистической цепи. Инвестиции в создание эффективных систем мониторинга, механизмов оперативного обновления, надежных SaaS-платформ и профессиональной поддержки переводят цифровой продукт из простого архива документов в полезный и надежный рабочий инструмент для специалиста.

Следовательно, именно логистика, обеспечивающая непрерывный доступ к корректной информации, выступает основой для формирования долгосрочных и доверительных отношений между поставщиком IT-решения и его пользователем, что в конечном итоге определяет устойчивость бизнеса в данной сфере.

Литература:

  1. Репкина О. Б. Проблемы информационной поддержки логистического процесса //Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2023;22(4):139–143 // URL: https://doi.org/10.24182/2073–6258–2023–22–4–139–143
  2. Центр правовой информации // РНБ URL: https://nlr.ru/lawcenter_rnb/RA390/pravovyie-bazyi-dannyih
  3. Техэксперт: Эксплуатация здания // ТЕХЭКСПЕRТ URL: https://cntd.ru/products/tekhekspert-ekspluataciya-zdanij#/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 141-142):
Часть 3 (стр. 137-215)
Расположение в файле:
стр. 137стр. 141-142стр. 215

Молодой учёный