В статье рассмотрены основные тренды развития транспортно-логистической отрасли. Обоснована важность внедрения информационных технологий в логистику. Определены направления развития логистической отрасли в ближайшем будущем под влиянием выявленных трендов.
Ключевые слова: логистика, цифровизация, онлайн-коммерция, блокчейн, транспорт, интеграция.
Современные транспортные и логистические системы непрерывно усложняются, разнообразие клиентов и товаров, специфика требований покупателей и провайдеров услуг, функциональные возможности компаний оказывают давление на логистику. Под влиянием требований рынка транспортно-логистическая отрасль видоизменяется. Стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций в большинстве стран мира стали причинами такого явления как цифровизация.
Цифровизация — глобальный процесс, подразумевающий внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни. В процессе цифровизации изменяются методы управления бизнесом, что оказывает влияние и на логистическую отрасль. В настоящее время цифровизация — главный тренд логистики. Ключевая задача логистики — сокращение сроков поставки. Цифровые технологии меняют каналы движения товаров, форматы поставки и процессы управления логистической системой [3].
Прогрессирование электронной коммерции стало драйвером цифровизации в логистике. Онлайн-коммерция создала свои требования к поставке — многоканальность, оперативность, прозрачность, точность. Данные требования становятся стимулами к повышению эффективности и внедрению новых технологий в деятельности ритейлеров и логистических операторов. Крупные производители используют возможность продажи своего товара через онлайн-каналы. Наличие интернет-магазина позволяет преодолевать барьеры выхода товара на рынок и становится для производителей отраслевым стандартом. Розничные компании применяют точки продаж в качестве пунктов выдачи заказов для обеспечения бесперебойной доставки и снижения затрат. Крупнейшие компании, занятые в сфере онлайн-коммерции, для совершенствования сервиса доставки своего товара инвестируют в логистику. К примеру, компания Amazon занимается развитием своей собственной службы доставки, а также вкладывает средства в строительство складов и центров комплектации заказов в различных регионах. Активные онлайн-продажи требуют решения специфических проблем, справится с которыми способна только логистика. К числу данных проблем относят:
– динамическое перенаправление посылок;
– изменение формы поставки;
– объединение доставки заказов, сделанных в разных магазинах;
– автоматизированная документация на возврат товара;
– автоматизированная доставка.
Таким образом, лидерами отрасли могут стать только те компании, которые вкладываются в цифровые технологии. В результате появляется необходимость осваивать актуальные каналы и способы доставки, автоматизировать процессы, внедрять блокчейн и роботов.
Технология блокчейн представляет собой взаимообмен информацией между несколькими сторонами в рамках одной сети. Применение блокчейна имеет ряд преимуществ:
– надежное хранение информации, т. к. в блокчейн-системах участники цепи поставок имеют доступ к единой версии товаросопроводительных документов, которые невозможно удалить или изменить;
– ускорение логистических процессов: единая система хранения данных позволяет быстро осуществлять необходимые операции, сокращая время прохождения цепи поставок;
– сокращение затрат: упрощение логистических операций приводит к экономии на услугах определенных специалистов, например, диспетчеров, т. к. искусственный интеллект распределяет заказы в автоматическом режиме.
Технологию блокчейн используют в таких областях транспортно-логистических отрасли, как автоматизация складских операций и документооборота, отслеживание поставок, идентификация подлинности продукции, автоматизация платежей [1].
Ещё одним примером цифровизации является роботизация внутрискладской логистики. Использование роботов на складах должно повысить эффективность оказания логистических услуг. Логистические процессы, в которые активно внедряется роботизация: контроль качества товара; сортировка; комплектация грузов; погрузка, разгрузка товаров и непосредственная доставка. Автоматизация позволяет эффективно использовать площадь складских помещений, применяя многоуровневые стеллажи. Изменение планировки даёт возможность размещать склады с большим товарооборотом на меньших по размеру участках. Внедрение роботов приводит к сокращению количества рабочих, снижению парковочных мест, сокращению площади бытовых помещений. Однако, следует заметить, что в высокоавтоматизированной логистике ключевой проблемой является использование в больших объёмах электроэнергии. Происходит рост операционных затрат и коммунальных платежей в связи с увеличением электропотребления, т. к. возрастает потребность в электричестве как снаружи, так и внутри склада.
Технологичные транспортные системы, оптимизирующие и повышающие эффективность транспортной инфраструктуры, в настоящее время активно используются, при этом прогнозируется динамичный рост данного сегмента в перспективе. Примеры использования информационных технологий в транспортной инфраструктуре приведены в таблице 1.
Таблица 1
Примеры применения информационных технологий втранспортной инфраструктуре
Направление транспортной инфраструктуры |
Применение информационных технологий |
Грузоперевозки |
Системы, направленные на оптимизацию грузоперевозок и сбор данных в целях контроля над эффективностью и состоянием парка |
Парковочные места |
Системы с использованием данных, полученных в режиме реального времени, информирующих о наличии свободных парковочных мест, что обеспечивает удобное транспортное сообщение |
Информация о транспортных потоках |
Возможность сбора больших объёмов данных для анализа транспортных потоков, транспортной загрузки, в целях оперативного реагирования на непредвиденные ситуации на дороге |
Уличное движение на дорогах |
Системы, обеспечивающие эффективность транспортных сетей и обмен данными в режиме реального времени, что позволяет синхронизировать светофоры и своевременно распределять уличное пространство |
Системы сбора оплаты |
Автоматическое взимание платы с транспортных средств за проезд по платным дорогам, что экономит время |
Общественный транспорт |
Системы управления, производящие сбор и анализ данных, корректировку движения в соответствии с потребностями, повышающие эффективность транспортного потока |
В целом цифровизация предоставляет большие возможности для бизнеса:
– Упрощение логистических процессов с применением цифровых решений;
– Расширение клиентской базы с использованием цифровых каналов, способных повысить качество обслуживания и увеличить возможности персонализации систем заказа;
– Увеличение возможностей для онлайнмаркетинга;
– Снижение бизнес-рисков за счет оплаты услуг в режиме онлайн;
– Снижение стоимости обслуживания клиентов.
В качестве проблем продвижения цифровизации в логистических процессах выступают необходимость больших финансовых вложений, а также недостаток специалистов, обладающих определёнными знаниями в области цифровых технологий.
Помимо цифровизации на транспортно-логистическую отрасль большое влияние оказывают изменения в международной торговле. Среди ведущих стран Европы и Азии наибольшую силу набирает тенденция к укреплению глобального, многостороннего товарооборота. Разрабатываются различные проекты экономической интеграции. Российская Федерация активно занимается продвижением таких интеграционных проектов, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Таможенный союз. С точки зрения расположения трансконтинентальных транспортных коридоров, Россия находится в выгодном географическом положении, которое предоставляет возможности для оптимизации существующих и новых транспортных коридоров [2].
Комплексную стратегию «Партнерства в области создания качественной инфраструктуры» выдвигает Япония. Китай делает ставку на развитие масштабного проекта «Один пояс – один путь», ориентированный на максимальное количество участников из стран Азии и Европы. Данная инициатива в течение нескольких лет прогнозирует быстрый рост транспортных коридоров между Китаем и странами Евросоюза. Новые транспортные коридоры совершат революцию в международной торговле, вызвав рост инвестиций в транспортную инфраструктуру, в том числе мультимодальные терминалы, центры таможенного оформления, и появление новых трансграничных услуг. Изменения затронут такие сегменты транспортно-логистической отрасли, как:
– экспресс-доставка посылок;
– транспортная и складская инфраструктура;
– железные дороги;
– морской и речной транспорт.
Автомобильные и железнодорожные коридоры могут стать самым экономически эффективным способом доставки грузов на территории Евразии, заменив воздушный транспорт и в ряде случаев существующие морские маршруты.
С точки зрения развития бизнеса, новые транспортные каналы позволят заключать торговые соглашения, обеспечивающие возможность предложения более широкого спектра услуг, а также возрастет интерес к таким направлениям бизнеса, которые ранее не использовались из-за высоких логистических затрат. Новые транспортные пути должны повысить доступность продукции и товаров с иностранных рынков, сократив при этом время доставки. Возросший поток товаров из развивающихся рынков будет стимулировать развитие рыночной конкуренции, создавая широкое предложение в различных товарных категориях.
В настоящих условиях рынка в период экономического спада и распространения коронавирусной инфекции, заблокировавшей деятельность многих сфер бизнеса, сложно спрогнозировать поведение той или иной отрасли. При этом нельзя отрицать тот факт, что открытие новых рынков сбыта в связи с расширением международного сотрудничества, а также дальнейшее развитие транспортных технологий, от роботизации складов до высокоскоростных железнодорожных магистралей, усовершенствуют транспортно-логистическую отрасль, сократив время доставки и затраты.
Литература:
- Грошева Е. К., Невмержицкий П. Н. Блокчейн — новая революция // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 1 (9).
- Дробот Е. В., Ивко Е. С. Международная экономическая интеграция в области таможенного дела — опыт стран постсоветского пространства // Экономические отношения. — 2018. — Том 8. — № 3. — С. 293–314.
- Николаевский Н. Н., Григорьев М. Н. Влияние цифровизации на процессы организации и функционирования логистических систем // Логистика и управление цепями поставок. — 2018. –№ 5 (89). — С.38–41.