Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Государственные (муниципальные) закупки как эффективный инструмент реализации национальных проектов

Экономика и управление
11.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются роль и место государственных (муниципальных) закупок в исполнении национальных проектов. Кратко описаны объемы финансирования и результаты закупок, проведенных в рамках наиболее ресурсоемких национальных проектов. Заключительная часть статьи посвящена оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок, осуществленных в Республике Татарстан и Ульяновской области в целях исполнения национальных проектов 2019–2024 годов, а также проблемам, выявленным при анализе результатов этих закупок.
Библиографическое описание
Николаев, А. Е. Государственные (муниципальные) закупки как эффективный инструмент реализации национальных проектов / А. Е. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131288.


The article examines the role and place of public (municipal) procurement in the implementation of national projects. It briefly presents the amount of funding and the results of procurement carried out within the framework of the most resource-intensive national projects. The final part of the article focuses on evaluating the effectiveness of public (municipal) procurement carried out in the Republic of Tatarstan and the Ulyanovsk Region in order to implement the national projects of 2019–2024, and the challenges identified during the analysis of the results of these procurements.

Keywords: public procurement, national projects, Republic of Tatarstan, Ulyanovsk Region.

В статье 7 Конституции Российской Федерации [1] указано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под понятием «политика» в приведенной статье понимается комплекс мероприятий, проводимых Российской Федерацией в целях управления внутригосударственными социальными связями и охватывающих разнообразные области общественной жизни, наиболее значимыми из которых являются экономика, демография, образование и здравоохранение.

Количество санкций, введенных против Российской Федерации странами коллективного Запада с 2014 года, уже превышает 30 тысяч. Были разорваны взаимовыгодные экономические и торговые связи, вследствие чего в нашу страну больше не поставляют критически важные технологии и оборудование. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем выступлении на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 18 марта 2025 года прокомментировал введенные против нашей страны ограничения: «Санкции — это не временные меры, а механизм давления на Россию; у конкурентов всегда будет стремление сдержать ее развитие».

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2] были определены национальные проекты. Эти указы нацелены на переход от антикризисных мер к целевым действиям для достижения в ближайшие годы конкретных ключевых национальных целей, направленных на улучшение жизни каждого гражданина нашей страны, что особенно актуально в условиях санкций и турбулентности, которая сопровождает современный период развития Российской Федерации [3].

Перспективы достижения целей, обозначенных в указах, напрямую зависят от функциональности сложившийся системы государственного управления, в том числе скоординированной работы федеральных и муниципальных органов власти, органов местного самоуправления, соразмерности задач и финансовых ресурсов.

Первостепенное значение для эффективного выполнения национальных проектов имеют государственные закупки. Государственные (муниципальные) закупки представляют собой совокупность действий, нацеленных на приобретение товаров, работ и услуг для нужд государства (муниципальных образований) за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Реализация закупочного процесса обеспечивается посредством формирования государственного (муниципального) заказа и последующего бюджетного финансирования. В свою очередь, государственный (муниципальный) заказ рассматривается как форма реализации потребности государства (муниципального образования) в каких-либо товарах, работах, услугах для реализации своих полномочий [4].

Для обеспечения достижения целей и целевых показателей, включенных в национальные проекты, государство выступило крупнейшим заказчиком товаров, работ и услуг. При этом было установлено, что в целях мотивации российских производителей к усиленному развитию высокотехнологичных отраслей и развитию своего производства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок отечественный товар имеет приоритет перед товаром, произведенным за рубежом.

Первоначально Правительство Российской Федерации оценило расходы по национальным проектам 2019–2024 гг. в 25,7 трлн рублей, из них 13,1 трлн рублей были запланированы за счет средств федерального бюджета, более 7,5 трлн рублей — из внебюджетных источников, свыше 4,9 трлн рублей — за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ключевыми национальными проектами, потребовавшими наибольшего финансирования, стали:

«Демография» — строительство объектов дошкольного образования, создание условий для занятий массовым спортом, а также спортом высших достижений, поддержка людей старшего поколения;

«Безопасные и качественные дороги» — строительство и ремонт федеральных автомагистралей, развитие региональной и местной дорожной сети, обновление городского транспорта;

«Здравоохранение» — оснащение медицинских учреждений современным и высокотехнологичным оборудованием, создание и развитие доступности медицинской помощи в сельских районах, профилактика и лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний;

«Образование» — оборудование школ современными средствами обучения, оборудование техникумов современными классами-мастерскими, формирование образовательной цифровой экосистемы.

Для анализа государственных закупок, проведенных в целях реализации вышеуказанных национальных проектов, в рамках данной статьи была использована информация о закупках, осуществленных в период с 2022 по 2024 годы в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Информация о финансировании федеральным центром национальных проектов приведена в таблице 1.

Таблица 1

Финансирование национальных проектов 2022–2024 гг.

Национальный проект / регион

«Демография»

2022 год

2023 год

2024 год

Всего

47 000,0 млн руб.

20 400,0 млн руб.

12 800,0 млн руб.

Республика Татарстан

361,6 млн руб.

61,9 млн руб.

2700,0 млн руб.

Ульяновская область

517,0 млн руб.

210,8 млн руб.

5,4 млн руб.

«Безопасные и качественные дороги»

Всего

373 200,0 млн руб.

329 100,0 млн руб.

113 300,0 млн руб.

Республика Татарстан

10 100,0 млн руб.

3500,0 млн руб.

5500,0 млн руб.

Ульяновская область

3800,0 млн руб.

3300,0 млн руб.

1800,0 млн руб.

«Здравоохранение»

Всего

185 400,0 млн руб.

150 800,0 млн руб.

52 900,0 млн руб.

Республика Татарстан

3400,0 млн руб.

4900,0 млн руб.

1200,0 млн руб.

Ульяновская область

964,0 млн руб.

727,5 млн руб.

938,1 млн руб.

«Образование»

Всего

169 800,0 млн руб.

72 500,0 млн руб.

40 200,0 млн руб.

Республика Татарстан

489,9 млн руб.

7700,0 млн руб.

1400,0 млн руб.

Ульяновская область

517,8 млн руб.

410,1 млн руб.

267,1 млн руб.

Результаты наиболее значимых государственных закупок, осуществленных в целях реализации национальных проектов 2019–2024 годов, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты государственных закупок в рамках реализации национальных проектов 2022–2024 гг.

Национальный проект / регион

«Демография»

Республика Татарстан

Построено 13 детсадов на 2390 мест.

Построен фиджитал-центр для занятий киберспортом (г. Казань).

Открыто пять футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими дорожками (г. Казань, г. Набережные Челны, г. Альметьевск, в Аксубаевском и Апастовском районах).

Построены три физкультурно-оздоровительных комплекса открытого типа (г. Казань и г. Набережные Челны)

Ульяновская область

Открыто семь детсадов на 1220 дополнительных мест.

Построены: Дворец единоборств, центры художественной гимнастики и спортивной борьбы.

Построены два физкультурно-оздоровительных комплекса открытого типа (в Ульяновске и Цильнинском районе)

«Безопасные и качественные дороги»

Республика Татарстан

Отремонтировано 795 км автодорог регионального и межмуниципального значения, включая 34 км кольцевой магистрали непрерывного движения в городе Казани.

Закуплено 122 единицы автобусов

Ульяновская область

Построено 8,841 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Отремонтировано 694,9 км автодорог регионального и межмуниципального значения; 95,2 км дорог в городе Ульяновске.

Закуплено 27 единиц трамваев

«Здравоохранение»

Республика Татарстан

Закуплено современное медоборудование, в том числе:

24 единицы передвижных флюорографических комплексов;

4 единицы компьютерных томографов для районных больниц;

2 единицы стационарных рентгеновских аппарата для поликлиник ГКБ № 7 (г. Казань) и ГБ № 2 (г. Набережные Челны);

ангиограф для поликлиники ГКБ № 7 (г. Казань).

Закуплено 70 единиц автотранспорта.

Построен и введен в эксплуатацию Центр детской онкологии, гематологии и хирургии (г. Казань).

В сельской местности построено 29 фельдшерско-акушерских пунктов

Ульяновская область

Отремонтировано 22 взрослых и детских поликлиники, закуплено 170 единиц современного медоборудования и 65 единиц автотранспорта.

В сельской местности построено 30 фельдшерско-акушерских пункта.

В Новоспасскую районную больницу закуплен ангиограф

«Образование»

Республика Татарстан

Построены 7 новых школ (3 в г. Казани, по 1 в г. Набережные Челны, с. Усады, с. Куюки и с. Высокая Гора).

В 72 сельских школах открылись «Точки роста».

Открыты 3 центра «IT-куб»

Ульяновская область

Построены и оснащены оборудованием 3 школы (Лицей ядерных технологий в Димитровграде; Губернаторский лицей № 101 имени Ю. И. Латышева в Ульяновске; Губернаторский лицей № 102).

В 245 школах появились центры «Точка роста».

326 школ обновили материально-техническую базу

Председатель Правительства Российской Федерации М. В. Мишустин, выступая перед нижней палатой российского парламента с итогами работы правительства за 2024 год [5], в том числе подытожил исполнение национальных проектов 2019–2024 годов. На воплощение в жизнь задач и достижение целевых показателей из федерального бюджета было дополнительно направлено 2,8 трлн рублей, что связано с введением временных ковидных и санкционных ограничений. Полностью исполнены ключевые национальные проекты «Демография» и «Безопасные и качественные дороги», по остальным национальным проектам уровень достижения целей составил 99,9 %.

Так, в рамках исследуемых нацпроектов были построены новые детские сады на более чем 3,5 тысячи мест, что позволило убрать из лексикона жителей Республики Татарстан и Ульяновской области такое выражение, как «очередь в детский сад». Появились новые спортивные сооружения, включая спортивные площадки открытого типа (уличные). Доступность занятий спортом для жителей значительно улучшилась, особенно в Ульяновской области.

Значительно улучшилось качество медицинской помощи, а также ее доступность. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» закуплено и введено в эксплуатацию высокотехнологическое медицинское оборудование в целях предупреждения и выявления на ранних стадиях онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, что повлияло на снижение уровня смертности среди населения исследуемых регионов. Доступность медицинской помощи обеспечена постройкой в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов, а также закупкой передвижных флюорографических комплексов. Положительным фактом является закупка Минздравом Республики Татарстан рентгеновских аппаратов российского производства, что полностью соответствует целям нацпроектов в части закупок высокотехнологичного оборудования отечественного производства.

За 2019–2024 годы в Республике Татарстан и Ульяновской области построены новые школы. Открыты центры «Точка роста», главной целью которых является предоставление всем школьникам, независимо от региона и среды проживания, равных возможностей в получении качественного образования, а также центры «IT-куб», обеспечивающие выявление и развитие у детей способностей и талантов в сфере информационно-коммуникационных технологий, развитие цифровой грамотности и освоение основ информационной безопасности. Данные центры оснащены современным отечественным компьютерным и мультимедийным оборудованием, а также отечественными обучающими робототехническими комплексами, полностью отвечающими запросам современной цифровой среды, которые были поставлены по результатам заключенных государственных и муниципальных контрактов.

Не менее важным показателем удовлетворенности качеством жизни является состояние автодорожной сети, снижение потока транзитного автомобильного транспорта через населенные пункты, а также обновление парка пассажирского транспорта. В рамках нацпроекта отремонтированы автодороги регионального и межмуниципального значения, а также построен участок скоростной федеральной автодороги М-12 «Восток», значительная часть которой проходит по территории Республики Татарстан.

Тем не менее сфера государственных и муниципальных закупок в нашей стране остается подверженной различным негативным рискам. Так, контрольно-надзорными органами выявлялись нарушения действующего законодательства в сфере закупок как со стороны поставщиков (исполнителей), так и со стороны государственных (муниципальных) заказчиков в части картельных сговоров поставщиков в целях ограничения конкуренции, нарушения сроков исполнения условий государственных и муниципальных контрактов, несоответствия качества оказанных строительных услуг, неприменения мер ответственности к поставщикам (исполнителям), нарушающим условия исполнения государственных контрактов.

В целом государственные и муниципальные закупки, осуществленные для достижения целей, предусмотренных национальными проектами 2019–2024 годов, явились эффективным инструментом государственного управления как для роста социально-экономического развития Российской Федерации, так и для повышения уровня жизни граждан нашей страны.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 года № 8-ФКЗ). — URL: https://docs.cntd.ru/document/9004937
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 20. — Ст. 2817.
  3. Ильин, В. А. Национальные проекты России: особенности, эффективность реализации: монография / В. А. Ильин [и др.]; под научным руководством В. А. Ильина, А. А. Шабуновой, Т. В. Усковой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской Академии Наук». — Вологда: ВолНЦ РАН, 2024. — 453 с. — Текст: непосредственный.
  4. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебник для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин, М. Н. Прокофьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный.
  5. Кузьмин, В. Итоги 2024 года и задачи на будущее. О чем говорил Михаил Мишустин в Госдуме / В. Кузьмин // Российская газета: [сайт]. — 2025. — 26 марта. — URL: http://rg.ru/2025/03/26/s-dumoj-o-rodine.html (дата обращения 10.09.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный