Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ практики организации закупок в Республике Башкортостан

Экономика и управление
12.01.2023
74
Поделиться
Библиографическое описание
Бикмаева, Г. Н. Анализ практики организации закупок в Республике Башкортостан / Г. Н. Бикмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98785/.


Ключевые слова: закупка, государственные закупки, система госзакупок, мониторинг закупок, анализ закупок

Эффективное расходование бюджетных средств — актуальная задача для всех стран во все времена, и оптимизация процесса государственных закупок занимает одно из приоритетных мест в списке действий при ее решении.

Таблица 1

Распределение объема закупок на 10 крупнейших заказчиков за 2021 год в Республике Башкортостан [1]

Наименование

Контракты

Доля от общей стоимости заключенных контрактов, %

Кол–во, ед.

Стоимость, млрд. руб.

1

ГКУ Техобеспечение МЗ РБ

1720

13,7

12,3 %

2

ГКУ Управление капитального строительства РБ

571

12,7

11,4 %

3

Управление Капитального Строительства Администрации г. Уфа РБ

86

9,9

8,9 %

4

ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ

295

6,4

5,7 %

5

Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений г. Уфа РБ

82

3,7

3,3 %

6

Минтранс РБ

15

3,2

2,9 %

7

ГКУ Транспортная дирекция РБ

10

3,1

2,8 %

8

Администрация Бураевского района

39

1,4

1,3 %

9

ГКУ Противопожарная служба РБ

231

1,2

1,1 %

10

ГБУЗ Республиканской клинической инфекционной больницы

830

1,1

1,0 %

Крупнейшим заказчиком Республики Башкортостан по итогам 2021 года является ГКУ ТЕХОБЕСПЕЧЕНИЕ МЗ РБ, заключено 1720 контрактов на сумму 13,7 млрд. руб., что составляет 12,3 % от общего объема заключенных контрактов.

Крупнейший контракт по итогам 2021 года:

— заказчик ГКУ Управление капитального строительства РБ;

— стоимость контракта 5,2 млрд. руб.;

— предмет контракта «Выполнение строительно — монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с производством работ по объекту строительства: «Канализационный коллектор от КНС «Затон–Восточный» до площадки городских очистных сооружений канализации» (федеральный проект «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда»);

— поставщик АО «ДОНАЭРОДОРСТРОЙ».

За 2021 год с 7081 поставщиком заключено более 387,9 тыс. контрактов на сумму 123,8 млрд. руб. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года наблюдается сокращение количества поставщиков на 26 %. (2020 г. — 9631 поставщиков.)

Как показало проведенное исследование, государственные закупки играют важную роль в региональной экономике в целом и в отдельном органе государственной власти, и, одновременно с этим, являются функцией, требующей подходящей институциональной поддержки. Выбор критериев эффективности закупочной деятельности оказывает влияние на оценку качества, а также на развитие системы организации закупок для государственных нужд.

В случае акцентирования оценки эффективности на минимальной стоимости госконтракта, то отбор поставщиков будет смещаться в сторону наименьшей цены. При этом, квалификационные, репутационные и прочие показатели будут терять свой вес в процедурах отбора поставщиков. На сегодняшний день, применение форм аукциона, активно продвигаемых ФАС, направлено на повышение эффективности закупок в первую очередь по ценовому критерию за счет повышения уровня конкуренции за контракты и препятствования коррупции в системе госзакупок, поддержание которых сложнее в случае невозможности подстроить дополнительные квалификационные требования под определенных поставщиков.

В общем случае на эффективность закупок стоит смотреть с позиций оптимизации соотношения цены и качества выполнения работ.

Следовательно, целесообразно рассматривать и критерии, которые отражают качество реализации госконтрактов.

В данном исследовании предлагается балльная методика оценки эффективности государственных закупок, основанная как на оценке количественных, так и качественных показателей. Предлагаемая методика нацелена на проведение оценки совокупной закупочной деятельности за определенный период времени (за 1 год), либо в динамике (за 3–5 лет).

В таблице 2 представлены предлагаемые показатели для оценки эффективности системы государственных закупок.

Таблица 2

Предлагаемые показатели эффективности системы государственных закупок и критерии их оценки по балльной шкале

Показатель оценки

Пояснение к показателю

Критерии оценки в баллах

1. Ценовой показатель (Ц п )

Определяется как отношение стоимости заключенного контракта к НМКЦ или к известной рыночной цене

Ц п ˂ 1 — присваивается 3 балла;

Ц п = 1 — присваивается 2 балла;

Ц п ˃ 1 — присваивается 1 балл;

2. Уровень конкуренции (У К )

Количество участников торгов

УК ˃ 3 — присваивается 3 балла;

УК = 3 — присваивается 2 балла;

УК ˂ 3 — присваивается 1 балл

3. Доля заказов, выполненная по результатам состоявшихся конкурентных процедур (З Д ), %

Определяется как отношение выполненных госзаказов к общему количеству госзаказов по итогам состоявшихся конкурентных процедур

З Д = 90–100 % — присваивается 3 балла;

З Д = 80–89 % — присваивается 2 балла;

З Д = 79 % и менее– присваивается 1 балла;

4. Задержки исполнения государственного контракта (ЗК), дни

Определяется в днях после истечения срока исполнения контракта

ЗК = 0 дней — присваивается 3 балла;

ЗК = 1–30 дней — присваивается 2 балла;

ЗК ˃ 30 дней — присваивается 1 балл.

5. Перерасход средств по государственному контракту (ΔР), %

Определяется как отношение фактического расхода средств к запланированному (в %)

ΔР = 0 — присваивается 3 балла;

ΔР = 1–10 % — присваивается 2 балла;

ΔР ˃ 10 % — присваивается 1 балл

6. Эффективность планирования (ЭП), %

Определяется как

отношение фактического расхода средств к запланированному (в %)

ЭП = 0 и менее (экономия бюджетных средств) — присваивается 3 балла;

ЭП= 1–10 % — присваивается 2 балла;

ЭП ˃ 10 % — присваивается 1 балл

7. Законность расходования бюджетных средств (ЗБР)

Уровень определяется по количеству выявленных нарушений при использовании бюджетных средств

Не выявлено нарушений — 3 балла;

Имеются незначительные нарушения технического характера (без коррупционной составляющей) — 2 балла;

Имеются нарушения с признаками коррупционной составляющей — 0 баллов

8. Доля расторгнутых контрактов, (РК) %

Определяется как отношение количества расторгнутых контрактов к общему количеству заключенных контрактов, в %

РК = 0 — присваивается 3 балла;

РК ˂ 10 % — присваивается 2 балла;

РК ˃ 11 % — присваивается 1 балла

9. Уровень качества выполненных работ, услуг поставленных товаров (оценивается экспертами)

Определяется экспертной группой, выделяя 3 уровня качества

Высокий уровень качества — присваивается 3 балла;

Средний уровень качества — присваивается 2 балла;

Низкий уровень качества — присваивается 0 баллов

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

Высокий уровень эффективности государственных закупок

19–27 балла

Средний уровень эффективности государственных закупок

16–18 балл

Низкий уровень эффективности государственных закупок

15 и менее баллов

Разработано автором

В таблице 3 представлена матрица итоговой эффективности государственных закупок.

Таблица 3

Матрица итоговой эффективности государственных закупок

Стоимость / значимость закупки

Эффективность закупки, баллы

Низкий уровень эффективности

Средний уровень эффективности государственных закупок

Высокий уровень эффективности государственных закупок

Высокая (более 10 млн. руб.)

15

18

25–27

Средняя (от 5 — до10 млн. руб.)

13–15

15–18

20–27

Низкая (до 5 млн. руб.)

10–15

16–18

19–27

Применение предложенной балльной методики целесообразно для оценки эффективности государственных закупок в органах исполнительной власти (по итогам года), так и в Счетной палате для проведения итогового мониторинга и контроля.

Литература:

  1. Отчет по мониторингу государственных и муниципальных закупок республики Башкортостан за 2021 год — сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике: https://zakupki.bashkortostan.ru/documents/reports/411739/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный