Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности обучения лексике в начальной школе с точки зрения формирования языковой функциональной грамотности

Педагогика
10.12.2025
6
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются специфические особенности обучения лексике в начальной школе сквозь призму формирования языковой функциональной грамотности учащихся. Обоснована необходимость смещения акцента с запоминания отдельных слов на развитие у младших школьников умения использовать лексику в реальных коммуникативных и учебных ситуациях. Описаны педагогические цели (формирование понятийно-лексического запаса, навыков преобразования и употребления слов в контексте, развитие словарного мышления) и ключевые направления методической работы: контекстуализация лексического материала, интеграция лексики с чтением, речевыми и письменными заданиями, ситуативные игровые тренировки, работа со словообразованием и фразеологизмами, использование наглядных средств и ИКТ. Проанализированы методы диагностики и формирующего оценивания лексической функциональной грамотности на начальном этапе обучения, приведены рекомендации по дифференциации учебных заданий для различных уровней подготовки и по организации системной работы в рамках учебного курса. Делается вывод о том, что достижение языковой функциональной грамотности возможно при сочетании коммуникативно-ориентированных методик, систематической практике в разнообразных речевых жанрах и целенаправленном формирующем оценивании; представлены практические рекомендации для учителя и разработчиков методических материалов.
Библиографическое описание
Карамышева, Е. В. Особенности обучения лексике в начальной школе с точки зрения формирования языковой функциональной грамотности / Е. В. Карамышева, К. Н. Адонина, Л. Н. Бойченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131278.


Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования языковой функциональной грамотности. Это обусловлено самой социальной ситуацией развития личности. Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии детей на данном возрастном этапе. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием и качественным преобразованием познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными [7, с. 527]. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. В учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [6, с. 218].

Рассматривая познавательные процессы младших школьников, необходимо отметить, что особенностью мышления обучающихся начальной школы является переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, то есть школьники учатся устанавливать логические связи между процессами, явлениями и событиями. В связи с этим наблюдаются сложности в установлении причинно-следственных связей, что может в некоторой мере затруднять процесс формирования читательской компетентности младших школьников.

Говоря об особенностях восприятия младших школьников, следует отметить, что наблюдение детей в данном возрасте характеризуются поверхностностью и недостаточным уровнем целенаправленности. Кроме того, восприятие в младшем школьном возрасте связано с эмоциями. Ребенок в данном возрасте воспринимает окружающее и знания в частности через эмоции. Также у детей слабо развито восприятие времени.Учащимся начальной школы трудно воспринимать такие абстрактные понятия, как время, любовь, вечность, космос.

Еще одним важным процессом когнитивного развития, который влияет на развитие познавательной сферы, является внимание. Так, в младшем школьном возрасте внимание — это набор актуальных и лично значимых сигналов из множества возможных восприятию. Иначе говоря, внимание в младшем школьном возрасте непроизвольно и избирательно. Также младшие школьники не могут долго удерживать внимание на непонятном для них материале. То есть, необходимо включать упражнения и задания на формирование произвольного внимания, тренировать память.

Память в младшем школьном возрасте также претерпевает существенные изменения по сравнению с этапом дошкольного возраста. Суть данных изменений состоит в том, что память ребенка становится произвольной, сознательно регулируемой и опосредованной. В младшем школьном возрасте также развивается произвольное и осмысленное запоминание.

Касательно особенностей развития речи младших школьников стоит сказать, что происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической и лексической. При организации обучения должна быть реализована важная функция языка — коммуникативная. Для успешного выполнения учебной деятельности младший школьник должен овладеть коммуникативной функцией языка, которая позволит ему высказывать свои мысли языковыми средствами, предугадывать реакции участников общения, а также контролировать свою речевую деятельность [2, с. 45].

Необходимо отметить, что значение языковой функциональной грамотности для младшего школьника неоценимо, так как они лежат в основе коммуникативной грамотности. Также, неоспоримым является тот факт, что коммуникативные навыки влияют на процесс адаптации к школе. Дети с развитыми коммуникативными навыками адаптируются к условиям школы и к образовательному процессу легче и быстрее, нежели дети с недостаточно развитыми коммуникативными навыками [1, с. 207]. Коммуникативные навыки позволяют ученику легко «вливаться» в образовательный процесс, посредством общения с его участниками. Ребенок с развитыми коммуникативными навыками умеет выстраивать общение с одноклассниками и педагогами, от чего чувствует себя в школе уверенно и комфортно, чего нельзя сказать о детях с недостаточно развитыми коммуникативными навыками [3, c. 25].

Дети младшего школьного возраста проявляют интерес к сверстникам, стараются выстроить с ними взаимоотношения, быть принятыми в социальную среду. Наличие навыков социального взаимодействия является важным фактором адаптации и развития личности детей младшего школьного возраста. В данном возрасте общение со сверстниками играет важную роль, младшие школьники ориентируются не только на мнение и авторитет родителей, но и на позицию одноклассников и друзей.

Обучение лексики в начальной школе гарантирует выполнение требований ФГОС начального общего образования, так как направлено на формирование умения применять речевые средства для решения коммуникативных задач, развитие навыков смыслового чтения разных стиле и жанров.

Процесс обучения лексики в начальной школе происходит поэтапно. На первом (подготовительном) этапе у учащихся формируется понятие о значении слова, о многозначных словах, словах-антонимах и словах-синонимов. Младшие школьники выполняют задания по определению значения многозначных слов, подбору слов, как близких, так и противоположных по значению.

На втором этапе словарно-семантической работы продолжается изучение синонимов, антонимов и многозначных слов. Углубленное понимание этих языковых единиц помогает учащимся расширить их словарный запас и научиться более точно выражать свои мысли.

На третьем этапе осуществляется работа по составлению синонимических и антонимических рядов. Это позволяет не только закрепить понимание слов, но и развить навыки сопоставления и обобщения, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала и улучшает навыки письменной и устной речи [4, c. 255].

Изучение лексики способствует развитию внимательного отношения младших школьников как к значению, так и употреблению слова. Через интерес к лексике формируется и интерес к русскому языку в целом, а также формированию языковой функциональной грамотности.

К составляющим функциональной грамотности младших школьников относит следующие возрастные новообразования:

  1. развитие интеллекта и механизма познания (в познавательной сфере);
  2. становление цели, мотивов, способов, средств деятельности (в психологической структуре);
  3. развитие ценностных ориентиров, самопознания, самооценки и взаимодействия с образовательной средой (в содержании деятельности)

Г. А. Репринцева отмечает, что к концу обучения в начальной школе младшие школьники должны обладать следующими способностями, связанными с достаточным уровнем развития языковой функциональной грамотности:

– решать коммуникативные задачи;

– выстраивать совместную деятельность;

– обладать рефлексивными умениями, которые позволяют оценить свою грамотность;

– прогнозировать будущую деятельность [5, c. 30].

Необходимо отметить, что успешность процесса формирования языковой функциональной грамотности зависит как от действий самого учащегося, так и от педагога, а также от специальных усилий школьников и педагога. Однако, существуют определенные проблемы, которые препятствуют формирования языковой грамотности у младших школьников и которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

К данным проблемам М. И. Кузнецова относит следующие:

– отсутствие у младших школьников выраженной мотивации к изучению языка, к совершенствованию владению языком, так как большинство из учащихся являются носителем русского языка и не понимают, каким образом изучение разделов предмета «Русский язык» повлияет на их жизнь;

– недостаточно осознанное владение программным материалом, что выражается в механическом заучивании правил;

– несовпадение спектра языковых средств, с которыми учащийся знакомится на уроках и тех, которые он использует в повседневной жизни, особенности это относится к лексическим средствам;

– рассогласование речевых ситуаций, которые предложены в учебниках и ситуаций, с которыми сталкивается школьник в реальной жизни;

– недостаточное количество заданий, направленных на отработку умений использовать языковые средства [4, c. 240].

В свою очередь, Н. Ю. Яшина отмечает, что обучающиеся часто не справляются с заданиями повышенного уровня в контрольной работе, в ВПР, поскольку не умеют самостоятельно работать с текстом задания. а также содержательно-методическими аспектами формирования функциональной грамотности, освоения технологических приемов, способствующих формированию языковой, коммуникативной, читательской грамотности у младших школьников; обучающиеся овладевают нормативным, этическим и коммуникативным аспектами культуры речи [8, 4 c. 9].

Таким образом, формирование языковой функциональной грамотности младших школьников должно быть построена на понимании особенностей и новообразований данного возраста, а также возможных проблем, с которыми педагог может столкнуться в процессе организации процесса в данном направлении.

Литература:

  1. Алиева Е. М. Методические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников / Е. М. Алиева // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. — 2022. — С. 204–208.
  2. Богданец О. А. Программа формирования языковой функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности / О. А. Богданец, Г. В. Митина // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2021. — Т. 12, № 2. — С. 44–53.
  3. Капитонова М. Н. Результаты исследования уровня развития коммуникативных компетенций в проектной деятельности у младших школьников / М. Н. Капитонова // Дневник науки. — 2019. — №. 4. — С. 24–24
  4. Кузнецова М. И. Проблемы формирования языковой грамотности младших школьников / М. И. Кузнецова // Начальное образование в новой реальности: направления развития, актуальные проблемы, лучшие практики: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 октября 2023 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. — С. 240–243.
  5. Репринцева Г. А. Функциональная грамотность младшего школьника: трактовка, стратегия развития и диагностический инструментарий / Г. А. Репринцева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. — 2020. № 4 (45). 29- 35 с
  6. Сандалова Н. Н. Формирование функциональной грамотности у младших школьников / Н. Н. Сандалова // Просвещение и образование в контексте реализации целей устойчивого развития. — 2019. — № 4. — С. 217–219.
  7. Файзиева Н. Н. Применение кластеров в учебном процессе и их виды / Н. Н. Файзиева, Г. Т. Юлдашева // Pedagog. — 2023. — Т. 6. — №. 11. — С. 527–532.
  8. Яшина Н. Ю. Педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка / Н. Ю. Яшина // Нижегородское образование. — 2022. — №. 5. — С. 48–56.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 559-561):
Часть 8 (стр. 511-579)
Расположение в файле:
стр. 511стр. 559-561стр. 579

Молодой учёный