Изучение лексической системы русского языка в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.11.2020

Статья просмотрена: 2087 раз

Библиографическое описание:

Стукан, В. С. Изучение лексической системы русского языка в начальной школе / В. С. Стукан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 489-492. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74944/ (дата обращения: 21.11.2024).



Ключевые слова: слово, русский язык, синоним, антоним, лексическая система, начальная школа, фразеологизм, познавательный интерес, учебный процесс, омоним, термин

Учащиеся начальной школы, изучая русский язык, знакомятся со следующими понятиями лексической системы: однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Прежде чем описывать особенности их изучения по разным УМК (учебно-методическим комплектам) начальной школы, стоит дать научные определения данным терминам.

Однозначными словами называют такие, которые имеют одно лексическое значение, устойчиво закрепленное за определенным звуком комплексом; характеризуются четко выраженной предметной соотнесенностью, а их семантические границы определены. Эти слова противопоставляются другой группе слов — словам многозначным, имеющим несколько значений [6, 44–45].

«Синонимы — слова, близкие или тождественные по смыслу, принадлежащие к одной части речи, но звучащие и пишущиеся по-разному» [5, 318].

«Антонимы — слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные значения» [2, 89].

«Омонимы — два и более разных по значению слова, совпадающие в написании, произношении и грамматическом оформлении» [6, 68].

«Фразеологизм — семантически несвободное сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава» [2, 167].

Учитель на протяжении начального обучения должен организовать работу по знакомству с данными понятиями, а также соответствующую словарную работу. Роль их изучения весьма велика, ведь происходит накопление не только теоретического, но и практического опыта в обогащении речи учащихся, их словарного запаса. Употребляя нужные слова в речи, передавая разные оттенки значений, пользуясь устойчивыми выражениями в творческих работах, речь младших школьников становится более яркой и выразительной.

Для сравнительного анализа в части изучения лексической системы русского языка учащимися начальной школы были выбраны следующие УМК: «Школа России» — В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; «Перспектива» — Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; «Гармония» — М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Были выявлены сходства и различия по способу подачи информации, а также времени ее предоставления. Полученные данные представлены в таблице 1. В ней можно наглядно увидеть, как трактуется то или иное понятие авторами разных УМК, в каком классе вводится тот или иной термин.

Таблица 1

Сравнительная таблица изучения лексической системы русского языка в начальной школе по разным УМК

УМК «Школа России»

УМК «Перспектива»

УМК «Гармония»

Однозначные и многозначные слова

1 класс

Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными.

Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.

Слова могут иметь одно или несколько значений.

2 класс

Слова, у которых имеются два или несколько значений, называются многозначными. Многозначные слова имеют несколько значений. Однозначные слова имеют одно значение.

3 класс

Все значения у многозначного слова обязательно связаны между собой

4 класс

Называют разные, но обязательно сходные в чем-то предметы, действия или признаки.

Есть много слов в русском языке, которые имеют несколько значений. Их так и называют — многозначные. Но не мало и таких слов, у которых только одно значение.

УМК «Школа России»

УМК «Перспектива»

УМК «Гармония»

Синонимы, антонимы

1 класс

Слова близкие и противоположные по значению.

Слова, близкие по значению, называются синонимами.

Слова с противоположным значением.

2 класс

Синонимы — слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

Антонимы — слова, противоположные по значению.

Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию называются синонимами.

Слова с противоположным значением называются антонимами.

Слова, которые имеют одно и то же или близкое, похожее, значение — это синонимы.

В нашем языке есть слова с противоположным значением — антонимы.

3 класс

Синонимы — слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смысл совпадают или очень близки.

Антонимы — слова с противоположным значением.

УМК «Школа России»

УМК «Перспектива»

УМК «Гармония»

Омонимы

1 класс

Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные значения.

2 класс

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

3 класс

Слова, которые звучат (и пишутся) одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего.

УМК «Школа России»

УМК «Перспектива»

УМК «Гармония»

Фразеологизмы

2 класс

Фразеологизмы — устойчивые сочетания. Слова в таких сочетаниях всегда стоят вместе, поэтому у выражения появляется новое значение.

3 класс

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом.

Устойчивые обороты (фразеологизмы) тоже могут иметь синонимы.

4 класс

В русском языке много не только слов, но и целых выражений, интересных своей историей.

В русском языке есть выражения, которыми люди пользуются, чтобы сделать свою речь более яркой.

У этих выражений есть одна особенность: в них нельзя ни переставлять, ни заменять слова.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что авторы УМК «Гармония», по сравнению с другими, представляют учащимся теоретическую информацию наиболее кратко и в более поздние сроки. Определения синонимов и антонимов вводится во 2-ом классе, тогда как в УМК «Перспектива» и УМК «Школа России» знакомство с ними начинается в 1-ом. Изучение фразеологизмов происходит в 4-ом классе; в УМК «Перспектива» оно начинается с 3-го класса, а по УМК «Школа России» — со 2-го. Что касается однозначности и многозначности слов, то данные термины определяются в УМК «Гармония» в 4-ом классе; в УМК «Перспектива» и УМК «Школа России» школьники знакомятся с данными понятиями уже начиная с 1-го класса.

Стоит отметить, что в УМК «Школа России» многие определения дополняются словами в последующих классах, что расширяет само их значение. Например, термин «многозначные слова» постепенно обретает новые признаки: имеют несколько значений, значения обязательно связаны между собой; называют обязательно сходные в чем-то предметы, действия или признаки. Так же и с термином «фразеологизмы»: слова всегда стоят вместе; могут иметь синонимы.

По УМК «Школа России» в 1-ом классе дается определение понятию «синонимы», тогда как «антонимы» определяются во 2-ом классе. В УМК «Перспектива» определения и синонимов, и антонимов дается во 2-ом классе.

Омонимы рассматриваются только в УМК «Перспектива» и УМК «Школа России», причем время введения определений разное.

Изучая данные понятия, учителю нередко приходится предлагать учащимся дополнительные задания, направленные на развитие познавательного интереса. Проблема формирования познавательного интереса младшего школьника является актуальной для современного построения учебного процесса. Благодаря включению таких заданий, учебный процесс становится разнообразным, интересным, а теоретический материал лучше отрабатывается и запоминается.

Приведу несколько примеров подобных заданий, которые можно включить в урок при изучении той или иной темы.

Синонимы

— Игра — соревнование: составьте свои ряды синонимов с данными словами из разговорного языка — смешные, несмешные, страшные.

— Игра «Кто скажет иначе?». Необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним своё слово, тот и выиграл.

Антонимы

— Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

— Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами (например, «Свет борется с тьмой»).

Омонимы

— Составьте мини-историю (4–5 предложений) с использованием омонимов: про норку, которая жила в норке; про клуб дыма, который витал над клубом; про девочку, которая заплетала косу на косе реки.

Фразеологизмы

— Подбери фразеологизм, в которых упоминаются изображения животных (показываются рисунки с изображениями животных).

— Кто это мог сказать? Человек какой профессии мог бы так сказать: направление главного удара, встать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку; разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши; войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет; шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку; через час по чайной ложке. Ответы: 1. Полководец. 2. Плотник. 3. Актер. 4. Портной. 5. Аптекарь.

— «Пантомима». Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм.

Литература:

  1. Климанова Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.
  2. Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л. П. Крысин. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240с.
  3. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. — 376 с.
  4. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
  5. Самотик Л. Г. Лексика современного русского языка: учеб. пособие / Л. Г. Самотик. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 510с.
  6. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. Учебник. 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2001. — 415с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, класс, синоним, антоним, лексическая система, начальная школа, противоположное значение, познавательный интерес, учебный процесс.


Похожие статьи

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Лингвистические основы развития речи дошкольников

В статье рассматриваются лингвистические основы развития речи у детей дошкольного возраста.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Стилистическая контрастность фразеологических единиц как фактор, повышающий их эмоционально-экспрессивную окрашенность при выражении негативной коннотации. (На примере фразеологизмов русского и английского языков)

Обучение устойчивым словосочетаниям в русском языке

Настоящая статья посвящена обучению устойчивым словосочетаниям. В статье рассматриваются специфики и основные свойства фразеологических единиц во фразеологии современного русского языка. При анализе устойчивых сочетаний необходимо исследовать как лин...

Фразеологические единицы (пословицы и поговорки) в сопоставительном аспекте

В статье рассматриваются в сопоставлении фразеологические единицы русского и английского языков. Детально анализируются пословицы и поговорки (их относят к ФЕ), обозначающие названия животных. Особое внимание уделяется их классификации по образно-сем...

Исследование национально-культурной семантики фразеологизмов и их роли в развитии культуры речи учащихся

В данной статье рассматривается национально-культурная семантика фразеологизмов и их роль в развитии культуры речи учащейся молодёжи.

К вопросу о контекстуальных синонимах

Фразеологические номинации с темпоральной семантикой в обучении русскому языку как иностранному

В статье рассматривается проблема изучения фразеологизмов со значением «время». Выявляется лингвокультурологический потенциал фразеологических единиц, представленных в учебных пособиях по русскому языку как иностранному.

Похожие статьи

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Лингвистические основы развития речи дошкольников

В статье рассматриваются лингвистические основы развития речи у детей дошкольного возраста.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Стилистическая контрастность фразеологических единиц как фактор, повышающий их эмоционально-экспрессивную окрашенность при выражении негативной коннотации. (На примере фразеологизмов русского и английского языков)

Обучение устойчивым словосочетаниям в русском языке

Настоящая статья посвящена обучению устойчивым словосочетаниям. В статье рассматриваются специфики и основные свойства фразеологических единиц во фразеологии современного русского языка. При анализе устойчивых сочетаний необходимо исследовать как лин...

Фразеологические единицы (пословицы и поговорки) в сопоставительном аспекте

В статье рассматриваются в сопоставлении фразеологические единицы русского и английского языков. Детально анализируются пословицы и поговорки (их относят к ФЕ), обозначающие названия животных. Особое внимание уделяется их классификации по образно-сем...

Исследование национально-культурной семантики фразеологизмов и их роли в развитии культуры речи учащихся

В данной статье рассматривается национально-культурная семантика фразеологизмов и их роль в развитии культуры речи учащейся молодёжи.

К вопросу о контекстуальных синонимах

Фразеологические номинации с темпоральной семантикой в обучении русскому языку как иностранному

В статье рассматривается проблема изучения фразеологизмов со значением «время». Выявляется лингвокультурологический потенциал фразеологических единиц, представленных в учебных пособиях по русскому языку как иностранному.

Задать вопрос