Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)
Автор: Антонова Ольга Васильевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 27.02.2024
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Антонова, О. В. Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе) / О. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9025/ (дата обращения: 16.11.2024).
Требования современной образовательной системы диктуют необходимость выбора методов и подходов к обучению, которые способствовали бы формированию у учащихся самостоятельной познавательной деятельности. Актуальность обретают те формы организации учебного процесса, которые развивают у обучающихся готовность и умение приобретать знания самостоятельно и применять их по мере необходимости. Самостоятельная познавательная деятельность лежит в основе требований современной системы образования. Проблемный метод обучения обеспечивает условия для реализации актуальных педагогических целей и задач, а также формирует познавательную самостоятельность учащихся.
Цель работы — на основе изучения потенциала проблемного метода предложить методическую разработку по его применению на уроках русского языка в 5 классе с целью активизации познавательного интереса учащихся.
Практическая значимость заключается в том, что предлагаемая методическая разработка, созданная с учетом принципов проблемного метода, может быть применена в учебно-воспитательном процессе обучения.
Требования современного общества напрямую касаются способов и методов организации учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет ряд положений к организации и результатам учебного процесса. Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) обретает приоритетную роль, поскольку это средство развития познавательного интереса. Познавательные УУД– это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [3]. Под этим понятием принято понимать готовность и стремление личности к приобретению знаний, умений и навыков. Под познавательными УУД обозначают совокупность психических процессов, которые проявляются в осознанном желании в познании нового. Познавательный интерес обеспечивает основу для успешной реализации в жизни. Возникает и становится он посредством самостоятельного поиска и открытия нового знания, а также решения вопросов исследовательского, творческого и проблемного характера. Традиционный метод не в состоянии самостоятельно ответить всем требования современного образования, поскольку характер работы на таком уроке ограничивает развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Возникает вопрос о необходимости поиска новых путей для успешного преодоления задач и достижений целей обучения. Проблемный метод обучения успешно справляется со всеми запросами современной системы образования и представляет огромный потенциал для развития и формирования познавательного интереса и самостоятельности обучающихся.
Основными принципами проблемного обучения следует считать: практическую направленность, доступность, гуманизм, единство интеллектуального и эмоционального, самостоятельность, культуро- и природосообразность. Единство этих принципов предполагает не просто механическое сложение деятельности педагога и обучающихся, но и рассматривается как их взаимодействие и взаимосвязь.
Основными понятиями проблемного урока выступают «проблемная ситуация», которая возникает в результате нехватки знаний и умений в процессе выполнения задания, и являющаяся ее содержанием «учебная проблема», которая формируется в виде вопросов и заданий. Противоречие, возникающее в результате невозможности выполнения поставленной задачи, способствует усилению активизации мыслительной деятельности и становлению интереса к познанию.
Проблемное обучение стремится к формированию творческих возможностей и способностей обучающихся, их интеллектуальному и эмоциональному развитию, а также возникновению познавательного интереса. Достичь это возможно при использовании проблемных методов: исследовательский (ведущая деятельность на уроке отводится ученику), эвристический (совместная работа преподавателя с обучающимися), проблемное изложение (учитель в ходе объяснения и обсуждения материала создает проблемные ситуации и вместе с учащимися выходит на их разрешение) [2].
При планировании занятия следует учитывать некоторые факторы от которых зависит выбор форм и методов: степень знаний по изучаемой теме, уровень интеллектуальных и творческих способностей. Составление и формулировка центральной ситуации представляет для педагога наибольшую трудность и требует вспомогательных вопросов, которые бы могли подводить к главному.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что особой эффективностью для развития познавательного интереса пользуются проблемные ситуации в основе которых лежит побуждение к:
а) Анализу фактов и явлений действительности;
б) Сравнению, сопоставлению имеющихся правил, понятий;
в) Систематизации и обобщения новых фактов.
Посредством взаимодействия всех вышеперечисленных способов создания проблемных ситуаций становится возможным обеспечить условия для возникновения познавательного интереса обучающихся при любой форме урока.
Перед практической частью исследования было проведено анкетирование на выявление познавательного интереса учащихся, цель которого — получение данных о том, к каким предметам проявляют больший интерес ученики, установление влияния интересов на успеваемость. По его результатам процесс учения вызывает интерес не на всех уроках. Чаще всего он возникает на уроках, имеющих творческий или исследовательский характер. Обучающихся привлекает возможность самостоятельно узнать что-то новое, поработать в группе и получить заслуженные (хорошие) оценки своей деятельности. На таких уроках учащимся интересно самим доходить до сути явлений или событий и выявлять причины происходящего. Также по результатам опроса было выяснено, что уроки по русскому языку, которые бы вызывали активный познавательный интерес (творческие, исследовательские, игровые) проводятся крайне редко. Это можно объяснить сложностью организации и проведения этих форм, а также нехваткой учебных часов. Однако, следует заметить, что учащиеся сами отмечают, что на уроках, имеющих данную направленность, они испытывают гораздо больший интерес и мотивацию к учению. Это можно объяснить с психологической точки зрения: необходимость в самостоятельном поиске информации для преодоления возникших трудностей, лежащая в основе творческой, исследовательской и игровых форм урока, положительно сказывается на мозговой активности учеников, поскольку у них появляется желание самостоятельно открыть новое. Происходит расширение роли обучающихся, они становятся активными участниками процесса учения.
Перед тем, как приступить к методической разработке урока, построенного с учетом принципа проблемности, нами был изучен учебник для 5 класса (авторы Т. А. Лады-женская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.) [1]. Данное учебное пособие содержит материал различной познавательной направленности, однако в нем практически отсутствуют задания, которые способствовали бы формированию у школьников интереса к учению. Но при правильной организации учебного процесса (в рамках проблемного обучения) возможно использовать предложенный в учебнике материал. Практически к каждой теме можно подобрать и составить целый ряд проблемных вопросов и ситуаций, которые смогут превратить традиционный процесс обучения в проблемный и тем самым обеспечить основу для формирования познавательного интереса. Достичь это возможно посредством введения проблемных вопросов и ситуаций, а также использования заданий творческого, игрового, поискового и проектного характера.
Также был проведен констатирующий срез по выявлению знаний и умений у учащихся по теме «Лексика». В исследовании приняло участие 20 учеников 5 класса. Им необходимо было выполнить тестовые задания, связанные с определением и пониманием лексического значения слова, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения, омонимов, синонимов, антонимов. В результате анализа работ были выявлены следующие наиболее популярные ошибки учащихся: нарушение лексической сочетаемости, незнание лексического значения слова, неразличение омонимов от многозначных слов, неумение отличать прямое значение от переносного. Максимальное количество правильных ответов составило шесть у 4 учеников, пять у 2, четыре у 5, три у 8 и один у 1. Средняя выполняемость — это всего 4 задания и преимущественно по синонимам, антонимам.
Изучив теоретический аспект вопроса о применении проблемного метода при организации уроков русского языка, проанализировав потенциал учебника по русскому языку для 5 класса (под редакцией Н. М. Шанского) мы разработали серию проблемных уроков, которые могли бы обеспечить познавательный интерес и в качестве примера представим обобщающий урок по теме «Лексика». Изучение данного раздела заканчивается повторением основных понятий. Учащимся предлагается ответить на следующие контрольные вопросы и задания:
- Что такое лексика?
- Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
- Приведите примеры слов с переносным значением.
- Приведите примеры омонимов.
- Покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-другому.
- Что такое антонимы?
- С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы? [1]
Данные вопросы обеспечивают повторение изученного раздела, но они неспособны в полной мере познавательный интерес учащихся на уроке. Для этого можно предложить обучающимся ответить на эти вопросы посредством составления кластера или интеллект-карты по разделу «Лексика». Работу над этим заданием нужно будет выполнять в группах. Необходимо обозначить все изученные понятия раздела (однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы), а также выявить и определить связи между каждыми составляющими и привести примеры. Такой выбор метода поможет наглядно представить изученный материал, разложить объемную информацию в понятной наглядной форме. А также обеспечит:
— осмысленную мыслительную деятельность,
— глубокое понимание и запоминание темы,
— умение находить связи между явлениями и понятиями,
— способность соотносить новую информацию с уже имеющимися знаниями.
В рамках такого творческого урока-исследования успешно организовывается работа по созданию и решению проблемной ситуации. Обучающиеся самостоятельно планируют и организуют свою деятельность, анализируют и структурируют информацию, и в конце урока представляют итог своей работы. Такая организация учебного процесса обеспечивает все условия для возникновения познавательного интереса, а работа в группах послужит активной деятельности обучающихся, произойдет мозговой штурм.
В конце занятия учащимся предлагается заполнить анкету и ответить на следующие вопросы:
- Что тебе понравилось на уроке?
- Чему ты научился на уроке?
- Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде?
- Возникли ли у тебя трудности на уроке?
- Нужно ли еще над чем-нибудь поработать?
В качестве домашнего задания предлагается создать инфографику на одну из тем: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы. Выбор темы зависит от результатов констатирующего среза. Тема определяется индивидуально, в зависимости от того, в чем ученик ранее допускал ошибки. Работа по инфографике должна содержать памятку по понятию, а также примеры.
Таким образом, уроки, построенные по принципу проблемного обучения или содержащие его отдельные элементы, обеспечивают активную мыслительную деятельность учащихся, а также способствуют возникновению у них познавательного интереса. Об этом говорят, как результаты опросов и тестирований, так и сами ученики. Апробация на данный момент еще не закончена, идет прямо сейчас, о результатах говорить рано, но основываясь на опыте предыдущих практик — задания подобного рода повышают познавательный интерес.
Таким образом, проблемное обучение является технологией, которая позволяет достичь планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Литература:
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч.1/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. науч. ред. Н. М. Шанский. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. — 192 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 368с.
- Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982. — 209 с.
Похожие статьи
Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления
Данная статья посвящена исследованию влияния приёмов критического мышления на развитие навыков аргументирования в письменной речи учащихся 9-го класса с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы.
Развитие словарного запаса у учащихся на уроке английского языка с использованием метода иллюстрации
Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии
В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...
Похожие статьи
Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления
Данная статья посвящена исследованию влияния приёмов критического мышления на развитие навыков аргументирования в письменной речи учащихся 9-го класса с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы.
Развитие словарного запаса у учащихся на уроке английского языка с использованием метода иллюстрации
Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии
В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...