Статья посвящена лексическим (словесным) типам игр на уроках иностранного языка в начальной ступени обучения. Также описаны основные функции игровой деятельности. Подводя итог, автор делает вывод о том, что этап обучения лексике на начальной ступени является одним из самых основных процессов обучения английскому языку, как средству общения.
Ключевые слова: общение, учебный процесс, начальная школа, речевая деятельность, игровая деятельность, лексическая единица, лексика, лексический навык.
The article is devoted to lexical (verbal) types of games in foreign language lessons at the initial stage of education. The main functions of gaming activity are also described. Summing up, the author concludes that the stage of teaching vocabulary at the initial stage is one of the most basic processes of teaching English as a means of communication.
Keywords: communication, educational process, elementary school, speech activity, game activity, lexical unit, vocabulary, lexical skill.
Английский язык является языком общения в разных сферах деятельности людей. Основной задачей учителей является повышение мотивации к изучению данного языка. Для того чтобы повысить мотивацию и улучшить способности усваивать полученный материал, учителя используют разнообразные игры, направленные на всестороннее развитие детей. Еще в XIX веке игры начали рассматривать как одно из средств обучения, появились первые научные труды об играх. Большинство известных педагогов начали обращать внимание на то, как использования игр влияет на процесс обучения. Некоторые исследователи (У. Макдугалл, Г. Мерфи, Ф. J. Bentendreich) выдвинули идею о том, что игры являются социальным инстинктом, присущий каждому человеку.
Начальная ступень обучения является самым важным и значимым периодом в жизни школьников. Потому что именно в этот период учебная деятельность становится главной деятельностью ребенка, начинают формироваться и развиваться все психические особенности и качества, начинается процесс целенаправленного воспитания и обучения. Важно, чтобы на этом этапе ребенок не ощущал тяжести школьной программы, ученику приходится переходить от одного вида занятий к другому, тогда именно игра способствует этому. С помощью игровых форм можно легко и просто донести новый материал, решить сложные моменты и самое главное разнообразить занятие. И, самое главное, замотивировать ребенка на последующее изучение иностранного языка. Для того чтобы включить игры в учебную программу учителя должны учитывать особенности обучения иностранному языку в начальном этапе обучения. В этом возрасте у них формируются умения говорить на иностранном языке, которую связывают не только с изучением грамматических, фонологических и лексических структур, но и с освоением практических действий и эмоциональных выражений, умений передавать их на иностранном языке. В этот момент учитель должен посодействовать детям самим понять необходимость говорить на иностранном языке, а также вызвать у них желание говорить на данном языке. Потому что в этот момент они не могут правильно построить свои высказывания, но могут воспроизводить уже существующие речевые обороты (стихи, скороговорки, народные песни и пословицы).
Младший школьный возраст является важнейшим периодом детства, которая определяет каковы будут последующие школьные годы. Итак, к концу начальной ступени обучения ребенок должен сам хотеть учиться, уметь учиться, а самое верить в себя.
Общеизвестно, что у детей младшего школьного возраста очень хорошо развита слуховая память. Они могут запоминать большое количество лексических единиц, если эти слова используются в контексте, особенно в игровой форме. Чем ближе игровая ситуация к жизни, тем легче и быстрее дети будут запоминать используемые слова (1).
Одной из основных трудностей при обучении младших школьников английскому языку является проблема запоминания новых слов. Лексические игры помогают решить эту проблему. Они оказывают содействие расширению лексического (словарного) запаса учащихся, помогая учащимся не «зубрить». Работа над иностранными словами должна решать следующие задачи:
— создавать широкий и продуктивный словарный запас;
— использует правильную и уместную лексику в речи.
Игровой процесс на уроках иностранного языка помогает созданию благополучной психологической атмосферы общения, а также повышению эффективности самого учебного процесса. Как отмечает А. В. Конышева, «ни в каких видах деятельности человек не раскрывает свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре» (2).
М. Ф. Стронин считает, что учебные игры на уроках английского языка — это «ситуативно-вариативные упражнения, в которых вырабатывается умение многократно повторять образец речи в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению свойственными ему качествами выразительности, спонтанности и законченности высказываний» (3).
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
- Функция обучения, которая включает в себя развитие внимания, памяти и восприятия информации.
- Функция воспитания, когда по ходу игры развиваются чувства взаимопомощи и поддержки друг друга.
- Функция развития, в процессе игры происходит развитие индивидуальных качеств учащегося.
- Функция коммуникации, игра объединяет коллектив, помогая создать благоприятную атмосферу для общения.
- Функция расслабления, игра помогает снизить эмоциональный стресс.
- Психологическая функция, создает психологическую подготовку к вербальному общению.
- Развлекательная функция, игры помогают превратить урок в большое путешествие.
На уроках иностранного языка необходимо развивать и практиковать лексические навыки учащихся начальной школе. Игры являются наиболее эффективным способом пополнения лексического словарного запаса для учащихся начальной школы. В методической литературе постоянно обсуждаются вопросы использования игр на уроках, когда и как их использовать, где игры необходимы и полезны, а при каких обстоятельствах играть бесполезно и даже вредно.
Принцип игры считается не вспомогательным, а одним из основных принципов обучения английскому языку, потому что игра не может быть отделена от изучения английского языка так же, как язык не может быть отделен от действительности.
Лексика является основным строительным материалом нашей речи, его содержательной стороной. Обладание лексическим словарным запасом является основной базой, способствующей развитию навыков говорения. Исходя из этого факта можно сделать вывод, что обучение лексической стороне речи является не самоцелью, а средством обучения всем видам речевой деятельности (4). Будь это аудирование, говорение, чтение или письмо. Каждый из них основан на слове. В свою очередь перспектива речи определяет мотивацию и успешность овладения словарем.
Формирование лексического навыка — это овладение учащимся правилами соотношения той или иной лексической единицы (ЛЕ) с другими словарями в тематических и смысловых группах, с синонимами и антонимами, четкое определение значения ЛЕ, соотношение этого значения при близких или контрастных значениях сравниваемых слов, овладение правилами образования и сочетания слов, а также овладение благодаря этому правилу выделением и употреблением ЛЕ в тексте высказывания, в его грамматике и стилистическая структура, смысл семантики в тексте. Все компоненты необходимо учитывать при формировании соответствующего навыка в процессе работы со словарями, с текстами, лексическими упражнениями и при активизации лексического словарного запаса по английскому языку.
Обучение пониманию новых слов предполагает выполнение упражнений, направленных на эффективное формирование лексической компетенции и ее совершенствование. Все упражнения, относящиеся к структуре навыка, делятся на две категории: упражнения, направленные на запоминание слова, семантику его соответствия грамматической и фонетической форме слова, посредством которых предлагается манипулирование подбором мнемонических слов и упражнения с целью закрепления грамматических и прагматических отношений данной лексической единицы.
В методике преподавания иностранных языков вопросам формирования лексических навыков и обучения лексики посвящено много исследований. Данная проблема была и остается объектом внимания многих ученых таких как Бим И. Л., Миролюбова А. А., Пассов Е. И., Берман И. М., Шатилов С. Ф. и др. Однако, несмотря на всё это данная тема ещё не утратила своей актуальности и новизны.
Опытные педагоги отличают необходимость использования, как можно большого количества материалов и научных работ, для достижения наилучших результатов у учащихся на уроках иностранного языка.
На этапах начального обучения необходимы игровые виды для учащихся. Они, развлекая, помогают для достижения практических целей, в общении, мышления и действия на иностранном языке. Играя, составляются наипростейшие предложения.
Потребность при обучении игровой формы необходима для ограждения детей от сетевой информации. Учащийся должен уметь выбирать нужную информацию, на собственную уверенность.
Условием для успешного речевого навыка является выполнение упражнений с «закавыками», то есть в игре нужно вставлять элементы неожиданности, бытовой спонтанности.
Например, в игре на уроках иностранного языка можно выделять физические особенности учащегося. Повседневная обычная методика для учащихся младших классов «приедается», воспринимается как должное. А для пробуждения интереса к предмету необходимо хорошее, разнообразное и подходящее для данного возраста пособие.
Материал для лексического развития очень легкий, простой, потому что используется всеми каждодневно. Можно спросить каждого учащегося, что ели на завтрак, обед и будут на ужин. Что нужно одеть в ту или другую погоду? Кого любят из животных, тут важно не забыть маленькое исключение, количество и объем лексического материала.
Лексические игры помогают закреплять пройденное, принять новое, используя материал, как часть процесса обучения иностранного языка. Дополняют лексический (словарный) запас, расширяют используя картинки, используют в реальной жизни.
Закреплять пройденный материал в лексике можно повторяя упражнения из учебника, так же в игровой форме. Игровую форму полезно использовать для создания уютной атмосферы при изучении нового. Так же повторения пройденного материала дает одинаковый эффект. Учитель должен умело создавать здоровую атмосферу для усвоения материала вызывая мыслительную, вербальную и соперническую деятельность.
Игры лексические можно разделить на речевые и языковые, не нужно концентрироваться на общих признаках слов, а на основных систематических значениях иностранного языка.
Языковые игры должны помочь воспроизвести материал из учебников. Речевые игры — это использование уже полученного материала, то есть закрепление.
Учитель является центром игровой организации, должен быть абсолютно уверенным, готовым к необходимости любой формы игр. Что же необходимо соблюдать игровую деятельность, так это:
— подборка материалов доя данного возраста учащихся;
— вовлечение всех учащихся в игру;
— заранее установить правила игры;
— создать стимул для возрождения интереса к игре;
— благожелательность ко всем учащимся;
— не ущемлять тех, кто ошибся, а тактично направить в нужное русло;
— учитель сам и учащиеся должны говорить четко и ясно.
Игровая лексическая форма должна быть равноправной среди учащихся для успешного достижения парного, фронтального и группового деяния на уроках иностранного языка. Учитель заранее обучает учащихся договариваться при выполнении заданий в игровой форме. Это значит, что каждый должен выступить в любой роли- отвечающим контролирующим, меняясь положением по надобности.
Работая в группе, каждому ученику легко оценить работу как одноклассников, так и свою, что зарождает мотивацию. Вербальные, высокие познания отдельных учащихся являются примером для подражания. Так же учитель должен следить, чтобы в каждой группе было количество высокоуспевающих учащихся. Слежение за равным выполнением заданий, тоже долг учителя.
Педагог должен сам определить форму игры учитывая:
— подготовку учащихся к данному материалу;
— цели и задачи игры;
— повторение и закрепление лексики в материалах.
Для игр в первый раз можно уделить 15–20 минут, но постепенно тот же материал должен занимать всего 5–6 минут. Нужно учитывать и то, что частое использование игр утомляет и перестает вызывать интерес учащихся.
Лексика одинаково важна, как и грамматика для успешного изучения, усвоения иностранных языков. Лексика помогает выражать и реальность, и воображаемые вещи. Любой грамотно оформленный текст сразу помогает выразить смысл данной темы.
Игровая форма обучения иностранному языку дает возможность выражать эстетическое и интеллектуальное восприятие каждому ученику. Первое требование- достижение удовольствия для ученика в освоении материала.
Можно твердо констатировать из вышеописанных выражений, что в начальном обучении иностранному языку необходимо закладывать основу владения иностранным языком именно в лексике.
Именно лексика изначальное оружие для изучения иностранного языка, как объекта исследований. Необходим научный подход к обучению лексики, по требованию времени, модернизируя для успешного пользования на сегодняшний день.
Эффект формирования лексических навыков напрямую связан с эффектом образования ассоциаций расширения слова. В то же время этап формирования лексических навыков недостаточно ясен и определен. Что касается количества этапов формирования лексических умений, то их число колеблется от двух до трех. В своих трудах А. Н. Щукин описывает характеристику двух этапов: введения (презентация) и умения выработки использовать слова и словосочетания для построения высказываний в речевом общении.
Учение запоминания достигается с помощью тренировок, правильно подобранных тем для занятий. Монотонное повторение, «зубрежка» одинаково утомляет и учеников, поэтому так же важна игровая форма, для успешного изучения иностранного языка. Каждый изучающий иностранный язык при игровой форме быстрее и глобальней усваивает материал.
Доказано, что при использовании игровой формы обучения иностранному языку в начальных классах, значимо увеличивает познавательный интерес учащихся к предмету, к уроку.
Философские, психолого-аналитические и научные материалы доказывают, что обучение лексике на начальном этапе- есть основной процесс при обучении иностранному языку, коммуникабельное средство общения в реальном, сегодняшнем мире.
Необходимо учитывать пи обучении начальных классов иностранному языку:
1) развитие у детей способности понятия разговорного иностранного языка, закладывание основ произношения, использование самых элементарных понятий и слов в процессе игры;
2) учитывать психологические особенности у учащихся младших классов;
3) игровые действия способствуют умственному развитию личности, повышают познавательную потребность учащихся младшего возраста к изучению иностранного языка;
4) возможно играть на любом этапе лексической практики в группах, направляя на нужное направление;
5) использовать игры для достижения целей и задач урока;
6) на учащихся 2–3 классов использовать игры для тренировки и развития произношения и чтения;
7) игры необходимы при ознакомлении с новым материалом, и обработке речевого процесса;
8) активирует грамматику речи и умение строить предложения.
Литература:
- Конышева А. В. Игра в обучении английскому языку: теория и практика. — Мн., 2008. — 288 с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М., 2008. — 272 с.
- Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения. — М., 2007. — 352 с.
- Penny Ur Five-Minute activities. — 1992. — 230 p.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка /Маслыко Е. А. и др. — Мн., 1996. — 522 с.