Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие Восточного полигона

Научный руководитель
Экономика и управление
09.12.2025
6
Поделиться
Аннотация
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что в настоящее время в связи с увеличением внешнеторгового оборота России со странами АТР и ростом грузовых перевозок возникла необходимость совершенствования транзитного потенциала страны в направлении дальневосточных портов. Ключевая роль в решении этой задачи отводится Восточному полигону, развитие которого входит в число приоритетных инвестиционных проектов государства и ОАО «РЖД».
Библиографическое описание
Малюченко, Т. С. Развитие Восточного полигона / Т. С. Малюченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131259.


The relevance of the topic under study lies in the fact that at present, due to the increase in Russia's foreign trade turnover with the Asia-Pacific countries and the growth of freight traffic, it has become necessary to improve the country's transit potential in the direction of the Far Eastern ports. A key role in solving this problem is assigned to the Eastern test site, the development of which is among the priority investment projects of the state and Russian Railways.

Keywords: Eastern polygon, Russian Railways, freight transportation, rail transport, polygon technologies, transport logistics, international transport corridor.

Введение

Цель работы — исследовать направления развития Восточного полигона.

Методы исследования: сбор информации, анализ и синтез, классификация.

Результаты исследования: в статье предлагаются направления развития проекта Восточного полигона.

Восточный полигон РЖД — это один из крупнейших железнодорожных полигонов в России, расположенный в Дальневосточном и Сибирском регионах. Он играет важную роль в развитии транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и обеспечении безопасности движения поездов.

На сегодняшний день развитие Восточного полигона — это один из важнейших инвестиционных проектов для государства и ОАО «РЖД» в общем, поскольку его реализация способна повысить уровень конкурентоспособности российской экономики [4]. На самом деле важно понимать тот факт, что такие масштабные проекты имеют долгий срок окупаемости. В связи с этим вопрос, касающихся получения эффекта от вложенных средств — является актуальным.

В последние годы Восточный полигон РЖД активно развивается и модернизируется. В 2019 году был запущен новый участок полигона, оснащенный современными техническими средствами и оборудованием. Это позволило увеличить скорость и эффективность проведения испытаний железнодорожных транспортных средств [5].

Оценивая имеющийся потенциал грузовой базы на рассматриваемом полигоне, нельзя не отметить, что он довольно масштабен — это в первую очередь связано с открывающимися перспективами подобного уровня инвестиционных проектов за счет активизации деятельности предприятий горнодобывающей отрасли, функционирующих на территории Дальневосточного и Сибирского округов.

Существует немало проблем, вызванных нарастающим объемом перевозок, что негативно сказывается на реализации инвестиционной программы, что еще больше усложняется ограничениями провозной и пропускной способностей, а также самой организации, реализации эксплуатационной работы, учитывая так называемые барьеры «полигонных технологий».

Рассматривая перспективу реализации рассматриваемого проекта, нельзя не обратить внимание на программы, направленные на совершенствование энергетического комплекса, металлургической, лесной промышленности, где постепенно объемы погрузки грузов будут увеличиваться.

Обращая внимание на долгосрочную программу развития, стоит отметить прогноз, согласно которому уже к 2025 году прирост погрузки составит более 45 %, если сравнивать с показателем, актуальным на 2019 год — это приблизительно 122, 5 млн тонн [6].

Еще одним важным перспективным направлением повышения прибыльности транзитных перевозок на Восточном полигоне является увеличение контейнерных перевозок. Причины снижения скорости движения контейнерных поездов также лежат в области ограничения пропускной способности станций и участков, организации эксплуатационной работы.

Что касается контейнерных перевозок, то прирост объема также будет обеспечен, что положительно скажется на интермодальных перевозках со странами, сходящими в границы Азиатско-Тихоокеанского региона. Благодаря этому, можно будет решить ряд задач.

Представится возможность для реализации цифровой технологии «Интертран», позволяющая актуализировать электронный документооборот, не исключая при этом мультимодальные перевозки контейнеров в рамках транзитного сообщения [2].

Решением Правительства Российской Федерации было актуализировать субсидирование транзитных контейнерных перевозок, что стало неким «толчком» для развития (совершенствования) соответствующего транзита. Представленная мера поддержки является актуальной в области транзитных маршрутов, где задействованы Балтийское, Черное моря, а также такие страны, как: Финляндия, Беларусь, Азербайджан и так далее [1].

В данном случае стоит обратить внимание на еще один немало важный фактор прироста контейнерных перевозок в рамках рассматриваемого полигона — это развитие (совершенствование) транспортного коридора Японии-России-Европы международного уровня, способствующего повышению товарооборота между соответствующими государствами за счет налаживания железнодорожного сообщения. Именно поэтому был заключен ряд соглашений о партнерстве в области развития транспортной инфраструктуры.

Учитывая вышеизложенное, стоит сделать вывод о том, что во всем мире контейнерные перевозки воспринимаются в качестве наиболее перспективного вида транспорта, позволяющего оптимизировать доставку товаров с одного места в другое, что не может не сказываться положительно на прибыли транзитных перевозок.

Говоря о повышении эффективности перевозочного процесса, стоит понимать, что достичь желаемых результатов в доходности компаний будет невозможно, если работа не будет слаженной — это касается всех звеньев соответствующего процесса, начиная от продвижения поездов, заканчивая скоростью движения, выполнением ремонтных работы, клиентоориентированности и так далее.

Одним из таких способов повышения качества эксплуатационной работы являются полигонные технологии. С этой целью в Иркутске в 2016 г. был создан Центр управления перевозками Восточного полигона (далее — ЦУП ВП), который позволил объединить в себе все процессы в организации движения поездов на четырех железных дорогах: Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной.

Выбор на эти дороги выпал по следующим признакам:

– наличие двух внешних стыков;

– электрификация на одном роде тока — переменном;

– погрузка экспортных грузов в морские порты Дальнего Востока;

– транзитность образования вагонопотоков;

– значительный удельный вес образования внутриполигонных вагонопотоков [1].

Представленная новая модель управления позволяет актуализировать возможность повышения эффективности работы компаний в рамках полигона, а также решить вопросов, связанных с разработкой плана формирования и графиков движения поездов, технических норм проведения эксплуатационных работы, планирования «технических» окон и так далее.

Чтобы повысить уровень доходности транзитных перевозок необходимо начать с совершенствования планирования и организации эксплуатационных работы в рамках полигона, опираясь при этом на трансформацию актуальной оценочной системы, балансируя при этом с учетом свойственных «сквозных» показателей, благодаря которым можно охарактеризовать деятельность Восточного полигона при всех его составляющих, начиная от дирекции тяги, заканчивая дирекцией инфраструктуры, управлением движения.

Деятельность, реализуемая для достижения общего результата, должна основываться на практике сквозного планирования показателей, характеризующих бюджет эксплуатационных работ всего полигона и тех дорог, которые входят в него, принимая постепенно грамотные управленческие решения, касающиеся прогнозируемой эксплуатационной обстановки.

Стоит обратить внимание на то, что организация эксплуатационной работы в рамках полигона, должна включать в себя внедрение инновационных технологий, способствующих увеличению пропускной способности. Например, технология интервального регулирования поездов, что позволит реализовать пакетный пропуск поездов с учетом жесткого графика полигона на тех участках железных дорог, на которых проведены капитальные ремонтные работы, закрывая при этом один путь, сокращая интервал между поездами [10]. В данном случае стоит обратить внимание на то, что можно еще добавить сюда, а именно: применение инновационных вагонов, обладающих большой грузоподъемностью и так далее.

Одной из главных задач Восточного полигона является тестирование новых моделей локомотивов и вагонов. Благодаря этому, РЖД может улучшать качество и безопасность перевозок, а также повышать эффективность работы железнодорожного транспорта. Важным направлением развития Восточного полигона является внедрение современных технологий и автоматизации процессов испытаний. Это позволяет сократить время проведения испытаний, повысить точность результатов и уменьшить затраты на проведение испытаний.

Кроме того, Восточный полигон РЖД играет важную роль в развитии экспорта железнодорожной техники. Здесь проводятся испытания локомотивов и вагонов, которые затем экспортируются в другие страны. Это способствует укреплению позиций России на мировом рынке железнодорожной техники и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Таким образом, развитие Восточного полигона РЖД является важным шагом в развитии железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока. Это позволит повысить качество перевозок, сократить время доставки грузов и укрепить позиции России на мировом рынке железнодорожной техники.

Литература:

1. Агафонов Д. В. Реализация проекта модернизации Восточного полигона должна рассматриваться комплексно / Д. В. Агафонов; подгот. Н. Гусаченко // РЖД-Партнер. — URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/realizatsiya-proekta-modernizat-sii-vostochnogo-poligona-dolzhna-rassmatrivatsya-kompleksno.

2. Баженов Ю. Восточный полигон РЖД как пример региональной интеграции на Дальнем Востоке / Ю. Баженов, А. Денежкин // Постсоветский материк. — 2019. — № 1 (21). — C. 53–64.

3. Булохова Т. А., Григорьева Н. Н., Олинцевич В. А. Пути повышения прибыльности транзитных перевозок на восточном полигоне транссибирской магистрали // Baikal Research Journal. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-pribylnosti-tranzitnyh-perevozok-na-vostochnom-poligone-transsibirskoy-magistrali (дата обращения: 04.05.2023).

4. Булохова Т. А. Оптимизация эксплуатационной работы объекта транспортной инфраструктуры Восточного полигона с целью повышения его пропускной способности [Электронный ресурс] / Т. А. Булохова, Ю. О. Гуд, В. А. Оленцевич // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. — 2020. — No4. — Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/410–20, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

5. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года.

6. Каутц В. Э. Горбунов П. С. Восточный полигон Транссибирской магистрали гарантирует прирост доходов России

7. «Региональный Центр Инновационных Технологий» — URL: https://rcit.su/article118.html

8. Пехтерев Ф. С. Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона сети ОАО «РЖД» / Ф. С. Пехтерев // Экономика железных дорог. — 2015. — № 2. — С. 60–65.

9. Фролова А. В. Полигонные технологии управления перевозками в РФ / А. В. Фролова, В. А. Мишустин, Е. В. Нефедьева // Молодая наука Сибири. — 2019. — № 4 (6). — URL: http://mnv.irgups.ru/toma/11–2019.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 107-110):
Часть 2 (стр. 65-135)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 107-110стр. 135

Молодой учёный