Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Налог на добавленную стоимость во Франции и России: сравнительный анализ ставок

Научный руководитель
Юриспруденция
08.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
Косвенные налоги являются ключевым элементом налоговой системы РФ, выполняя фискальную и регулирующую роль в экономике. При этом функциональный потенциал НДС должен соответствовать особенностям социально-экономического развития, что требует анализа возможных путей реформирования. Таким образом целью исследования является анализ зарубежного опыта НДС для определения возможных параметров использования отдельных элементов в налоговой системе РФ.
Библиографическое описание
Караваева, П. К. Налог на добавленную стоимость во Франции и России: сравнительный анализ ставок / П. К. Караваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/600/131137.


Налог на добавленную стоимость занимает центральное место в налоговых системах большинства развитых стран мира, обеспечивая значительные поступления в государственные бюджеты. Франция является родоначальницей данного налога, который был впервые введен в 1954 году, тогда как в России НДС действует с 1992 года. Несмотря общую концептуальную основу, механизм применения НДС в этих странах имеет существенные различия, обусловленные особенностями экономического развития и социальной политики. Сравнительный анализ французской и российской моделей НДС представляет значительный научный и практический интерес для совершенствования налогового законодательства.

НДС в Франции — это общий налог на потребление, взимаемый с товаров и услуг, находящихся во Франции. Изначально НДС заменил собой налог с оборота и распространялся только на крупные предприятия. Постепенно сфера применения налога расширялась, и к 1968 году он стал всеобщим. Французский опыт стал основой для директив Европейского союза по гармонизации НДС.

На долю НДС приходится до 50 % всех поступлений от косвенных налогов, а в общем объеме налоговых поступлений государственного бюджета Франции он составляет до 45 %. Уплата налога на добавленную стоимость зависит от характера совершаемой операции и не зависит от платежеспособности налогоплательщика.

Как и в российской модели в налогооблагаемую базу НДС включаются кроме розничной цены суммы всех сборов и пошлин. Предусмотрена система налоговых вычетов в виде уплаченных при приобретении у поставщиков сырья и полуфабрикатов сумм НДС.

В России НДС был введен с 1 января 1992 года в рамках перехода к рыночной экономике и заменил действовавший в советский период налог с оборота. Правовой основой введения послужил Закон РСФСР «Об основах налоговой системы в РСФСР». С 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговое законодательство Франции предусматривает стандартную налоговую ставку по НДС в размере 20 %. На предметы роскоши установлена повышенная налоговая ставка в размере 22 %. Для товаров социального характера предусмотрены пониженные налоговые ставки — 10 % и 5,5 %. Самая низкая ставка в размере 2,1 % предусмотрена для медикаментов, медицинских услуг и прессы.

В свою очередь, в России предусмотрена основная ставка в размере 20 %, применимая к большинству товаров и услуг. На продовольственные товары, детские товары, медицинские изделия и книги действует пониженная ставка — 10 %. Помимо вышеперечисленного существует, так называемая, нулевая ставка, действующая на экспортные операции и международные перевозки.

В обеих странах объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории государства. Однако существуют различия в определении момента возникновения налогового обязательства. Во Франции применяется правило «отгрузки», в России — правило «оплаты» для некоторых категорий налогоплательщиков.

Так же стоит отметить, что Французская система предусматривает широкий перечень освобождений от НДС для социально значимых секторов, а именно: медицинские и образовательные услуги, банковские и страховые операции, услуги в сфере культуры. В России освобождения от НДС менее разнообразны и включают лишь: услуги в сфере образования и науки, медицинские услуги и по уходу за детьми, а также ритуальные услуги.

Во Франции порог обязательной регистрации в качестве плательщика НДС составляет 94 300 евро для операций по реализации товаров и 36 500 евро для оказания услуг. В России порог регистрации установлен на уровне 2 млн рублей за три последовательных календарных месяца. Помимо этого, французские налогоплательщики представляют декларации по НДС ежемесячно или ежеквартально в зависимости от оборота, в то время как российские отчитываются ежеквартально. Во Франции предусмотрена ускоренная процедура возмещения входного НДС — в течение 15 дней для крупных предприятий. В России же стандартный срок возмещения составляет 2–3 месяца, при этом возможно применение заявительного порядка.

Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод о существенных различиях в применении НДС во Франции и России. Французская модель характеризуется большей социальной ориентированностью, что проявляется в дифференциации ставок налога и широком перечне освобождений для социально значимых товаров и услуг. Российская система НДС в большей степени ориентирована на фискальную функцию.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем изменение, направленное на дифференциацию налоговой нагрузки по НДС в сторону повышения для дорогостоящих, необязательных товаров — предметов роскоши, что соответствует фискальной и социальной функции НДС и перекликается с французским подходом.

Предлагаем добавить новый пункт в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий повышенную ставку 22 % для товаров, относимых к предметам роскоши, а именно: «3.1. Налогообложение производится по налоговой ставке 22 процента при реализации на территории Российской Федерации следующих товаров, относимых к предметам роскоши, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом к предметам роскоши относятся товары, обладающие высокой стоимостью, эксклюзивностью, не являющиеся товарами первой необходимости и предназначенные для демонстрации высокого социального статуса».

Введение повышенной ставки на предметы роскоши соответствует принципам социальной справедливости и вертикального налогообложения, перекладывая большую фискальную нагрузку на граждан с высоким уровнем дохода, которые потребляют эксклюзивные и необязательные товары. Это позволит увеличить доходы бюджета без ущерба для покупательной способности большинства населения, потребляющего товары первой и второй необходимости. При этом крайне важным аспектом является четкое и недвусмысленное определение перечня таких товаров Правительством Российской Федерации, чтобы избежать произвольных толкований, сложностей в администрировании и потенциальных конфликтов с налогоплательщиками. Такой подход требует глубокого анализа рынка роскоши и его сегментации.

Сравнительный анализ систем НДС во Франции и России подтверждает общие концептуальные корни налога, но выявляет значительные различия в его практическом применении. Французская модель, будучи «родоначальницей» НДС и имея более чем полувековую историю развития и гармонизации в рамках ЕС, демонстрирует более гибкий и социально ориентированный подход к системе ставок и освобождений. Она активно использует дифференциацию ставок для снижения нагрузки на социально значимые товары и услуги (пониженные и сверхпониженные ставки) и, как показано в анализе, потенциально может применять повышенные ставки для предметов роскоши.

Российская система НДС, несмотря на свою относительно недавнюю историю, успешно выполняет фискальную функцию. Однако возможности для её дальнейшего совершенствования в аспекте регулирующей и социальной роли остаются значительными. Опыт Франции показывает, что более тонкая настройка ставок (как в сторону понижения для социально значимых товаров/услуг, так и в сторону повышения для предметов роскоши) и расширение обоснованных освобождений может способствовать не только сбалансированности бюджета, но и реализации социальных приоритетов государства, повышению справедливости налоговой системы и стимулированию определенных секторов экономики. Дальнейшие исследования должны быть направлены на комплексный анализ фискальных, экономических и социальных последствий подобных реформ для российской экономики.

Литература:

  1. Калинина С. В. Сравнительный анализ систем НДС в странах ЕС и России // Налоги и налогообложение. — 2020. — № 4. — С. 23–35.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ
  3. Семенова А. А. Эволюция НДС во Франции и перспективы его развития в России // Финансы и кредит. — 2019. — № 12. — С. 45–52
  4. Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax
  5. Martin P., Le nectar de la TVA // Les Échos. — 2021. — № 23547. — P. 12–13Code général des impôts (Французский общий налоговый кодекс)
  6. Troupin F. La TVA: principes et mécanismes. — Paris: Dalloz, 2022. — 348 p.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный