Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта в области налогового администрирования на примере Франции
Автор: Новикова Анастасия Игоревна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 2644 раза
Библиографическое описание:
Новикова, А. И. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта в области налогового администрирования на примере Франции / А. И. Новикова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3086/ (дата обращения: 25.11.2024).
На сегодняшний день вопрос о создание эффективной модели налогового менеджмента в государстве имеет первостепенное значение. Прежде всего, это связано с растущим влиянием принципов эффективности экономической науки, которые заключают в себе такие понятия как необходимое содержание налогового штата государства при условии минимального финансирования его деятельности, которое при этом будет способствовать высоким показателям сбора налоговых и связанных с ними платежей.
Иначе говоря, реализация данного принципа проявляется в ключевом правиле экономики, выражающемся в соотношении минимума затрат и максимума прибыли от соответствующих вложений.
Иллюстрируя этот пример принципом по Парето, составляющим известную пропорцию в виде 20 на 80 % при условии задействования лишь 20 % усилий, средств, затрат, необходимо претворять в жизнь основные задачи, стоящие перед компетентными органами одними из которых являются налоговые.
В нашем случае особую актуальность имеет сравнительный анализ модели налогового администрирования, сложившейся в РФ, исходя из рассмотрения качественных и количественных показателей характеризующих ее деятельность, в сравнении с деятельностью налоговых органов Франции.
Связано это с тем, что модель французской налоговой системы максимально приближена к отечественной, так как, прежде всего во Франции преобладает континентальная правовая система, что имеет значение для актов налогового регулирования, которые являются кодифицированными во Франции и в России соответственно.
Так источником налогового права во Франции является «Единый налоговый кодекс», а в России по аналогии Налоговый кодекс РФ, состоящий из закрепленных на федеральном уровне норм налогового права.
Помимо этого важно отметить, что рассматриваемые государства имеют аналогичное федеративное устройство, которое можно проследить в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [1].
Таким образом, в России по принципу законности выделено два уровня функционирования налоговых органов: федеральные и территориальные органы, а по признаку подчиненности федеральные органы налоговой власти, органы власти субъектов и местного уровня.
Останавливаясь на особенностях французской модели, выделим в первую очередь ее структуру построения, которая представляет собой также трехуровневую систему налоговых органов, аналогично РФ, при этом отдельно в рамках данной структуры выделяется главное управление государственных финансов, выполняющее функции менеджмента (администрирования) налоговой системы в целом.
Рассматривая подробнее компетенцию органов налоговой власти, выделим национальный уровень, включающий в себя управление национальных и международных проверок, управление проверок налогового положения национальное управление налоговых расследований. Проверки предприятий с оборотом от 400 млн. евро, относящихся к крупному бизнесу.
Региональный уровень – управление центрального региона, налоговые управления департаментов - 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. Проверки предприятий с оборотом от 10 до 400 млн. евро, относящихся к среднему бизнесу.
Низовое звено - налоговые управления департаментов, занимающиеся проверкой предприятий с оборотом до 10 млн. евро, относящихся к малому бизнесу.
При этом общая численность налоговых работников во Франции в среднем на 65 млн. населения составляет около 80 тыс. человек [5,c.132]. Таким образом, нагрузка, приходящаяся на одного налогового инспектора составляет 812 человек в среднем.
Оценивая материальное обеспечение среднемесячной заработной платы налоговых работников среднего и низового звена отметим, что оно достигает примерно уровня 3-6 тыс. евро, с установленными минимальными суммами в пределах 2500 евро [3].
В свою очередь, в РФ компетенция разделена между уровнями налоговой власти в пределах подразделений соответствующего уровня. В отличие от Франции, выделены межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам и по субъектам федерации.
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение: суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей.
В случае выделения соответствующих крупных предприятий на уровне субъекта они подлежат ведению на уровне субъекта, при этом таковыми будут считаться те из них, чей суммарный объем полученных доходов исчисляется в пределах от 1 до 20 млрд. руб. Также должно выполняться одно из следующих условий [2]:
активы составляют сумму в пределах от 100 млн. до 20 млрд руб. включительно;
суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов находится в пределах от 75 млн. до 1 млрд. руб.
При этом общая численность работников ФНС РФ составляет около 170 тыс. человек, с перспективой сокращения штата сотрудников до 15 % к 2013 году, что в итоге сократит количество налоговых работников на 22100 человек и приведет к общему количеству работников налоговой службы в РФ равному 148900 человек, с уровнем заработной платы, установленном в России, по данным Росстата, в 2011 году 23 тысячи 532 рубля.
При этом налоговая нагрузка на одного налогового работника на сегодня составляет примерно 841 человек, при учете, что в скором времени будет происходить сокращение налоговых органов до 13 %, предполагая, что налоговая нагрузка на 1 работника в перспективе будет 925 человек.
Данные количественные и качественные показатели, характеризующие организацию системы налогового администрирования в РФ и Франции возможно проследить в таблице 1.1., представленной ниже.
Таб.1.1
Показатель |
Франция |
Российская Федерация |
Численность работников налоговых органов, чел. |
80000 |
170000 |
Средняя заработная плата работников налоговых органов, руб. |
100955 |
23532 |
Налоговая нагрузка на 1 налогового работника, чел. |
812 |
841(925) |
Помимо этого, оценивая финансирование налоговых органов в России и Франции, возможно, выделить то, что в среднем во Франции на организацию работы финансовых органов отпускалось 21% расходов, заложенных в бюджете Франции в целом [5,c.143]. Кроме того, в рамках данных расходов выделялись расходы на обучение и переподготовку составляли около 7% общего объема средств фонда заработной платы налоговых работников.
При этом в РФ, на содержание налоговой службы отпускается в среднем в составе расходов государственного значения отпускается примерно 11,0 % бюджета при крайне неравномерном распределении бюджетных средств, при котором разрыв в некоторых случаях достигает 3млн. тыс. руб., что является весомым показателем, с условием регионального аспекта.
Таким образом, на основе вышеизложенного модно сделать вывод, что разделение уровня компетенции, качественно высокий уровень финансирования и умеренная нагрузка на работников налоговых органов Франции ввиду меньшего количества физических лиц, приходящихся на одного работника налоговой службы в среднем, территориальная компактность обеспечивает налоговые поступления в государстве в размере около 90% бюджета государства. При этом, например, около 50% поступлений от косвенных налогов составляют НДС [3]. В РФ ситуация складывается иным образом, так, например, поступления НДС в РФ составляют примерно 23 % бюджета. А общие поступления бюджета в разрезе налоговых платежей равны 49,7 % бюджета [3].
В связи с этим целесообразно отметить недостаточный уровень финансирования деятельности налоговой службы, как в рамках финансирования службы в целом, так и в разрезе низкого уровня заработной платы налоговых работников. Кроме того отсутствие конкретного органа выполняющего функции администрирования, на который по сути возложены основные задачи по обеспечению качественной организации деятельности налоговых органов.
Таким образом, должная организация структуры налоговых органов, а также существенный уровень финансирования, позволят достигнуть уровня Французской налоговой службы в области налогообложения.
Литература:
Налоговый кодекс РФ [Текст] Гарант. - Электронное издание.- Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/
Критерии отнесения организаций- юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам[Текст] Приказ ФНС России от 02.04.2010 N ММ-7-2/161@, от 24.04.2012 N ММВ-7-2/274@, от 27.06.2012 N ММВ-7-2/428@).-Гарант.- Электронное издание. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12053821/
Данные Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства [Текст] Министерство Финансов РФ.- Электронное издание.- Режим доступа:http://info.minfin.ru/fbdohod.php
Зарплаты государственных служащих в 2012 году [Электронное издание] Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/04/zarplata-site.html
Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие. – Издательство Тюменского университета.- 2010.- 309 с.