В статье автор анализирует вопросы, связанные с предпосылками возникновения НДС в налоговой системе России в 1992 году, развитием и становлением данного налога, перспективами НДС в налоговой системе России.
Ключевые слова: налоговое право, налог, налог на добавленную стоимость, нормативно-правовое регулирование НДС.
Налог на добавленную стоимость, относится к косвенным налогам и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной (добавленной) стоимости товаров (работ, услуг), появился в отечественной налоговой системе с принятием в 1991 году Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» [3], который вступил в действие с 01 января 1992 года.
Идея налогообложения добавленной стоимости принадлежит французскому экономисту М. Лоре, генезис данного налога в экономике капиталистических государств пришелся на 50-е-60-е годы прошлого века, советская экономика по понятным причинам развивалась собственным путем, и НДС, получивший в странах Запада широкое распространение, в Советском Союзе не применялся [7, с. 175].
Экономическая система советского периода не требовала налогообложения добавленной стоимости.
В силу того, что фактически единственным производителем и продавцом товаров, работ и услуг выступало государство, НДС, по сути, был лишен смысла, вследствие чего идея западных экономистов не могла рассматриваться как применимая в СССР не только по идеологическим, но и по исключительно финансовым соображениям.
Однако, после распада Советского Союза и трансформации экономики от социалистической до, по сути, к капиталистической, потребовались кардинальные изменения налоговой системы, соответствующие новым реалиям экономической жизни.
Как пишет З. К. Джафарова, в период перестройки реализовался ряд экономических реформ, которые должны были соответствовать современной рыночной системе и отойти от старой советской системы экономической политики. В бюджете не хватало денежных средств, и Е. Гайдар со своей командой разработали ряд налоговых сборов для преодоления кризисной ситуации в стране.
Одним из таких налогов был налог на добавленную стоимость, который получил в тот период название «налог для бедных». Данное новшество должно было позволить организации при покупке товаров использовать сумму вычета по НДС, которые должны были оплачены поставщику товаров или услуг [6, с. 112].
При этом многие исследователи критикуют идеологические посылы и финансово-правовую составляющую введения НДС в отечественную налоговую систему, в частности, Д. Г. Бачурин пишет, что среди основных посылов по введению НДС в российскую налоговую систему, где уже присутствовала вся акцизная линейка в виде отдельных акцизов, налогов с оборота и налога с продаж, взяла верх взаимосвязанная идеологическая и фискальная мотивация. Идеологический посыл состоял в привнесении западного налогового опыта в отечественную налоговую систему в русле рыночных рекомендаций и «удачно» стыковался с фискальными устремлениями по охвату максимально возможных объектов налогообложения. Введение НДС предлагалось как своеобразная панацея от всех существующих бюджетных проблем и не сопровождалась предварительным факторным анализом его возможных воздействий для отдельных отраслей отечественной экономики.
Положенные в основу политики реформирования постулаты неолиберализма освобождали законодателя от учета реального состояния российской экономики. Ущербность такого подхода состояла в том, что оформление правового механизма НДС происходило в виде безусловной нормативно-правовой данности, которую впоследствии пришлось приспосабливать к объективной материальной реальности [4, с. 221].
Иными словами, специфика внедрения НДС в отечественную налоговую систему заключалась в том, что изначально нормативно-правовые аспекты преобладали перед реалиями экономической жизни — не сущность НДС «подстраивалась» под финансовую и предпринимательскую сферу, а этим сферам, по сути, пришлось перестраиваться с учетом основ налогообложения добавленной стоимости, заложенных вышеуказанным Законом «О налоге на добавленную стоимость».
При этом данный Закон действовал до вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации, т. е. до 01 января 2001 года. В настоящее время налогообложение добавленной стоимости регулируется главой 21 НК РФ.
Многие отечественные исследователи, анализируя развитие нормативно-правового регулирования НДС в Российской Федерации отмечают, что возможное воздействие данного налога на национальную экономику было спрогнозировано неверно, поскольку принципиально различными оказываются фактические воздействия сопоставимых по нормативному содержанию моделей правовых механизмов налогообложения добавленной стоимости в социально-экономическом пространстве стран индустриального ядра и сырьевой периферии капиталистической системы производства.
При этом резко падает положительное значение правового механизма НДС при низком уровне экономики, где сужаются способности к созданию добавленной стоимости в размерах, обеспечивающих финансирование социальных нужд. В этих условиях теряется социально-регулятивный смысл введения НДС, и он превращается в еще один налог на бедных.
Правовой механизм НДС доказывает свою эффективность при высоком уровне стабильного экономического развития с равномерным распространением финансовых ресурсов, предполагающем достаточные возможности изъятия добавленной стоимости и перераспределения ее на социальные цели [5, с. 29].
Иначе говоря, на уровне финансово-правового регулирования и практики социально-экономической жизни необходимо сглаживание отрицательных последствий влияния НДС — таковое осуществляется посредством активного вмешательства государства в процесс перераспределения материальных благ, когда значительная часть бюджетных средств, полученных в результате взимания НДС, направляется на социальные нужды, что вполне справедливо — налогообложение добавленной стоимости фактически прямо увеличивает «стоимость жизни», соответственно, существенная доля финансовых ресурсов, полученных из «карманов налогоплательщиков», должна направляться на поддержку социально уязвимых слоев населения.
Развитие нормативно-правового регулирования НДС в России, когда правовое регулирование налогообложения добавленной стоимости подчинено исключительно фискальному наполнению бюджета, потенциально положительные качества и возможности правового механизма НДС как института переходного периода оказались не востребованы.
Напротив, в российских условиях его специфика проявилась в дополняющем разрушительном действии на социально-экономические структуры:
– уничтожение базовых отраслей национального хозяйства, производящих средства производства;
– расширение коррупции и криминальной экономики [8, с. 219].
В целом, подводя итоги трем десятилетиям становления и развития нормативно-правового регулирования налога на добавленную стоимость можно отметить, что сложившееся правовое регулирование налогообложения добавленной стоимости противоречит приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.
С одной стороны, правовой механизм НДС «давит» на отрасли материального производства, которые должны работать в свободном рынке и быть максимально конкурентны, с другой — представляет наибольшее налоговое благоприятствование сырьевому комплексу и работающему с ним в тандеме торгово-финансовому капиталу [4, с. 319].
Иными словами, здесь предусмотренный действующим законодательством порядок налогообложения добавленной стоимости рассматривается как инструментарий воздействия на различные отрасли экономики, и критикуется с точки зрения того, что оказывает наибольшее благоприятствование сырьевой отрасли, которая и без того развита хорошо, в то время как режим НДС в первую очередь необходимо использовать для поддержки товарного производства.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. — 1998. — № 148–149.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Российская газета. — 2000. — № 153–154.
- Закон РФ от 06.12.1991 № 1992–1 «О налоге на добавленную стоимость» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1991. — № 52. — Ст. 1871.
- Бачурин Д. Г. Правовой механизм налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации / Д. Г. Бачурин: диссерт..докт.юр.наук. — М., 2018. — 561 с.
- Бачурин Д. Г. Постклассическое право и трансформация юридического регулирования в сфере налогового контроля НДС / Д. Г. Бачурин // Налоги. — 2017. — № 6. — С. 27–31.
- Джафарова З. К. Предпосылки возникновения и эволюции НДС в Российской Федерации / З. К. Джафарова // Индустриальная экономика. — 2021. — № 6. — С. 109–114.
- Цибульских И. В. НДС: история возникновения, сущность, плательщики / И. В. Цыбульских // Налоги и налогообложение. — 2020. — № 4. — С. 174–178.
- Щербакова И. Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения / И. Г. Щербакова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2020. — № 7. — С. 217–222.