Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования эмоциональной сферы ребенка. Однако у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) этот процесс часто протекает с особенностями и нарушениями. Стойкое речевое нарушение, затрагивающее все компоненты языковой системы, создает серьезные препятствия для коммуникации, адекватного выражения своих мыслей и чувств, что, в свою очередь, является мощным фактором возникновения тревожности и различных страхов [3, с. 45].
Тревожность, понимаемая как устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся переживаниями, напряжением и беспокойством, становится характерной чертой многих дошкольников с ОНР. Она негативно влияет на познавательную активность, межличностное взаимодействие и процесс подготовки к школьному обучению. В связи с этим, поиск эффективных средств коррекции тревожности и страхов у данной категории детей является актуальной задачей современной специальной педагогики и психологии.
Одним из наиболее адекватных и природосообразных методов работы с дошкольниками является игровая терапия. Игра создает безопасное пространство для выражения подавленных эмоций, отреагирования внутренних конфликтов и страхов, а также для развития навыков общения [5, с. 112].
Дети с ОНР находятся в группе риска по возникновению эмоционально-личностных нарушений. Трудности в вербализации своих потребностей, неудачи в установлении контактов со сверстниками, частые замечания со стороны взрослых приводят к накоплению негативного эмоционального опыта. Как отмечает Е. Л. Черкасова: «недостаточная сформированность средств общения порождает у детей с ОНР замкнутость, робость, нерешительность, которые, закрепляясь, перерастают в устойчивые личностные черты, в том числе и в тревожность» [6, с. 23].
Высокий уровень тревожности проявляется в повышенном беспокойстве, неуверенности в себе, эмоциональной неустойчивости. Страхи у таких детей часто носят неконкретный, диффузный характер, что связано с общей неуверенностью в своих силах и боязнью новой, непредсказуемой ситуации.
Игровая терапия предоставляет уникальные возможности для коррекции эмоционального состояния детей с ОНР. В отличие от директивных методов, она опирается на внутренние ресурсы ребенка и его способность к самоисцелению в процессе игры. По мнению А. И. Копытина: «игротерапия позволяет ребенку дистанцироваться от травмирующих переживаний, проиграть их в символической форме и тем самым снизить их остроту» [4, с. 78].
Основными целями коррекционной работы с использованием игровой терапии являются:
- создание безопасной и принимающей атмосферы для снижения психоэмоционального напряжения;
- актуализация и отреагирование страхов и тревог в символической форме;
- развитие способности к вербальному и невербальному выражению эмоций;
- повышение самооценки и уверенности в себе;
- формирование позитивных моделей взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Среди наиболее эффективных методов и приемов игровой терапии, применяемых для коррекции тревожности у детей с ОНР, можно выделить:
Сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку принять на себя разные роли, в том числе сильного и уверенного героя, что способствует преодолению чувства неуверенности и страха.
Игры с песком (песочная терапия) предоставляют возможность для невербального выражения глубоких переживаний и страхов, которые ребенок не может выразить словами.
Телесно-ориентированные и тактильные игры направлены на снятие мышечных зажимов, связанных с тревогой, и на развитие чувства телесного «Я».
Дидактические игры с эмоциональным компонентом («Угадай эмоцию», «Лото настроений») помогают расширить эмоциональный словарь и научиться распознавать и понимать свои и чужие чувства.
Игры-драматизации по сказкам позволяют проработать типичные страхи (страх темноты, одиночества, чужих) в опосредованной, безопасной форме.
Таким образом, проблема коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР требует комплексного подхода, в котором игровой терапии отводится ключевая роль. Целенаправленное и систематическое использование методов игротерапии в коррекционно-развивающей работе позволяет не только снизить уровень тревожности и смягчить проявления страхов, но и оказать положительное влияние на коммуникативную и речевую деятельность в целом. Создавая условия для свободного самовыражения и отреагирования негативных эмоций, игровая терапия способствует гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с речевыми нарушениями, что является важным условием его успешной социальной адаптации и готовности к обучению в школе.
Литература:
- Гаврилушкина, О. П. Современные подходы к коррекции эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья / О. П. Гаврилушкина, С. Ю. Коноплева // Специальное образование. — 2021. — № 3. — С. 56–67.
- Дубровская, Е. А. Песочная терапия в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е. А. Дубровская // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5(188). — С. 34–37.
- Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. — М.: Айрис-Пресс, 2020. — 192 с.
- Копытин, А. И. Современная игровая терапия: теория и практика / А. И. Копытин // Консультативная психология и психотерапия. — 2023. — Т. 31, № 1. — С. 76–94.
- Сакович, Н. А. Практика игровой терапии: от диагностики к коррекции / Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2021. — 215 с.
- Черкасова, Е. Л. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Л. Черкасова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — № 4(86). — С. 22–28.
- Yasenkova, E. V. The Use of Play Therapy for Reducing Anxiety in Preschool Children with Speech Disorders / E. V. Yasenkova // Journal of Modern Foreign Psychology. — 2022. — Vol. 11, No. 3. — P. 124–132.

