Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Старшова, Д. И. Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ / Д. И. Старшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63374/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Программой предусмотрена коррекция тревожных состояний с ОНР посредством применения методов песочной терапии, игротерапии и изотерапии.

Ключевые слова: тревожность, коррекционно-развивающая работа, песочная терапия, игротерапия, изотерапия.

За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством [3, с. 137]. Актуальной становится проблема коррекции эмоциональных нарушений у детей, в том числе и у детей с ОВЗ.

Как правило, дети с ОВЗ, более, чем их сверстники без отклонения в развитии, подвержены различным тревожным состояниям, которые, в первую очередь обусловлены тяжестью дефекта. Тревожность как эмоциональное нарушение детей с ОВЗ оказывает негативное влияние на развитие личностных качеств ребенка, на процесс его общения как со сверстниками, так и взрослыми, на реализацию ребенком своих потребностей и интересов. В этой связи педагогу-психологу необходимо организовать специальную коррекционную работу по снижению тревожности у детей с ОВЗ. Одним из инструментов коррекции выступают методы песочной и игровой терапии.

В школе обучаются дети с общим недоразвитием речи. Все они, как показало, проведенное диагностическое исследование, имеют высокий и повышенный уровень тревожности. Результаты диагностической работы послужили основой для разработки специальной коррекционно-развивающей программы «Волшебный мир».

Цель программы — коррекция тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Структурно программа разделена на три блока, представленных следующим образом:

  1. Блок 1 — Песочная терапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 12 тематических занятий («Наше настроение», «Путешествие в пустыне», «Подари улыбку» и т. д.).
  2. Блок — Игротерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Наше настроение», «Ладошечки»и т. д.).
  3. Блок — Изотерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Портрет моей семьи», «Рисуем радугу» и т. д.).

Коррекционные занятия, проводимые с детьми, были построены следующим образом:

  1. Вводная часть. На данном этапе занятия основной целью педагога-психолога было настроить детей на предстоящую творческую деятельность. С этой целью применялись такие методики, как «Круг радости», «Улыбнемся друг другу», «Передай улыбку» и т. д.
  2. Основная часть. На данном этапе, в зависимости, от используемой коррекционно-развивающей технологии (песочная терапия, игротерапия, изотерапия), педагог-психолог предлагал детям творческие виды деятельности по определенной теме. Творческая работа не имела строгих канонов и предполагала свободное выражение ребенком своего «Я».

Все занятия согласно содержанию программы проводились под спокойную специально подобранную музыку. В процессе занятий фиксировалась эмоциональная реакция детей как на творческие виды деятельности, так и на музыку. Если мы замечали, что детям не нравится что-либо, мы меняли музыку или немного варьировали содержание деятельности. Это позволяло ощутить детям не только творческую свободу, но и осознать, что у них могут быть свои интересы и потребности, с которыми нужно считаться. Чем больше росла в детях уверенность в собственной значимости, тем менее мы замечали проявлений тревожных ситуаций в поведении детей.

  1. Заключительная часть. На данном этапе мы выясняли мнение детей о проведенном занятии. Детям предлагалось либо нарисовать свои эмоции, любо просто выбрать определенного цвета флажок. Перед началом реализации занятий мы вместе с детьми условились, какой цвет флажка будет характеризовать то или иное настроение, поэтому данный этап у нас не вызывал никаких затруднений.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Игротерапия базируется на применении с детьми комплекса игр, преимущественно подвижных, так как они подразумевают наибольшее взаимодействие детей другу с другом.

Основу занятий по изотерапии составляла творческая деятельность школьников, в ходе которой они могли изобразить как свое настроение, так и определенный тематический сюжет.

На занятиях дети чувствовали себя свободно и раскрепощено, этому способствовало специально созданная предметно-развивающая среда. Так, коррекционную работу с помощью методов песочной терапии мы проводили в специально-оборудованной комнате. Комната была условно разбита на несколько зон. Центральной зоной была искусственно созданная песочница. Положительную эмоциональную реакцию у детей вызывало то, что они удивлялись, что песок тоже может быть разноцветным. В комнате был предусмотрен уголок уединения. Если некоторым из детей хотелось создать шедевр в секрете от других, он мог свободно это сделать.

Занятия посредством применения методов игротерапии мы проводили в физкультурном зале. В основном это были подвижные игры, которые наиболее интересы для данной возрастной категории детей. На некоторые из занятий мы приглашали родителей и устраивали своеобразные соревнования. Такие занятия особенно нравились детям, как правило, им не хотелось завершать работу, они требовали продолжения.

Занятия посредством использования методов изотерапии проводились в кабинете педагога-психолога. Для занятий была специально оборудована творческая зона. У детей была свобода выбора как тем для рисования, так инструментов для рисования: ребенок мог самостоятельно выбрать рисовать ему карандашами, мелками или красками, рисовать на бумаге или доске и т. д.

После апробации программы была проведена контрольная диагностика с детьми возраста с ОНР, результаты которой показали, что у детей данной группы значительно снизилась тревожность. Дети стали более свободно чувствовать себя в ситуации взаимодействия со сверстниками, они уже не боялись высказывать свое мнение, понимая, что оно тоже имеет для окружающих особое значение. Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий позволил тревожным детям ощутить чувство комфортности, защищенности. Дети научились: преодолевать барьеры в общении, распознавать эмоциональное состояние другого человека, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, освобождаться от стереотипов и шаблонов, снимать мышечное напряжение.

Таким образом, апробация программы «Волшебный мир» показала, что эмоциональное состояние детей с ОНР, можно гармонизировать средствами песочной терапии, игротерапии и изотерапии.

Литература:

1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. — 2015. — № 2. — С. 63–69.

2. Гавло, А. С. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии / А. С. Гавло. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. университет, 2017. — 136 с.

3. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 137–149.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, занятие, общее недоразвитие речи, апробация программы, блок, занятие посредством, коррекционно-развивающая работа, снижение тревожности, творческий вид деятельности.


Похожие статьи

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии

Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Похожие статьи

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии

Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Задать вопрос