В настоящее время педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности для того, чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. В решении этой задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления и развития педагога.
Цель наставничества — помочь молодому специалисту адаптироваться к коллективу, работе с детьми и родителями, повысить уровень квалификации, профессиональных знаний и умений, развить уверенность в себе как в высококвалифицированном сотруднике.
Миссия наставника заключается в том, чтобы помочь начинающему специалисту (в моей практике — учителю-логопеду), адаптироваться к профессиональной среде в условиях практической деятельности; оказывать информативную поддержку; обеспечить методической литературой и дидактическим материалом; стимулировать обмен знаниями, умениями, навыками; организовать методическое сопровождение по участию в мероприятиях дошкольного учреждения, демонстрировать позитивный личный пример, способствовать формированию авторитета педагога среди воспитанников, родителей, коллег. [1, с. 180]
Я являлась наставником молодого специалиста Гачеговой Е. А. с января по май 2025 учебного года. В этот период мною были определены следующие цель и основные задачи работы как наставника молодого специалиста.
Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение педагогического мастерства.
Задачи:
- формировать у молодого специалиста потребности в непрерывном
- самообразовании, в овладении новыми формами, методами, приемами
- обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья;
- формировать умение реализовывать теоретические знания на практике;
- помочь молодому педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
- формировать профессиональные умения;
- предупреждать типичные ошибки и затруднения в организации образовательной деятельности с детьми;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Подготовительный этап работы включал в себя проведение беседы, благодаря чему удалось узнать, какие трудности в работе испытывает начинающий специалист, в какой помощи нуждается. В результате был определен совместный план работы начинающего педагога с наставником.
На первом этапе оказала помощь молодому специалисту в составлении индивидуальных планов коррекции речи детей, проконсультировала по теме: «Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФОП ДО». Оказывала помощь в проведении обследования обучающихся с нарушением речи и составлении индивидуальных планов работы.
Далее обсуждали и вместе разрабатывали конспекты индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми по развитию речи и готовили методический и практический материал к их проведению, обсуждали работу при заполнении тетрадей взаимодействия с родителями и воспитателями. Совместно с молодым специалистом разработали и организовывали квест-игру «Вместе с папами», приуроченному к празднику «23 февраля». Участвовали в праздничном мероприятии к празднику «8 марта».
Важным этапом работы стала работа над пополнением предметно-пространственной среды. Мы разработали сборник нейрологопедических упражнений для детей 4–7 лет, в который включили игры, направленные на коррекцию и развитие речевых и неречевых функций детей дошкольного возраста. Приведем примеры некоторых игр.
Игра 1 «Говорящие камушки»
Рис. 1. Карточка к игре «Говорящие камушки»
Ребенок называет картинки и ставит на кружки камни, сначала правой рукой, затем левой и после двумя одновременно. Картинки подбираются в зависимости от того какой звук автоматизируется.
Игра 2 «Речевая тропинка»
Рис. 2. Пособие к игре «Речевая тропинка»
Ребенок шагает по следам и собирает картинки. Ребенок должен назвать каждую картинку, а в конце дорожки обобщить все эти слова, одним словом.
Апробировали эти игры с детьми и рекомендовали родителям. Для повторения изученного материала была подобрана картотека с заданиями по автоматизации поставленных звуков и картотека чистоговорок. Подготовили и провели мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ».
На следующем этапе работы молодому специалисту была оказана необходимая помощь в научно-исследовательской деятельности при выполнении выпускной квалификационной работы по подготовке руки к письму детей 6–7 лет с ОНР III уровня. Внедрение рабочей тетради по подготовки руки к письму «Русские узоры».
По мнению молодого специалиста, это был неоценимый опыт настоящей работы учителя-логопеда, что позволило погрузиться в профессию, провзаимодействовать с педагогами, родителями и детьми.
Также на базе нашего дошкольного учреждения постоянно на протяжении последних лет мною оказывалась наставническая помощь студентам ПГГПУ при внедрении научно-исследовательских работ. Были проведены исследования по темам:
- «Развитие интонационной стороны речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи в условиях театрального кружка» (начинающий специалист: Россовалова Ю. С., 2022 год);
- «Формирование коммуникативной компетенции у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с помощью средств дополнительной альтернативной комммуникации» (начинающий специалист: Бахарева А. С., 2022 год);
- «Мнемотаблицы как средство развития связной речи и просодики у старших дошкольников с ринолалией» (начинающий специалист: Балмосова А. А., 2023 год);
- «Теневой театр как средство развития связной речи и просодики у старших дошкольников с ринолалией» (начинающий специалист: Хорошева Д. А., 2023 год);
- «Развитие атрибутивного словаря детей 5–6 лет с ринолалией» (начинающий специалист: Воробьева А. С., 2024 год);
- «Сказка как средство коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста» (начинающий специалист: Вяткина А. А., 2024 год).
Общение и передача опыта является не только эффективным инструментом обучения и поддержки молодых кадров, но и средством профессионального роста и удовлетворения профессиональных амбиций собственно педагогов-наставников. Деятельность учителей-логопедов несет важнейшую социально-воспитательную функцию, при этом остается одной из самых непростых в сфере образования и на рынке труда в целом.
Таким образом, реализация модели наставничества способствует конструктивной работе как молодых, так и опытных педагогов, помогает разобраться в сложных вопросах инновации в образовании, способствует реализации личностно-ориентированного обучения в дошкольном учреждении.
Литература:
- Давыдова О. А. «Логомоторика. Тренажёр по развитию речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. — Комплект графических заданий и речедвигательных упражнений со скороговорками на отработку звукопроизношения». — М., 2021 г.
- Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». — Курган, 2019. — 188 с.

