Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Педагогика
07.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье автор делится практическим опытом по наставнической деятельности учителя-логопеда.
Библиографическое описание
Сюр, О. М. Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога / О. М. Сюр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 643-646. — URL: https://moluch.ru/archive/600/131099.


В настоящее время педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности для того, чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. В решении этой задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления и развития педагога.

Цель наставничества — помочь молодому специалисту адаптироваться к коллективу, работе с детьми и родителями, повысить уровень квалификации, профессиональных знаний и умений, развить уверенность в себе как в высококвалифицированном сотруднике.

Миссия наставника заключается в том, чтобы помочь начинающему специалисту (в моей практике — учителю-логопеду), адаптироваться к профессиональной среде в условиях практической деятельности; оказывать информативную поддержку; обеспечить методической литературой и дидактическим материалом; стимулировать обмен знаниями, умениями, навыками; организовать методическое сопровождение по участию в мероприятиях дошкольного учреждения, демонстрировать позитивный личный пример, способствовать формированию авторитета педагога среди воспитанников, родителей, коллег. [1, с. 180]

Я являлась наставником молодого специалиста Гачеговой Е. А. с января по май 2025 учебного года. В этот период мною были определены следующие цель и основные задачи работы как наставника молодого специалиста.

Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение педагогического мастерства.

Задачи:

  1. формировать у молодого специалиста потребности в непрерывном
  2. самообразовании, в овладении новыми формами, методами, приемами
  3. обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья;
  4. формировать умение реализовывать теоретические знания на практике;
  5. помочь молодому педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
  6. формировать профессиональные умения;
  7. предупреждать типичные ошибки и затруднения в организации образовательной деятельности с детьми;
  8. способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
  9. вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Подготовительный этап работы включал в себя проведение беседы, благодаря чему удалось узнать, какие трудности в работе испытывает начинающий специалист, в какой помощи нуждается. В результате был определен совместный план работы начинающего педагога с наставником.

На первом этапе оказала помощь молодому специалисту в составлении индивидуальных планов коррекции речи детей, проконсультировала по теме: «Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФОП ДО». Оказывала помощь в проведении обследования обучающихся с нарушением речи и составлении индивидуальных планов работы.

Далее обсуждали и вместе разрабатывали конспекты индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми по развитию речи и готовили методический и практический материал к их проведению, обсуждали работу при заполнении тетрадей взаимодействия с родителями и воспитателями. Совместно с молодым специалистом разработали и организовывали квест-игру «Вместе с папами», приуроченному к празднику «23 февраля». Участвовали в праздничном мероприятии к празднику «8 марта».

Важным этапом работы стала работа над пополнением предметно-пространственной среды. Мы разработали сборник нейрологопедических упражнений для детей 4–7 лет, в который включили игры, направленные на коррекцию и развитие речевых и неречевых функций детей дошкольного возраста. Приведем примеры некоторых игр.

Игра 1 «Говорящие камушки»

Карточка к игре «Говорящие камушки»

Рис. 1. Карточка к игре «Говорящие камушки»

Ребенок называет картинки и ставит на кружки камни, сначала правой рукой, затем левой и после двумя одновременно. Картинки подбираются в зависимости от того какой звук автоматизируется.

Игра 2 «Речевая тропинка»

Пособие к игре «Речевая тропинка»

Рис. 2. Пособие к игре «Речевая тропинка»

Ребенок шагает по следам и собирает картинки. Ребенок должен назвать каждую картинку, а в конце дорожки обобщить все эти слова, одним словом.

Апробировали эти игры с детьми и рекомендовали родителям. Для повторения изученного материала была подобрана картотека с заданиями по автоматизации поставленных звуков и картотека чистоговорок. Подготовили и провели мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ».

На следующем этапе работы молодому специалисту была оказана необходимая помощь в научно-исследовательской деятельности при выполнении выпускной квалификационной работы по подготовке руки к письму детей 6–7 лет с ОНР III уровня. Внедрение рабочей тетради по подготовки руки к письму «Русские узоры».

По мнению молодого специалиста, это был неоценимый опыт настоящей работы учителя-логопеда, что позволило погрузиться в профессию, провзаимодействовать с педагогами, родителями и детьми.

Также на базе нашего дошкольного учреждения постоянно на протяжении последних лет мною оказывалась наставническая помощь студентам ПГГПУ при внедрении научно-исследовательских работ. Были проведены исследования по темам:

  1. «Развитие интонационной стороны речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи в условиях театрального кружка» (начинающий специалист: Россовалова Ю. С., 2022 год);
  2. «Формирование коммуникативной компетенции у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с помощью средств дополнительной альтернативной комммуникации» (начинающий специалист: Бахарева А. С., 2022 год);
  3. «Мнемотаблицы как средство развития связной речи и просодики у старших дошкольников с ринолалией» (начинающий специалист: Балмосова А. А., 2023 год);
  4. «Теневой театр как средство развития связной речи и просодики у старших дошкольников с ринолалией» (начинающий специалист: Хорошева Д. А., 2023 год);
  5. «Развитие атрибутивного словаря детей 5–6 лет с ринолалией» (начинающий специалист: Воробьева А. С., 2024 год);
  6. «Сказка как средство коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста» (начинающий специалист: Вяткина А. А., 2024 год).

Общение и передача опыта является не только эффективным инструментом обучения и поддержки молодых кадров, но и средством профессионального роста и удовлетворения профессиональных амбиций собственно педагогов-наставников. Деятельность учителей-логопедов несет важнейшую социально-воспитательную функцию, при этом остается одной из самых непростых в сфере образования и на рынке труда в целом.

Таким образом, реализация модели наставничества способствует конструктивной работе как молодых, так и опытных педагогов, помогает разобраться в сложных вопросах инновации в образовании, способствует реализации личностно-ориентированного обучения в дошкольном учреждении.

Литература:

  1. Давыдова О. А. «Логомоторика. Тренажёр по развитию речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. — Комплект графических заданий и речедвигательных упражнений со скороговорками на отработку звукопроизношения». — М., 2021 г.
  2. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». — Курган, 2019. — 188 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 643-646):
Часть 9 (стр. 587-677)
Расположение в файле:
стр. 587стр. 643-646стр. 677

Молодой учёный