Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Наставничество как условие становления молодого специалиста

7. Дефектология
10.05.2023
557
Поделиться
Библиографическое описание
Замфир, М. Ю. Наставничество как условие становления молодого специалиста / М. Ю. Замфир. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 22-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17994/.


В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста, этапы работы над созданием методического материала для коррекции лексико-грамматической стороны речи школьников, имеющих нарушения зрения.

Ключевые слова: наставник, наставляемый, взаимодействие, школьники с ОВЗ, речевое развитие.

В настоящее время перед российской школой стоит вопрос о нехватке компетентных, творчески работающих педагогов, умеющих оперативно включиться в процесс образования детей с ОВЗ. Молодые специалисты испытывают постоянное эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов, им жизненно необходим опытный наставник. Наставник — человек, который поддержит и поможет преодолеть сложный рубеж адаптации, развить коммуникативные качества, поможет реализоваться и осознать себя человеком, сделавшим правильный профессиональный выбор. В нашем образовательном учреждении создано школьное наставничество. Учителями успешно реализуется такая модель наставничества, как «педагог — педагог», используется «творческий тандем». Он возник с целью закрепления молодого специалиста в должности логопеда, повышения профессионального творческого потенциала наставника и наставляемого через реализацию актуальных педагогических задач работы с обучающимися с ОВЗ различных нозологий.

Наш союз в практике наставничества имеет свою уникальность, которая заключается в выстраивании взаимоотношений двух специалистов и оказания взаимопомощи в процессе коррекционной работы со школьниками с ОВЗ. Наставник умеет работать с обучающимися разных нозологий, а наставляемый педагог, начинающий логопед, обладает опытом воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. Молодому специалисту предстоит овладеть всеми тонкостями коррекционной работы со школьниками с различными нарушениями развития, уметь взаимодействовать и обучать их речевому общению, а для этого необходимо многому научиться, приобрести недостающие качества, умения, навыки. Каким должен быть наставник? Какими качествами стремится обладать наставляемый педагог? (Рис.1)

Модель портрета участников взаимодействия «Наставник — наставляемый»

Рис. 1. Модель портрета участников взаимодействия «Наставник — наставляемый»

Прежде всего, хочется отметить коммуникативные навыки, социальные и навыки, направленные на понимание себя — это способность установить контакт и организовать диалог; умение активно слушать, задавать и отвечать на актуальные вопросы; быть способным к выражению своих мыслей, уметь самопрезентовать себя, иметь развитый эмоциональный интеллект, то есть иметь способность к сопереживанию и пониманию; уметь управлять конфликтами, быть готовым к оказанию помощи и поддержке. Педагог должен уметь понимать себя, то есть иметь навык самоопределения, самообразования, самоорганизации. Владеть навыками управления и исследовательской деятельности: уметь организовывать, объединять, воодушевлять школьников и коллег, быть способным проанализировать ситуации и предлагать решения выхода из проблем, быть инициативным и требовательным к себе и другим, иметь творческую направленность — быть креативным [7, с.335].

Для продуктивного общения обязательным условием является наличие эмпатии и рефлексии, а отношения выстраиваются на взаимной расположенности и доверительности. В нашем союзе наставник никогда не приказывает и не угрожает, в его речи отсутствуют фразы: «Вы должны…», «Вам нужно…», «…если не будут исполнены мои требования, то…». Он не поучает: «Слушайте меня…», «Следуйте моему примеру…», не выносит суждений: «Смените место работы…», «Вам нельзя работать …». Работа в нашем тандеме всегда строится поэтапно (рис.2).

Модель «Этапы работы наставника и наставляемого специалиста в педагогическом взаимодействии»

Рис. 2. Модель «Этапы работы наставника и наставляемого специалиста в педагогическом взаимодействии»

Совместная деятельность педагога-наставника и начинающего специалиста реализуется посредством различных форм работы: мы используем «мозговой штурм», включающий в себя разработку, подготовку и проведение школьных мероприятий, таких как речевые праздники, конкурсы чтецов, где взаимопомощь и общая заинтересованность в результате помогает провести увлекательные мероприятия. Повышение педагогического мастерства происходит через взаимное посещение открытых занятий, мастер-классов, индивидуальное консультирование, трансляция опыта наставника с целью передачи его молодому специалисту. Мы широко используем ИКТ. В нашем взаимодействии имеет место виртуальное наставничество: мы зачастую используем в общении мессенджеры, социальные сети и электронную почту, обучаемся в формате онлайн на вебинарах, семинарах, участвуем в конференциях, где обмениваемся опытом и осмысливаем свои профессиональные проблемы.

При проведении мониторинга речевого развития обучающихся с ОВЗ был использован сборник диагностического инструментария, который в тесном содружестве был разработан специалистами нашей школы. Наставником и наставляемым педагогом были проведены консультации для учителей, в рамках родительского всеобуча проводилась просветительская работа среди родителей и опекунов обучающихся, проводились консультации такие как: «Читайте книгу вместе с ребенком», «Рекомендации по профилактике дисграфии», «Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой», «Дыхательная гимнастика», «Занятия для развития мелкой моторики», «Формирование лексико-грамматической стороны речи слабовидящего ребёнка» и другие. В творческом тандеме разрабатывались дидактические пособия для школьников с умственной отсталостью и ЗПР: дидактические игры и пособия на липучках по различным лексическим темам, сказкам. Сообща велась разработка методических материалов, одним из которых являются рекомендации «О формировании лексико-грамматической стороны речи школьников с нарушением зрения», изложенные в статье и опубликованные в журнале «Молодой ученый. Образование и воспитание» № 2 (43) 2023г.

Работа по написанию статьи велась поэтапно и проводилась с целью повышения компетенции специалистов, работающих со слабовидящими детьми и повышения компетентности наставнической пары. На первом этапе начинающий логопед осмысливал поставленную перед ним задачу, определяя зоны своей компетентности. Как специалисты мы знаем, что вся работа с детьми, у которых есть нарушения зрения, строится на базе, состоящей из профилактики нарушений зрения, его охраны и развития зрительного восприятия, это и стало в основу нашей работы.

На втором этапе разрабатывался индивидуальный план развития молодого специалиста по данной теме, определялись формы, методы работы, изучались исследования тифлопедагогов и психологов: Л. И. Плаксиной, М. И. Земцовой, специалистов Н. А. Медовой, Е. Н. Подколзиной, Л. В. Ковригиной, Т. П. Комаровой; велся поиск педагогических сообществ, транслирующих опыт работы с детьми данной нозологии. Были установлены трудности речевого развития обучающихся, причины их вызывающие, определена взаимосвязь своеобразия речевого развития с нарушениями деятельности зрительного анализатора. Восприятие окружающего мира слабовидящих школьников недостаточно осмыслено, происходит оно фрагментарно, схематично, замедлено, а для их речи характерно явление вербализма, когда дети не понимают смысл слова, и оно не соответствует зрительному образу предмета, их речь содержит количественное преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Из-за скудности предметных образов детям сложно удерживать в речевой памяти развёрнутые высказывания, они испытывают трудности при освоении предложно-падежных конструкций, при освоении умений писать и читать. У слабовидящих детей нарушается формирование пространственных и временных представлений. [1, с.46]. Далее педагогами изучались требования к наглядному материалу и значение ориентировки для формирования лексико-грамматического строя речи слабовидящих детей. При грамотном подборе наглядности детям обычно раскрываются качества предмета, его свойства, а также общие и отличительные признаки. При ознакомлении с лексическим материалом педагог предъявляет натуральные предметы. После того, как будут тщательно исследованы свойства предметов, обучающиеся перейдут к работе с муляжами, моделями, игрушками, будут работать с изобразительным наглядным материалом. Существуют определенные требования, и Е. Н. Подколзина подробно описывает их в своих работах [7].

Из работ исследователей мы знаем, насколько важна роль зрения и движения для восприятия пространства. В движении мышцы упражняются и координируют систему знаков, а с работой сетчатки глаза, в совокупности определяется пространственное видение. Представления пространства всегда складываются через практическую деятельность. И насколько точно будет воспринят детьми этот мир, будут зависеть и их представления о нем. К осознанному представлению пространства приводит познание ориентировки. Дети с нарушением зрения видят пространство в искаженном виде, в силу этого, они не понимают значение предлогов, не употребляют их по значению, а если употребляют, то это приводит к грамматическим ошибкам. В творческом тандеме наставника и наставляемого педагога на базе собственного опыта и изученного материала были составлены рекомендации по работе над формированием лексико-грамматической стороны речи слабовидящих обучающихся начальных классов, адресованные педагогам и родителям.

На заключительном этапе работы была проведена рефлексия и обозначен путь развития специалиста — логопеда в области работы с детьми с нарушением зрения. Установлено, что одной из проблем взаимодействия педагогов и обучающихся данной нозологии зачастую выступают коммуникативные трудности, сложность общения определяет необходимость расширения практического опыта. Специалисты в области тифлопедагогики рекомендуют для развития мимических и пантомимических средств у слабовидящих детей, позволяющих проявлять позитивное настроение и развивать стремления к спокойному общению, обогащать средства мимики и побуждать детей выражать свое эмоциональное состояние. Хорошей альтернативой традиционным логопедическим занятиям в контексте данного вопроса является использование театрализации, которая позволит педагогу расширить опыт логопедической работы, а школьнику дать практику проявления чувств и восполнит обедненное состояние мимических средств, что и было взято «на вооружение».

Анализируя проделанную работу наставничества, в тандеме «педагог-педагог» нами было принято решение регулярно заниматься исследовательской и аналитической деятельностью, повышать свой профессиональный уровень посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения мастер-классов и лекции специалистов — психологов, логопедов, дефектологов. Возникла необходимость углубленно изучать и применять опыт: Е. Ф. Архиповой, Е. М. Косиновой, Н. В. Нищевой и других специалистов. Повышать мотивацию школьников с ОВЗ через использование информационно-коммуникационных технологий, изучать и внедрять новые формы, методы, приемы обучения детей и формы работы с родителями, использовать современные технологии здоровьесбережения, которые способствуют, как профессиональному росту, становлению педагога-логопеда, так и речевым успехам школьников с ОВЗ.

В заключение хочется отметить, что партнерское наставничество нашего тандема дало возможность молодому специалисту поддерживать мотивацию, получать помощь, почувствовать себя на одном уровне с наставником. Наставляемый педагог внес вклад в общее дело и разделил ответственность — это позволило ему быстрее войти в коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Молодой учитель успешнее стал приобретать теоретические и практические знания, а слаженная полноценная работа наставничества доказала, что творческий союз педагогов, даст положительный результат, как в формировании педагогических навыков молодого специалиста, так и в повышении уровня педагогического мастерства наставника, что в совокупности плодотворно отразится на процессе коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.

Литература:

  1. Замфир, М. Ю. Якшина. Т. Е. О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов // Образование и воспитание.—2023.—№ 2(43).—С.46–49.—URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8112/
  2. Золотарева Н. Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога / Н. Н. Золотарева // Образование в современной школе. — 2012 — № 8 — С. 9– 11
  3. Игнатьева С. А., Блинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. цетр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
  4. Ковригина Л. В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л. В. Ковригина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. 1998
  5. Комарова, Т. П. К63 Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения /Т. П. Комарова. — М.: АСТ: Астреeu, 2008. — 175 — (Библиотека логопеда).
  6. Мёдова Н. А. Логопедическая работа с детьми, имеющими глубокие зрительные нарушения Методическое пособие. ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики г.Томск 2015г.
  7. Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г. Т. Москвичёва. —Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 334–336.
  8. Подколзина Е. Н.- Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения Источник — журнал Дефектология № 6, 2005, стр. 33–40. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва.
  9. https://www.defectologiya.pro/
  10. http://www.io.nios.ru/articles2/122/12/preodolenie-narusheniy-svyazannyh-s-upotrebleniem-predlozhno-padezhnyh-konstrukciy
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
наставник
наставляемый
взаимодействие
школьники с ОВЗ
речевое развитие

Молодой учёный