На современном этапе молодежь играет ключевую роль в социальных изменениях и развитии общества в целом, однако необходимо создавать мотивационные механизмы для вовлечения молодых людей в решение социальных проблем. Удачным примером такого механизма являются грантовые конкурсы, созданные с целью финансовой поддержки инициатив молодых людей. Подобные программы способствуют развитию социальной ответственности, лидерских качеств и навыков работы в команде.
Соответствующие направления поддержки определяются федеральным законом о молодежной политике в Российской Федерации [1]. Одним из них является поддержка молодежных инициатив (ст. 6 п. 1.4), что, в свою очередь, соответствует п. 1.б национальных целей Российской Федерации [2] («возможности для самореализации и развития талантов»). Грантовые конкурсы являются одним из способов реализации задач данного направления.
Определение понятия «грант» закреплено федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3]. Грантом являются денежные и иные средства, безвозмездно и безвозвратно передаваемые гражданами и юридическими лицами для осуществления конкретных научных, научно-технических программ, проектов и исследований. Таким образом, грантовые конкурсы можно определить как форму поддержки инициатив, которая включает в себя предоставление финансовых средств на реализацию проектов, направленных на решение социальных, экономических или экологических проблем. Гранты могут предоставляться как государственными, так и частными фондами, что открывает широкий спектр возможностей для молодежи [4].
В основном денежные средства выдаются на конкретные цели, а именно на реализацию проектов, решающих проблемы жителей страны, отдельного региона или муниципалитета. Участниками грантовых конкурсов могут стать как физические лица (студенты, исследователи), так и организации (общественные объединения, стартапы, НКО), соответствующие критериям того или иного конкурса. В зависимости от грантодателя и грантополучателя денежные средства предоставляются по-разному, однако данный механизм поддержки всегда предполагает получение средств для реализации молодежной инициативы.
Мотивация трактуется как комплекс факторов, побуждающих человека к действию [5]. В области молодежной активности можно выделить несколько ключевых аспектов, которые способствуют повышению мотивации молодых людей. Среди них:
- Финансовая поддержка: грантовые конкурсы предоставляют молодежи возможность получить финансирование для реализации социальных инициатив. Это, в свою очередь, создает возможности для воплощения инновационных идей, масштабирования проектов и увеличения заинтересованности общественности в решении социальных проблем.
- Признание и статус: участие в грантовых конкурсах и победы в них могут повысить социальный статус молодежных организаций и отдельных активистов, что служит дополнительным стимулом к деятельности.
- Развитие навыков: подготовка проектных заявок, презентация своих идей, реализация проектов в рамках грантовых конкурсов способствуют развитию практических и надпрофессиональных навыков проектного управления, командной работы, лидерства и коммуникации.
Данные тезисы подтверждает социологическое исследование [6], проведенное среди экспертов молодежных грантовых конкурсов и сотрудников исполнительных органов власти, реализующих молодежную политику в субъектах Российской Федерации. Из полученных данных следует, что большинство респондентов считают самореализацию молодежи, стимулирование молодежной внеучебной занятости, вовлечение молодежи в решение общенациональных задач и формирование устойчивого молодежного сообщества, поддерживающего государственные интересы, положительными эффектами от реализации грантовых проектов. Эти результаты подчеркивают значимость грантов как инструмента стимулирования молодежной активности и формирования социальной ответственности.
Проведение грантовых конкурсов оказывает значительное влияние на мотивацию молодежи к социально полезной деятельности. Для дальнейшего развития данной практики, повышения ее эффективности и достижения целей по стимулированию молодежи к социально полезной деятельности необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, информация о грантах должна быть доступной: молодые люди должны легко находить данные о существующих конкурсах и условиях участия в них. Во-вторых, необходима поддержка подаваемых на грант проектов на всех этапах их реализации: наставничество и консультации опытных специалистов могут значительно повысить шанс на победу в конкурсах. В-третьих, необходимы эффективные механизмы оценки результатов реализованных проектов, на основе которых можно сделать выводы об успешности инициативы: это поможет не только улучшить будущие проекты, но и продемонстрировать их социальную значимость.
Таким образом, можно говорить о том, что грантовые конкурсы являются важнейшим инструментом, направленным на формирование активной гражданской позиции молодежи. Результаты изучения влияния подобных конкурсов на мотивацию молодых людей к социально полезной деятельности показывают, что гранты обеспечивают молодежь необходимыми ресурсами и поддержкой для реализации актуальных идей и инициатив. Следовательно, можно утверждать, что грант становится не просто инструментом финансирования, но и катализатором социального активизма, способствуя развитию нового поколения активных, ответственных молодых людей, готовых трудиться во благо общества. Обеспечение молодежи поддержкой и ресурсами является важным шагом к формированию социально активного поколения.
Литература:
- Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ. — http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ. — http://www.kremlin.ru/acts/bank/9973
- Попкова, А. А. Социологический анализ грантовой поддержки организаций в системе реализации молодежной политики / А. А. Попкова, О. В. Третьякова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2024. — № 2 (89). — С. 151–159.
- Поляков, А. А. Грантовые программы как направление поддержки творческой молодежи / А. А. Поляков, Ю. А. Семенова // Вестник науки и образования. — 2020. — № 12 (90). — С. 105–107.
- Адамов, И. А. Грантовая поддержка молодежных инициатив как альтернативный источник привлечения бюджетных средств на развитие территорий / И. А. Адамов, И. В. Охотников // Московский экономический журнал. — 2024. — № 2. — С. 348–361.

