В статье рассматриваются проблемы создания возможностей для реализации политического потенциала российской молодежи. Автор рассматривает возможности развития и самореализации молодежи в политический процесс России. Внимание направлено на особенность становления политической субъектности молодых граждан в современных условиях политического развития.
Выделены основные структурные механизмы политической социализации молодежи, основанные на включении ее в политическую сферу общества. Выявлена роль общественных организаций и объединений в реализации политического потенциала молодежи. Определяются наиважнейшие меры, направленные на активизацию молодежи в политическом процессе.
Ключевые слова: молодежь, политический потенциал, политическая субъектность, политический процесс, политическое развитие.
Необходимо уделять как можно больше внимания молодежи государству, лидерам парламентских партий, представителям гражданских обществ. Для России очень важно сохранять устойчивость политической системы, одновременно развивать демократические начала, а так же расширять возможности для политического участия граждан и что важнее молодого поколения.
Особенности политического участия молодежи «заключается в проявление политической активности, интереса к разрешению политических задач, через механизм реализации политических прав, побуждающих к политическому действию, а также использование тех или иных каналов вхождения в политику» [1].
Нужно учесть тот факт, что нынешняя молодежь и условия для ее политической заинтересованности отличается от молодежи, например, развивающейся до середины 1980-х гг. Так в государстве, в котором одновременно изменились экономическая и политическая система, так же изменились и базовые ценности. В трансформирующейся политической системе, механизм политической социализации претерпевает серьезные изменения: в сознание индивида внедряются новые политические ценности и установки, которые кардинально отличаются от тех, что существовали прежде. Происходит расширение числа институтов, осуществляющих политическую социализацию, одновременно с разрушением приоритетности у ранее существовавших [2].
Если раньше основная масса детей и молодежи были: пионерами, комсомолами и т. д. То данные структуры могли вовлекать своих членов в общественно-политическую жизнь, имели силу общественного влияния на решение проблем молодежи.
Сейчас же со сменой общественно-политической системы формируются новые структурированные молодежные организации.
Главенствующие позиции принадлежат различным органам молодежного представительства: молодежный парламент, молодежные общественные палаты, молодежные правительства и иные консультативно-совещательные структуры, созданные при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, а также структурах местного самоуправления.
Данные структуры являются наиболее оптимальный формой сочетания государственных, общественных и молодежный интересов.
Так же важную роль играют политические партии Российской федерации, выражая свое внимания к молодежной проблематике и целенаправленности своей молодежной политике.
Стоит отметить несколько важных форм вовлечения в политический процесс молодежи, такие как: волонтерство, государственные конкурсы в данном направлении, а так же поддержка государством молодежи в создании и реализации социальных проектов.
Государство понимает, что на смену нынешней власти в будущем придет новое поколение сегодняшнего времени, то просто необходимо развивать и реализовывать молодежь в этой в этой сфере. Поэтому к 2021 году появилось множество организаций, поддержек и возможностей для молодежи в данной сфере. Но если бы проблема заключалась только в количестве организаций в данной сфере, то к сегодняшнему дню заинтересованной молодежи в политических процессах стало куда больше.
Перед нами встает несколько проблем:
- Распространённость
- Институт семьи
- Социальный институт
- СМИ
- Экономика
Распространенность
Организации, парламентарии, конкурсы существуют, а вот знает об этом малая часть представительства молодежи. Очень важно распространять информацию об имеющихся организациях и их деятельности среди молодых граждан. Это повысит количество узнаваемости и соответственно повысит посещаемость и вовлеченность.
Институт семьи
Лишь малая часть населения старается вырастить из своего ребенка лидера, объяснить, что он может изменить и свою и жизнь других людей. Большая часть граждан жалуется на политику, на правительство, и ребенок, воспринимая это, еще больше отдаляется от этой деятельности. Очень важно, чтобы родители изменили свой подход к воспитанию мотивирования ребенка.
Социальный институт
В школах есть такой предмет, как обществознание и право, но если мы хотим, чтобы заинтересованной молодежи и политических процессах было больше, а так же очень важно профессионалов в этой деятельности, то нужно включать в учебную программу такие уроки как: парламентаризм, проектная деятельность социальных проектов.
СМИ
Очень важно освещать достижения молодежи, государственные конкурсы (соц. лифты) на основных каналах, чтобы так же задевая проблематику института семьи родители стали подталкивать детей в данном направлении, а так же сами взрослые меняли свое мнение на молодежную политику.
Экономика
Одна из самых сложных проблем, касающаяся не только вовлечение нового поколения в политическую деятельности. Многие молодые люди, которые хотят развиваться и само реализовываться в данном направление, но не могут из-за нехватки денежных средств, не остается времени кроме как на учебу и на работу. Государству нужно ввести аналог системы социального рейтинга, которая будет распространяться на «хорошие дела», тогда молодежь решая социальные проблемы и повышая свою квалификацию в этой области будет замотивирована за счет льгот или же небольших субсидий.
На сегодняшний день в РФ достаточно организаций, конкурсных программ, социальных лифтов и других возможностей для развития молодежи в политическом процессе РФ. Но все же остается ряд не решенных проблем, которые мешают запустить процесс самого вовлечения молодежи в политическую деятельность.
Приоритетными мерами, направленными на активизацию участия молодежи в политическом процессе нам представляются следующие:
Распространение информации достижений молодежи в данной сфере по основным каналам РФ.
Внедрение соответствующих уроков в образовательную систему старших классов.
Создание и реализация государством социального рейтинга для молодежи.
Литература:
- Малик Е. Н. Особенности включения молодежи в политическую сферу общества современной России // Образование и общество. 2008. № 4. С. 8–10.
- Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учеб. пособие / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 84–88 с.