В данной статье рассматривается сплочение учащейся молодёжи как приоритетное направление государственной молодёжной политики России. Исследованы проблемы реализации государственной молодежной политики. Подтверждена гипотеза, учащаяся молодёжь способствует сплочению и в большей степени поддерживает коллективы, сообщества, совместную деятельность.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежное общественное объединение, молодые граждане России, коллектив, сплочённость.
This article examines the rallying of students as a priority direction of the state youth policy of Russia. The problems of realization of the state youth policy are investigated. The hypothesis has been confirmed, the young people are helping to consolidate and support collectives, communities, joint activity to a greater degree.
Keywords:state youth policy, youth public association, young citizens of Russia, collective, solidarity.
Социально-экономическое положение любой страны во многом зависит от социальной деятельности государства и его общественных институтов, в том числе института молодежи как социальной группы; от уровня государственной поддержки молодежи и правовой регламентации важных направлений и сфер социальной деятельности государства. В условиях демократического правового государства и развитых рыночных отношений в России происходит обновление всех сфер общественной жизни, а вместе с ним идет формирование и нового законодательства, стремящегося отразить и максимально предусмотреть тенденции и потребности современной учащейся молодежи.
Верно проработанная, социально-адаптированная государственная молодежная политика является основой будущего гражданского общества, так как инвестиции в молодежь — это инвестиции в будущее России. Сегодня у современной учащейся молодежи появляется ощущение своей собственной причастности к становлению правового гражданского общества, молодежь принимает активное участие в формировании современной России [5; C. 31].
Задача современной государственной молодежной политики в сплочении учащейся молодежи, что способствует становлению и формированию личности молодого гражданина, и развитию молодежных общественных объединений и инициатив. Молодые граждане и их объединения в ряде случаев выступают полноправными субъектами как государственной молодежной политики в целом, так и государственной молодежной правовой политики [2].
Однако сегодня российское законодательство в сфере государственной молодежной политики до сих пор находится на этапе своего становления. Законодательство субъектов Российской Федерации в этой области регулирования государственной молодежной политики весьма неоднородно и порой серьезно отличается степенью законодательной регламентации. Массив принятых в регионах законов о молодежи отличается не только уровнем законодательной техники, но и существенными качественными характеристиками: подходами органов государственной власти к реализации прав и свобод молодых граждан и молодежных объединений, предметным содержанием, структурой и практической значимостью. Каждый регион по-своему трактует понятия "молодая семья", "молодой специалист", даже трактовка понятия "молодежь", не говоря уже о возрастных границах. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации процесс реализации молодежной политики законодательно не урегулирован, а это значит, что процесс ее построения не имеет под собой какого-либо комплексного подхода и единого механизма, а регулируется точечно и ситуационно, опираясь лишь на общие принципы, цели и направления, предусмотренные федеральным законодательством [7; C. 41]. При этом, безусловно, сохраняется та самая региональная специфика, о которой писал еще В.Т. Лисовский, но значительно затрудняется механизм реализации конституционных прав и свобод молодых граждан и молодежных объединений [4; C. 425]. Можно наблюдать когда тот или иной регион не проявляет должной компетентности и заинтересованности в улучшении эффективности работы с молодежью и ее объединениями, сплочению учащейся молодежи, что ведет к ограничению прав и свобод молодежи того или иного субъекта РФ, в то время как молодые граждане другого региона имеют возможность беспрепятственного и эффективного сотрудничества с органами власти и должностными лицами субъекта России и реализации идей и инициатив. Такое явление, имеющее место на современном этапе становления государственной молодежной политики, приводит к неоднородному развитию институтов гражданского общества и отрицательно сказывается на уровне сплоченности учащейся молодежи, уровне политического сознания и культуры молодых граждан. [6; C. 33].
Можно предположить, что на сегодняшний день существуют такие социально-управленческие механизмы, которые способны реформировать и оптимизировать систему государственной молодежной политики, а вместе с ней привнести и положительные изменения в сплоченности современной учащейся молодежи, оптимизировать деятельность молодежных общественных объединений и формально закрепить их правовой статус [3;C.219].
В рамках настоящего исследования рассмотрим гипотезу: учащаяся молодёжь способствует сплочению и в большей степени поддерживает коллективы, сообщества, совместную деятельность. На примере анализа идей и содержания конкурсного отбора лучших проектов в рамках приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики в 2018 году попробуем доказать нашу гипотезу. Целями настоящего грантового конкурса для молодежных и детских общественных объединений, является вовлечение молодежи в социальную практику, а также повышение гражданской активности, формирование здорового образа жизни и раскрытие потенциала молодежи в интересах развития страны. Общая сумма грантового конкурса на 2018 год составляет 2 525 млн. руб. Сравним размер грантов в соответствии с целевой аудиторией в таблице 1.
Таблица 1
Целевая аудитория |
Размер грантов |
Граждане Российской Федерации в возрастной группе 14-30 лет, имеющие гражданство Российской Федерации |
«Физ. Лица» 300 млн. руб. (максимальный размер гранта — 300 000 руб.). Творческие инициативы молодежи 275 млн. руб. (максимальный размер гранта до 3 000 000 руб.) |
Образовательные организации высшего и среднего образования вне зависимости от формы собственности и ведомственного подчинения |
ВУЗы до 1 500 млн. руб. (максимальный размер гранта до 15 000 000 руб.) |
Государственные и частные образовательные организации |
|
Молодежные коллективы и клубы |
Молодежные коллективы до 300 млн. руб. (максимальный размер гранта до 2 000 000 руб.) |
Согласно приведенным данным в таблице 1, можно сделать вывод, что сумма грантов молодежным коллективам выше, нежели физическим лицам.
Так, физическим лицам дается грант в размере — 300 млн. руб. (максимальный размер гранта — 300 000 руб.), в отличии от творческих инициатив молодежи, где размер гранта — 275 млн. руб. (максимальный размер гранта до 3 000 000 руб.), а ВУЗы получат размер гранта до 1 500 млн. руб. (максимальный размер гранта до 15 000 000 руб.), молодежные коллективы получат грант в размере до 300 млн. руб. (максимальный размер гранта до 2 000 000 руб.).
Государство ставит цель объединение и сплочение учащейся молодежи, вовлечение её в социальную жизнь в коллективах. По итогам проведения Конкурса будут поддержаны лучшие инициативы талантливой молодежи, способной генерировать инновации, обладающей предпринимательскими навыками, проявляющей активное гражданское участие в общественной жизни, а также самые эффективные проекты студенческого самоуправления.
Таким образом, самоорганизационный потенциал российской молодежи является одним из основных условий развития её сплоченности, учащаяся молодежь демонстрирует реальную готовность принимать участие, реализовывать такие конкурсы и проекты. В современной России становление и развитие социальной субъектности молодежи, которая наиболее полно воплощается в феномене самоорганизации и сплоченности, относится к числу основных приоритетов реализации молодежной политики. В то же время, очевидно, что молодые люди, их группы обладают неодинаковым самоорганизационным потенциалом и способностями к его аккумуляции и использованию, особенно в рискогенных условиях. Фактически, именно ограниченные возможности самоорганизации становятся одной из причин социальной эксклюзии молодежи, смещения ее от полюса «лидерства» в сторону «аутсайдерства». При этом подобная ситуация далеко не всегда зависит от актуальных качеств социальных субъектов, но также детерминируется комплексом внешних причин. Гипотеза подтверждена.
Завершая статью, можно сделать вывод, государственная молодежная политика, проводимая сегодня, способна повысить сплочение учащейся молодежи, увеличить эффективность действия существующих правовых норм, касающихся молодых граждан и системы работы с ними, обеспечить их приведение в соответствие новому уровню развития российского общества за счет: перераспределения ресурсов поддержки с индивидуального, сопернического уровня на уровень коллективной, сплачивающей, объединяющей деятельности.
Литература:
- Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999. — 351 с.
- Кочетков А.В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук [Электронный ресурс]. Доступ из Электронной библиотеки диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-pravovogo-regulirovaniya-gosudarstvennoi-molodezhnoi-politiki-v-rossii#ixzz3hlMm5meU (дата обращения: 27.02.2018).
- Луков В.А. Закон о молодежи // Энциклопедия гуманитарных наук. 2006.-№ 2. — 219 с.
- Социология молодежи: учебник / отв. ред. проф. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 425 — 426.
- Сулейманова С.Р. Проблема соотношения федерального и регионального законодательства Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Юрист. 2016. — № 8.- С. 31 — 36.
- Филимонова И.В., Беденков В.В. Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи в России // Современный юрист.- 2016. — № 2. С. 33 — 51.
- Ярская-Смирнова Е.Р., Ярская В.Н. Социальная сплоченность: Направления теоретической дискуссии и перспективы социальной политики//Журнал социологии и социальной антропологии. -М., — 2014. -№ 4. -С. 41-61.1