В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности внешкольных организаций дополнительного образования и интеграции базового и дополнительного образования через различные инновационные механизмы. В том числе использование ученического компонента, как ресурса дополнительного образования внутри школы.
Ключевые слова: интеграция, дополнительное образование, модель, инновационные механизмы.
В Казахстане, также как и в России идет модернизация системы образования в свете прогрессивных изменений в потребностях общества.
В отношении реформы школьного образования подчеркивается необходимость модернизации методик преподавания и интенсивность внедрения инновационных методов. Появилась необходимость избавления от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления.
«Общеобразовательная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников». [1]
Главная роль дополнительного образования заключается в том, что оно способствует развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему адаптироваться к социуму и полноценно использовать время досуга. Также дополнительное образование очень ценно потому, что оно позволяет варьировать общее образование, стимулировать школьников к учебе и применять полученные в школе знания и навыки на практике. Дополнительное образование — это поиск ребенком нестандартных, новых для него возможностей решения различных жизненных проблем и ситуаций, который мотивируют его постоянно развивать свою личность. Особенно это необходимо в решении проблем с неопределенностью в выборе своих действий и будущей профессии.
Если сравнивать систему обязательного и дополнительного образования, то можно констатировать следующее: школьное образование у всех детей одинаково, так как это государственный стандарт, а вот дополнительное образование отличается своей нестандартностью, разнонаправленностью и многообразием выбора.
Как показывает практика методики Дьюи, Килпатрика, Макаренко, Монтессори и т. д., современные требования к образованности людей невозможно выполнить только с помощью базового образования. Появилась потребность в дополнительном образовании, которое смогло бы стать одним из самых важных факторов в развитии склонностей и интересов людей, а также их профессионального и социального выбора.
Если рассматривать результаты участия школьников в международных исследованиях PISA и TIMSS, проводимых среди 65 стран по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность, то результаты казахстанских школьников таковы: грамотность чтения — 390 баллов (59 место), математическая грамотность — 405 баллов (53 место), естественнонаучная грамотность — 400 баллов (58 место) [2]
Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Этим еще раз подчеркивается отсутствие практико-ориентированного обучения, что очень сложно дать в рамках только предметных уроков. Из этого следует, что помощь в освоении предметных знаний нужно искать в дополнительном обучении, которое должно быть направлено на подготовку к освоению базовых знаний и применению полученных навыков в практике т. е. развивать ключевые компетенции учащихся.
Ключевыми компетенциями выпускника средней школы должны быть: управленческие, коммуникативные, информационные, социальные, личностные, гражданские и технологические.
Ключевые компетенции — это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в Государственном стандарте и учебных программах.
Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Если мы хотим, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса изучения нового материала, то учебная программа должна учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии. Школы должны активно поддерживать исследования учеников в области сложных глобальных проблем и использовать продуктивные формы групповой работы и поиске решения социально-значимых проблем.
В августе 2014 года в Республике Казахстан вышло Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014–2015 учебном году, рекомендованное к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (протокол № 5 от 26.06. 2014 г.).
Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в предшкольных и 1–11 классах средних общеобразовательных школ Республики Казахстан. Сборник адресован руководителям школ, учителям-предметникам, работникам системы среднего образования.
Во второй главе данного документа пунк 9 посвящен особенностям дополнительного образования детей в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Где подробно описаны рекомендации по организации процесса дополнительного образования.
В республике впервые основное (базовое) и дополнительное образование детей рассматриваются как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребенка. В этих условиях школа сможет преодолеть интеллектуальный перекос в развитии обучающихся и создать основу для их успешной социализации в обществе.
В процессе учебных занятий на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования, Это могут быть комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры, предметные технологии. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок может получить продолжение и в рамках учебного занятия в процессе реализации дополнительной образовательной программы, как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.
Одна из сторон развития сближения основного и дополнительного образования является сотрудничество школы с различными внешкольными организациями дополнительного образования. Это прекрасная возможность включения школьников в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и организаций дополнительного образования. Такая система построения очень важна в особенности для сельских регионов страны.
Если анализировать дополнительного образование на селе. То можно сказать, что из всех возможных видов дополнительного образования только 10 % сельских школ имеют филиалы музыкальных школ и около 6 % школ искусств, причем они все расположены на базе общеобразовательных школ. Остальных видов дополнительного образования на селе практически нет.
Школьное дополнительное образование в области в большей мере развивается номинально, преимущественно в рамках предметных кружков и спортивной секционной работы. Это обусловлено в первую очередь тем фактом, что в штатном расписании школ зачастую не предусмотрены ставки педагогов-организаторов, выполняющих функции педагога дополнительного образования и не предусмотрена оплата труда педагогам за кружковую и секционную работу.
Развитию системы дополнительного образования способствует развитие механизмов интеграции внешкольных организаций дополнительного образования детей с организациями общего среднего образования области. И в тоже время в области практически отсутствуют примеры интеграции дополнительного образования и колледжами.
На основе вышеизложенного нами была разработана модель дополнительного образования Карагандинской области, которая включает в себя систематизированную модель внешкольного дополнительного образования, внутришкольного и интеграцию этих двух видов.
Рис.1. Модель дополнительного образования Карагандинской области
На рисунке 1 показано графическое разделение по направлениям деятельности.
Все организации внешкольного дополнительного образования разделены на четыре направления. Данное разделение обусловлено формой организации учебного процесса.
Основные направления:
1. Дворцы и дома Детей и юношества (принцип организации дополнительного образования по собственным учебным планам)
2. Музыкальные, художественные школы и школы искусств (принцип организации дополнительного образования по типовым учебным планам).
3. Организации, объединения, направленные на гражданско-патриотическое воспитание.
4. Организации натуралистического и технического направления.
В каждом направлении организована деятельность областных методических объединений заместителей директоров организаций дополнительного образования и методистов.
Внутришкольное дополнительное образование в свою очередь также разделено по направлениям.
Основные направления:
1. Деятельность, основанная на принципе здорового образа жизни;
2. Использование вариативного компонента (ученического компонента) для организации курсов, программ дополнительного образования;
3. Внеурочная деятельность посредством внедрения дополнительного образования внутри школы за счет внешкольных организаций дополнительного образования.
Это разделение не говорит об отделении каждого направления между собой. Эта мера необходима для систематизации процесса, которая позволит в будущем регулировать хаотичность в организации дополнительного образования.
Данная система позволит регулировать процесс, начиная с систематизации форм отчетности, прозрачности деятельности каждой организации до разработки и проектирования инновационных процессов интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования.
Интегративный процесс будет представлен в каждом направлении.
Тем самым, проектируя инновационный процесс интеграции двух видов дополнительного образования, мы в результате получим модель взаимосвязи внешкольного, внутришкольного и основного образования.
Литература:
1. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III с изменениями на 29.09.2014 № 239-V
2. Сайт Центра независимой оценки качества образования (ЦНОКО) http://www.cnoko.bbs-it.su/index.php?d=6C150BE39189347D&p=docs-view&s=F14D542892F13CE2
3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014–2015 учебном году, рекомендованное к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (протокол № 5 от 26.06. 2014 г.)