В работе предпринята попытка определить элементы пересечения и интеграции в подсистемах: основное и дополнительное образование, как составляющих системы общее образование. Поиск указанных элементов осуществляется в рамках направлений, декларированных в документах, отражающих приоритеты российского образования. В качестве поля решения проблем интеграции основного и дополнительного образования авторы статьи предлагают использовать интегрированные образовательные программы учреждений дополнительного образования школьников и школы по отдельным учебным предметам.
Ключевые слова: основное образование, дополнительное образование, элементы интеграции основного и дополнительного образования
Поиск путей совершенствования школьного образования, продиктованный социальными процессами в технологической, политической и экономической сферах способствует тому, что образование, являясь целостной системой, вместе с тем включает в себя совокупность двух автономных уникальных подсистем: основное и дополнительное образование. Официальное включение дополнительного образования детей в систему российского образования состоялось в 1992 году. В соответствии с действовавшим в то время Законом РФ об образования учреждения дополнительного образования детей отнесли к отдельному типу образовательных учреждений образования РФ. Дополнительное образование было представлено постоянным элементом всех ступеней и уровней образования, обозначены типы и виды учреждений дополнительного образования. Определение статуса, миссии дополнительного образования произошло в 2004г. Концепцией модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года [4].
Основными нормативными документами по организации дополнительного образования детей на сегодняшний день являются: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, от 29.12.2012. статьи 75,83,84; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Проект Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2020 года; Концепция Модернизации Российского образования на период до 2020 года.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования говорится об основном и дополнительном образовании, как о равноправных сферах общего образования, обеспечивающих его целостность. Такой подход свидетельствует о том, что дополнительное образование, не может быть вынесено за пределы общего образования.
С позиций основного образования главенствующая роль в процессе образования принадлежит процессу трансляции исторического опыта, как дара одного поколения другому. В качестве доминантных видов деятельности основного образования выступают обучение и воспитание.
С позиций дополнительного образования образование является всеобщей культурно-исторической формой развития и становления сущностных сил ученика, его способностей к самообразованию и к саморазвитию. В дополнительном образовании главенствующая роль отводится процессу развития ребенка. В качестве основной деятельности рассматривается педагогическая поддержка [7].
Подход, при котором дополнительное и основное образование являются структурными элементами единой системы «общее образование» диктует необходимость поиска элементов объединения в системах основного и дополнительного образованиях, как подсистемах единой системы. Если не установить элементы, отражающие общность двух образований: основное и дополнительное, то основное образование продолжит оставаться в сознании учеников, их родителей и педагогов как главное образование, а дополнительное продолжит оставаться необязательный «довесоком», который может, как присутствовать, так и отсутствовать для конкретного ученика.
Поиск указанных элементов возможен в рамках направлений, декларированных в документах, отражающих приоритеты российского образования. Среди таких направлений рассматриваются социализация и индивидуализация процесса получения общего образования [7].
И именно дополнительное образование, позволит использовать, временя, которое проводит ребенок в школе для решения задач индивидуализации процесса обучения и становится ресурсом индивидуального развития. При таком подходе ресурс со временем может перейти в личностный потенциал успешной социализации. Ценность системы дополнительного образования заключается в том, что, усиливая вариативную часть общего образования, оно стимулирует практическое приложение знаний и навыков, полученных в рамках основного образования, способствует формированию «грамотного» распределения свободного времени [2, 3]. Рассматривая вопрос точек пересечения и интеграции в подсистемах: основное и дополнительное образование, как составляющих системы общее образование отметим, что он рассматривается в работах многих современных исследователей: В. А. Сухомлинский, О. Н. Антифеева, А. Я. Данилюк, И.Д Зверев, В. Н. Максимова, И. Г. Ибрагимов, Б. М. Кедров, М. Г. Чепиков, Е. В. Подповетная и ряда других. Так В. А. Сухомлинский считал, что «каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же время раскрывает вторую программу — программу знаний необязательных... От единства обязательной и необязательной программ зависит интеллектуальное воспитание подростков» [6].
Совместная творческая деятельность, при реализации программ дополнительного образования обеспечивает положительное влияние на результативность воспитательного процесса, являющегося одной из доминант основного образования, «поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание» [1, 2].
В системе дополнительного образования дети получают возможность развития тех способностей, которые не нашли применения в системе основного образования, что обеспечивает формирование чувства «уверенности в своих силах», успешности. Ребенок слабоуспевающий по основным школьным предметам может стать «одним из лучших» например в спортивной или танцевальной секции. Данный факт будет обеспечивать положительный психотерапевтический эффект психологически уязвимых и подверженных повышенной тревожности из-за своей постоянной «неуспешности» школьников, создаст позитивный психологический фон — «резонанс успеха», благоприятно скажется на результатах учебной деятельности. Таким образом, дополнительное образование выступит своеобразным катализатором, обеспечивающим успешность школьника в учебной деятельности.
Дополнительное образование позволяет найти и пути решения проблемы «обнищания души при обогащении информацией», которую А. Н. Леонтьев считал главной бедой современного образования.
Рассматривая вопрос о точках соприкосновения и взаимодополняемости основного и дополнительного образования в системе общего образования считаем нужным сказать, о том, что дополнительное образование имеет важное значение в решении проблем: социальная адаптация и профессиональное самоопределение школьников. Возможности основного образования в профессиональном самоопределении и дальнейшей успешной трудовой деятельности расширяются за счет практикоориентированности занятий дополнительного образования и включения школьников в пространство разновозрастного общения.
Таким образом, дополнительное образование позволяет расширить потенциал общего образования за счет более полного использования личностных ресурсов обучающихся посредством реализации досуговых, кружковых и факультативных форм освоения социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности на основе индивидуальных образовательных программ, и будет способствовать «развитию компетенций, необходимых для продолжения образования» [5, стр. 362], «формирования компетенций и компетентностей в предметных областях» [7, стр.30].
В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в модели «Российского образования 2020" звучит идея о том, что к 2020 году на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств должно приходиться не менее шести часов дополнительного образования в неделю.
Анализ результатов педагогической практики показывает, что дополнительное образование школьников успешно развивается школе, если в этом заинтересованы администрация школы и объединений дополнительного образования, педагоги школы, и педагоги дополнительного образования. Только в этом случае в школе могут быть разработаны и включены в Учебный план школы, интегрированные образовательные программы учреждений дополнительного образования школьников и школы по отдельным учебным предметам, например по предметам естественно-научного цикла: математика, физика, биология, информатика.
Литература:
- Берсенёва Т. П. Формирование познавательных интересов на уроках физики у учащихся/ [Электронный ресурс]:/URL: http://festival.1september.ru/articles/419546/ — Загл. с экрана (дата обращения 14.04.2016).
- Евладова Е. Б. Логинова Л. Г. Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей/Издательство: Москва, ВЛАДОС, 2002–350 с.
- Евладова Е. Б. Организация дополнительного образования детей/ Издательство: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.
- Кувшинкова И. А. Научно-методическое обеспечение регионального дополнительного образования [Текст] дис. …кан. пед. наук: 13.00.01/ И. А. Кувшинкова. — Рязань, 2006. — 269 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
- Сухомлинский. В. А. О воспитании. — М., 1975. — С.76.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2010г. № 1897.