Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реформа уголовно-исполнительной системы в отношении несовершеннолетних: анализ последних изменений законодательства и практики их применения

Юриспруденция
Препринт статьи
02.12.2025
Поделиться
Аннотация
Актуальность темы обусловлена объективной необходимостью модернизации отечественной уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, которая находится в состоянии перманентного реформирования. Важнейшим императивом выступает приведение национального законодательства и пенитенциарной практики в соответствие с международными стандартами, в частности, Минимальными стандартными правилами ООН («Пекинские правила»), которые провозглашают приоритет ресоциализации и наилучшего обеспечения благополучия несовершеннолетнего. Существующий системный разрыв между прогрессивными нормами, закрепляющими принципы гуманизации и индивидуализации, и консервативной карательной средой воспитательных колоний актуализирует потребность в комплексном научном анализе. Такой анализ направлен на выявление институциональных барьеров, искажающих цели наказания, и разработку конкретных механизмов, обеспечивающих подлинную воспитательную функцию и социальную интеграцию осужденных, что является ключевым условием профилактики рецидива. Цель статьи: системный анализ ключевых законодательных инициатив в сфере исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних и оценки практики их применения.
Библиографическое описание
Захарчев, М. Е. Реформа уголовно-исполнительной системы в отношении несовершеннолетних: анализ последних изменений законодательства и практики их применения / М. Е. Захарчев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130880.


Правовое регулирование исполнения наказания в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации находится в состоянии перманентного реформирования, ядром которого является поиск баланса между карательной функцией государства и гуманными целями исправления и ресоциализации. Одним из наиболее сложных и дискуссионных аспектов этой системы исторически выступает проблема перевода осужденных, достигших совершеннолетия в период отбывания наказания в воспитательной колонии (далее — ВК). Долгое время доминирующей была модель жесткого возрастного автоматизма: согласно положениям Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ, достижение осужденным возраста 19 лет влекло за собой обязательный перевод для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, предназначенную для взрослых. Данный подход, основанный на формальном хронологическом критерии, игнорировал принцип индивидуализации исполнения наказания и вступал в острое противоречие с декларируемыми целями воспитательного воздействия [4, c. 109].

Критика этой устоявшейся модели носит системный характер и вытекает из нескольких ключевых противоречий. Во-первых, автоматический перевод означал резкую и недифференцированную смену пенитенциарной среды. Подросток, находившийся в условиях относительно щадящего режима ВК, ориентированного на педагогическую работу, принудительно помещался в суровую атмосферу взрослой исправительной колонии с иной, часто криминальной субкультурой. Такой разрыв не только нивелировал достигнутые за время пребывания в ВК позитивные результаты, но и создавал серьезные риски десоциализации, подталкивая молодого человека к усвоению устойчивых антисоциальных установок. Во-вторых, данная практика вступала в конфликт с логикой стимулирования правопослушного поведения, заложенной в самой системе отбывания наказания в ВК. Осужденный, стремящийся к исправлению и переведенный на облегченные или льготные условия содержания, в результате достижения 19-летнего возраста мог быть одномоментно лишен всех стимулов, что дискредитировало саму воспитательную систему.

Попытки преодолеть этот системный изъян предпринимались неоднократно. Историческим прецедентом стала законодательная инициатива начала 2000-х годов, когда возраст обязательного перевода был повышен до 21 года. Однако этот эксперимент завершился неудачей и был отменен. Как отмечают аналитики, его итогом стала серия бунтов в воспитательных колониях, где повзрослевшие осужденные, пользуясь физическим и психологическим превосходством, формировали банды, терроризировавшие младших воспитанников, а администрация учреждений не обладала достаточными ресурсами для противодействия этим явлениям. Этот негативный опыт наглядно продемонстрировал риски механического продления пребывания в ВК без создания адекватных условий для раздельного содержания, дифференцированной работы с разновозрастными группами и укрепления кадрового состава [1, c. 519].

Параллельно развивалась иная концепция реформы, направленная на трансформацию воспитательных колоний в воспитательные центры. Данная идея, активно обсуждаемая и частично апробированная на базе ряда колоний (например, в Брянской, Московской, Тульской областях) еще в 2010–2012 годах, предполагала создание учреждения нового типа, где несовершеннолетние могли бы содержаться до окончания срока приговора независимо от достижения совершеннолетия. Главным элементом модели был отказ от приоритета надзорно-режимных функций в пользу социально-психологической и педагогической работы, что должно было обеспечить непрерывность процесса ресоциализации. Однако, как показал подробный анализ хода апробации, эта реформа также столкнулась с непреодолимыми институциональными барьерами.

Реализация проекта воспитательных центров была фактически заблокирована рядом фундаментальных проблем. Во-первых, так и не было создано адекватное нормативно-правовое основание для преобразований, что привело к правовой неопределенности статуса новых должностей (социальный педагог, социальный психолог) и структурных подразделений. Во-вторых, вместо укрепления кадрового потенциала происходило его сокращение: в ходе так называемой «оптимизации» численность отделов воспитательной работы и психологических лабораторий в апробирующих модель колониях была значительно уменьшена. В-третьих, не были выполнены ключевые организационные условия, такие как раздельное содержание осужденных разных возрастных групп и раздельный учебный процесс. В итоге реформа свелась в основном к капитальному ремонту и перепланировке помещений, не оказав существенного влияния на содержание воспитательной работы. Этот опыт свидетельствует о том, что прогрессивные концепции терпят поражение, сталкиваясь с инерцией ведомственной бюрократии, недофинансированием и отсутствием последовательной политической воли [6, c. 407].

Современный этап реформирования уголовно-исполнительной системы в отношении несовершеннолетних характеризуется поиском более гибких и дифференцированных подходов, направленных на преодоление жесткости прежней модели автоматического перевода. Ключевым вектором этих поисков является отказ от исключительно возрастного критерия в пользу оценки поведения и динамики исправления личности осужденного, что напрямую вытекает из основополагающих принципов уголовно-исполнительного права — дифференциации, индивидуализации и стимулирования правопослушного поведения. В научном и правоприменительном дискурсе в качестве альтернатив традиционному механизму обсуждаются две основные концепции: оставление положительно характеризующихся осужденных в ВК по достижении 19 лет (вплоть до 21 года) и их перевод в колонии-поселения. Эти инициативы, хотя и не нашедшие на текущий момент окончательного законодательного закрепления в виде конкретных поправок, заслуживают детального анализа, поскольку отражают эволюцию подходов к ресоциализации молодых правонарушителей [2, c. 224].

Инициатива об оставлении положительно характеризующихся осужденных в воспитательных колониях до 21 года исходит из признания того, что психологическая и социальная зрелость лица не наступает одномоментно в день его 19-летия. Целью предложения является предотвращение деструктивного влияния среды взрослых исправительных колоний на молодых людей, демонстрирующих устойчивую положительную динамику. Теоретически это позволило бы сохранить преемственность воспитательного процесса, укрепить сформированные в ВК социально полезные навыки и связи, а также избежать психологической травмы, связанной с резкой сменой пенитенциарной среды. Однако, как показывает анализ неудачного исторического опыта подобных изменений, успех данной модели критически зависит от решения ряда сложнейших организационных задач. Для ее реализации необходимы не только изменение нормы закона, но и создание в ВК эффективных механизмов раздельного содержания и дифференцированного подхода к разновозрастным группам осужденных (несовершеннолетние и лица 19–21 года), а также существенное усиление психолого-педагогического и охранного персонала. Без этого сохраняется риск воспроизведения негативных явлений прошлого, таких как рост напряженности и внутренней иерархии среди осужденных [5, c. 113].

Существует альтернативное предложение о переводе осужденных, достигших 19 лет, в колонии-поселения. Эта концепция предлагает иной путь смягчения «пенитенциарного шока». Колония-поселение как вид исправительного учреждения характеризуется значительно более мягким режимом по сравнению с обычными исправительными колониями: отсутствие охраны по периметру, проживание в общежитиях, возможность свободного передвижения в пределах территории и за ее пределами в установленное время. Перевод в такое учреждение мог бы стать логичным промежуточным звеном между воспитательной колонией и полным освобождением, выполняя функцию социальной адаптации. Он позволил бы молодому человеку начать восстанавливать навыки самостоятельной жизни в условиях, максимально приближенных к свободе, — трудоустраиваться, учиться, планировать бюджет. Критическим для данного предложения является вопрос критериев отбора: перевод в колонию-поселение должен быть строго обоснован и доступен только тем, кто не представляет риска для общества и доказал свое исправление. Кроме того, требуется законодательное уточнение процедуры такого перевода в рамках существующей системы видов исправительных учреждений.

Независимо от выбора конкретной модели, центральное место в ней должны занимать объективные и прозрачные критерии, на основании которых принимается решение о применении льготного механизма. Действующее законодательство уже содержит развитую систему таких критериев, заложенную в ст. 132 УИК РФ. Понятие «положительная характеристика» операционализируется через конкретные, поддающиеся проверке поведенческие показатели: отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестное отношение к труду и учебе. Наиболее значимым материальным подтверждением положительной характеристики выступает нахождение осужденного в облегченных или льготных условиях отбывания наказания. Перевод в эти условия является не автоматическим, а результатом последовательного правопослушного поведения. Например, для перевода из обычных в облегченные условия осужденным мужчинам, впервые отбывающим лишение свободы, необходимо отбыть три месяца без нарушений, добросовестно относясь к труду и учебе. Льготные же условия предназначены специально для подготовки к освобождению и являются высшей ступенью в этой «лестнице стимулирования». Так, сам факт отбывания наказания в облегченных или льготных условиях служит формализованным доказательством того, что осужденный встал на путь исправления и может рассматриваться в качестве кандидата на применение специальных, поощрительных правил перевода по достижении совершеннолетия [3, c. 225].

Обе рассмотренные законодательные инициативы являются прямым воплощением принципов уголовно-исполнительного права. Принцип индивидуализации требует, чтобы средства исправления применялись с учетом личности осужденного и его поведения. Предлагаемые модели переводят фокус с обезличенного возрастного признака на персональные достижения и риски конкретного молодого человека, позволяя дифференцировать его дальнейшую судьбу. Принцип стимулирования правопослушного поведения получает в этих предложениях мощное развитие. Перспектива не быть переведенным в суровые условия взрослой колонии, а остаться в более щадящей воспитательной среде или перейти в колонию-поселение становится мощным долгосрочным стимулом для несовершеннолетнего осужденного. Это формирует у него осознанную заинтересованность в соблюдении режима, активном участии в воспитательных мероприятиях, получении образования и профессии. Как отмечается в научных исследованиях, эффективное стимулирование направлено не только на поддержание текущей дисциплины, но и на формирование у осужденного качеств социально активной личности, готовой к жизни после освобождения. Новые инициативы, по сути, создают правовую перспективу, связывающую правопослушное поведение «здесь и сейчас» со значимыми, ощутимыми улучшениями будущих условий отбывания наказания.

Так, предлагаемые законодательные инициативы знаменуют собой переход от карательного автоматизма к гуманистической логике, основанной на оценке индивидуального прогресса осужденного. Их потенциальная эффективность в деле ресоциализации несовершеннолетних представляется высокой, однако она не может быть реализована механическим изменением одной нормы закона. Успех зависит от создания комплексной системы, включающей четкие процедурные правила отбора на основе действующих критериев ст. 132 УИК РФ, обеспечение безопасности и раздельного содержания в учреждениях, а также подготовку кадров для работы с новой категорией осужденных. Дальнейшее реформирование должно быть основано на тщательном анализе как международного опыта, так и отечественных исторических уроков, с обязательным пилотным тестированием и мониторингом результатов.

Анализ судебной практики, в частности обзоров Верховного Суда РФ и решений по конкретным делам, связанным с исполнением наказания в ВК, представляет собой второй критически важный эмпирический источник. Он позволяет сместить фокус с формальных норм на процедурные проблемы и защиту прав осужденных.

Наиболее показательными являются категории дел, связанные с:

  1. Обжалованием условий содержания: жалобы на ненадлежащее медицинское обеспечение, санитарно-гигиенические условия, организацию питания или обучения. Массив таких жалоб и результаты их рассмотрения судами являются прямым индикатором соответствия реальности стандартам, установленным законом.
  2. Оспариванием решений о переводе: как переводов в строгие условия отбывания наказания внутри ВК (на основании ст. 132 УИК РФ), так и решений о переводе в исправительные колонии по достижении совершеннолетия. Практика показывает, насколько прозрачны и обоснованы процедуры таких переводов, учитываются ли индивидуальные характеристики и положительная динамика поведения осужденного.
  3. Применением мер взыскания и поощрения: судебные споры вокруг правомерности наложения дисциплинарных взысканий (например, водворение в штрафной изолятор) или, наоборот, необоснованного отказа в применении мер поощрения (например, перевод на облегченные условия) демонстрируют баланс между карательной и воспитательной функциями администрации ВК в повседневной практике.

Систематический анализ такой практики позволяет выявить типичные нарушения процедур, злоупотребления со стороны администрации, а также сформировать рекомендации по совершенствованию ведомственных инструкций и контроля за их исполнением. Отсутствие же регулярных публичных обзоров подобной практики Верховным Судом РФ лишает научное и экспертное сообщество важнейшего инструмента для объективной оценки правоприменения.

Определение эффективности реформы является концептуально сложной задачей. Эффективность исполнения наказания в научной литературе понимается как способность пенитенциарной системы достигать целей наказания, закрепленных в законе (исправление, предупреждение новых преступлений), с оптимальным использованием ресурсов. Применительно к ВК и реформе, нацеленной на гуманизацию и ресоциализацию, эта общая категория должна быть операционализирована через конкретные критерии: критерий ресоциализации и предотвращения рецидива: уровень постпенитенциарного рецидива (как указано выше), успешность социальной адаптации: критерий гуманизации процесса отбывания наказания, динамика численности осужденных, переведенных на облегченные и льготные условия содержания в ВК, как стимул к правопослушному поведению, количество осужденных, оставленных в ВК после 18 лет на основании положительной динамики, статистика участия в образовательных, профессиональных и психокоррекционных программах, снижение числа конфликтов и дисциплинарных взысканий внутри колонии, а также критерий системной эффективности и экономической целесообразности.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что реформа системы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, направленная на преодоление автоматизма перевода во взрослые исправительные учреждения, сталкивается с системными проблемами. Основной вывод заключается в существовании глубокого разрыва между прогрессивными законодательными инициативами, основанными на принципах индивидуализации и гуманизации, и пенитенциарной реальностью. Попытки внедрить гибкие механизмы (оставление в ВК до 21 года или перевод в колонии-поселения) наталкиваются на неустранимые в краткосрочной перспективе барьеры: негативный исторический опыт, риски субъективизма и коррупции при оценке поведения осужденных, а также критический дефицит кадровых и материальных ресурсов. Эмпирический анализ подтверждает, что система испытывает острую нехватку достоверной статистики и прозрачной судебной практики, что делает окончательную оценку эффективности любых изменений преждевременной.

В этой связи основными направлениями для совершенствования политики являются: разработка детальных, объективных и публичных критериев для принятия решений о судьбе осужденных, достигших совершеннолетия; кардинальная переподготовка персонала с акцентом на возрастную психологию и восстановительные технологии; создание эффективной системы межведомственного пострелизного сопровождения. Перспектива дальнейших исследований видится в организации независимого мониторинга правоприменения и налаживании системного сбора данных, что является необходимым условием для перехода от точечных законодательных корректировок к построению целостной модели ресоциализации, балансирующей между безопасностью и педагогическими целями.

Литература:

  1. Ананьев О. Г., Ананьева Ж. Н. К отдельным вопросам гуманизации наказаний в УИС // Право и государство: теория и практика. 2025. № 5. С. 517–520.
  2. Кунц Е. В. Проблемы назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних // В сборнике: Юридическая наука и практика. альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2023. С. 223–226.
  3. Никишин Д. Л., Орешкова Д. О. Отличительные юридико-социальные особенности исполнения и отбывания наказания в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 10–2. С. 223–232.
  4. Пасечник В. Н. Правовое регулирование порядка исполнения наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних осужденных // В сборнике: Вестник молодого ученого Кузбасского института. Сборник научных статей. Новокузнецк, 2024. С. 108–110.
  5. Сошникова И. В. Реабилитация в уголовном процессе // В сборнике: Университетские правовые диалоги. Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2024. С. 112–114.
  6. Тепляшин П. В. Субъекты исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: юридические вопросы // В сборнике: Актуальные проблемы права и пути их решения. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2022. С. 405–408.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный