Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовая основа профилактики ювенальной преступности

Юриспруденция
23.01.2017
163
Поделиться
Библиографическое описание
Муселян, Г. Г. Правовая основа профилактики ювенальной преступности / Г. Г. Муселян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38479/.


Проблема смены целевых ориентиров уголовно-правового воздействия на правонарушителя, и в особенности правонарушителя несовершеннолетнего, является гораздо более масштабной.

На самом деле речь должна идти об изменении уголовной политики, в том числе ювенальной.

Современная уголовно-правовая, криминологическая, уголовно-процессуальная науки уделяют этой проблеме немало внимания. Основной импульс научного осмысления изменения уголовной политики — неудовлетворенность общества результативностью доктрины карательного правосудия.

Совершенствование правовых мер профилактики ювенальной преступности, как нам представляется, должно идти по двум направлениям.

Это, во-первых, устранение пробелов и недостатков в правовых нормах, регламентирующих ответственность несовершеннолетних правонарушителей, взрослых, вовлекающих их в преступную и иную антиобщественную деятельность, а также родителей за ненадлежащее воспитание своих детей.

Первостепенное значение здесь приобретает, на наш взгляд, совершенствование уголовного законодательства.

Во-вторых, это принятие и введение в действие законов, закрепляющих политику государства в области воспитания подрастающего поколения.

Среди проблем совершенствования уголовно-правовых мер профилактики преступности несовершеннолетних важное место занимает вопрос о правильности установления возрастного порога уголовной ответственности и реализации этой ответственности путем применения наказания и иных мер уголовно-правового характера. В литературе последних лет эта проблема активно обсуждается, однако единого мнения по этому вопросу так и не выработано.

Существенное разнообразие мнений по поводу нижней возрастной границы привлечения лица к уголовной ответственности можно условно классифицировать на три основные группы.

  1. Ряд авторов высказываются за понижение возраста уголовной ответственности до 12 лет. В основном, речь идет о лицах, совершивших тяжкие насильственные преступления, связанные с убийством и причинением тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью. Аргументация этой позиции представляется вполне убедительной. Детская преступность стала более изощренной и жестокой, повысилось число убийств. Если десять лет назад дети совершали в среднем по четыре убийства в год, то за последние два года число таких убийств возросло до 60. фактическая безнаказанность 12–13 летних убийц не способствует предупреждению совершения ими преступлений в дальнейшем и возмущает общественное мнение.
  2. Некоторые исследователи рассматриваемой проблемы пришли к выводу о необходимости повышения возраста уголовной ответственности за все преступления до 16 лет.
  3. Следующая группа авторов в целом считают правильным возрастной порог уголовной ответственности, закрепленный в ныне действующем УК РФ.

При исследовании проблемы возраста, с которого наступает ответственность за противоправные действия, следует исходить из двух аспектов; а) возрастной вменяемости, б) возрастной ответственности за правонарушения, когда безнаказанность может быть стимулом к формированию личности, склонной к совершению правонарушений.

Уголовное законодательство Российской Федерации исходит из того, что несовершеннолетние — это особая категория людей, находящаяся в стадии развития и становления как личностей, и поэтому нуждающаяся в особой защите и особом регулировании их отношений, как между собой, так и с обществом в целом.

Главным для уголовной ответственности является определение соответствия развития несовершеннолетнего, его возрастному стандарту, установленному законом, что не соответствует понятию «вменяемость».

Нам представляется наиболее обоснованным предложение о снижении возраста уголовной ответственности за тяжкие насильственные преступления до 12 лет.

Вместе с тем, для принятия такого решения на законодательном уровне необходимо учитывать не только возможности осознания подростками этого возраста общественной опасности совершенных ими деяний и руководство своими действиями, но и, что гораздо более важно, возможность путем применения к ним мер уголовно-правового воздействия достичь целей исправления и предупреждения совершения преступлений, то есть, необходима эффективная система уголовных наказаний, предусмотренных для малолетних преступников.

Особенно важно подчеркнуть, что возрастной порог уголовной ответственности не связан с неким абсолютным порогом, по достижении которого несовершеннолетний разбирается в любых вопросах, понимает значение любых поступков и может руководить ими.

Отечественный законодатель, принимал решение о возрасте уголовной ответственности корректно с психологической точки зрения. Анализируя законодательное определение составов, возраст привлечения к ответственности за которые понижен до 14 лет, мы пришли к выводу о необходимости некоторого расширения ч. 2 ст. 20 УК РФ 1996 г. Не претендуя на исчерпывающий характер вносимых предложений и их аргументации, укажем на некоторые возможности в этом отношении.

Во-первых, они вытекают из системно-структурного анализа содержания УК. Так, нелогично отсутствие в перечне указания на ст. 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»; ведь налицо особо опасный вид вандализма в широком смысле этого слова, а менее опасный вид в перечне имеется. Противоправность и общественная опасность деяния, предусмотренного ст. 244 очевидны. Логика требует и включения в список ст. ст. 317–318, устанавливающих специальный случай ответственности за посягательство на жизнь и здоровье представителей власти в том числе сотрудников правоохранительных органов.

Во-вторых, рост организованной преступности несовершеннолетних, в том числе деяний, в которых участвуют нередко в качестве лидеров лица 14–15-летнего возраста, жестокость обращения этих лиц со своими жертвами, требует, на наш взгляд, дополнить перечень ч. 2 ст. 20 указанием на ст. 117 (истязания), 119 (угроза убийством).

Катастрофическое распространение венерических заболеваний среди несовершеннолетних (рост более чем в 70 раз, по сравнению с советским периодом) указывает на целесообразность введения ответственности с 14 лет за заведомое заражение другого лица, в том числе несовершеннолетнего, а также за заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

Прогноз развития компьютерной преступности в стране, в том числе основанный на западном опыте, указывает, что состав хакеров (лиц, незаконно оперирующих компьютерными системами и их данными) в значительной степени состоит из подростков, в том числе не достигших возраста 10 лет. Кроме того, именно этот контингент часто виновен в создании, использовании и распространении вредоносных программ для ЭВМ, способных причинить огромный вред. В этой связи желательно включение в перечень ч. 20 ст. 20 указания на ст. ст. 272 и 273 УК РФ.

В жизни нередко встречаются случаи, когда возраст несовершеннолетнего по числу прожитых лет (паспортный возраст) и фактический уровень интеллектуального и волевого развития, способности осознавать значение своих действий и руководить ими в уголовно значимых ситуациях не совпадают друг с другом, характеризуясь разрывом.

Новый институт освобождения от уголовной ответственности лиц, обладающих признаками необходимыми и достаточными для оценки их общей вменяемости или невменяемости, сформулирован в ч. 3 ст. 20 УК РФ.

В УК не указаны меры, которые можно применять для предотвращения новых случаев общественно опасного поведения подростков, освобожденных от уголовной ответственности по основаниям ч. 3 ст. 20. Очевидна невозможность применения в данном случае мер медицинского характера, а также принудительных мер воспитательного воздействия.

Выход, по-видимому, в применении мер через комиссии по делам несовершеннолетних или аналогичные органы, содержанием которых должен являться интенсивный воспитательный надзор и психолого-педагогическая помощь.

Непосредственно, в число понятий, которым необходимо дать нормативное определение в тексте соответствующих законов, по нашему мнению, следует включить:

‒ предупреждение социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ субъект предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ объект предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ меры предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде, применяемые к физическим лицам;

‒ меры предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде, применяемые к юридическим лицам;

‒ профилактическая помощь;

‒ программа предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ профилактическая паспортизация объектов;

‒ критерии профилактической защищенности объекта;

‒ учет лиц, нуждающихся в применении к ним индивидуальных мер профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде [1, c. 100–101].

Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека. А также, исходит из того, что необходимо подготавливать детей к полноценной жизни в социуме, развитие их творческих успехов, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, а также развитие их спортивной жизни [2, c. 88–89].

Тема борьбы с преступностью несовершеннолетних длительное время находится в центре внимания мирового сообщества [3, c. 4].

Криминальная ситуация в России показывает, что уровни опасности и объема преступности несовершеннолетних, тенденции ее развития стали представлять реальную угрозу национальной безопасности страны [4, c. 188].

Мировая практика свидетельствует о том, что рыночные отношения предусматривают честный и добросовестный труд. А нравственное отношение к труду надо воспитывать с детства, и эта обязанность должна лежать, прежде всего, на родителях.

Вместе с тем наше государство еще не является правовым и цивилизованным. И хотя переходный период будет длиться еще не один год, следует стремиться к тому, чтобы правовая обязанность граждан готовить своих детей к труду, воспитывать их достойными членами общества постепенно переросла в нравственную обязанность.

Возможно, тогда и не надо будет акцентировать внимание на этих вопросах, но, как представляется, в Основном Законе государства такая обязанность родителей по отношению к своим детям должна быть зафиксирована.

Литература:

  1. Арутюнян, А. Д. Профилактика социальных отклонений в ювенальной сфере // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 июля 2016 г., г. Пермь). В 3 ч. Ч.3 / — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. C.100–101.
  2. Арутюнян, А.Д., Валуйсков, Н. В. Международная и внутригосударственная защита прав и интересов несовершеннолетних // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2015 г., г. Казань). / в 3 ч. Ч.2 — Уфа: АЭТЕРНА, 2015. — 220 с.
  3. Валуйсков, Н. В. Концепция развития системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних в России. Научно-практическое пособие / Москва, 2010.
  4. Арутюнян, А.Д., Валуйсков, Н. В. Современная политика борьбы с преступностью несовершеннолетних // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 октября 2014г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, 2014. — 332 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 455-458):
Часть 5 (cтр. 429-521)
Расположение в файле:
стр. 429стр. 455-458стр. 521

Молодой учёный